Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 16:06, курсовая работа
В современных условиях руководству любой организации следует признать – существование экономически эффективной компании попросту невозможно без продуманной системы повышения квалификации кадров… причем, это касается как рядовых работников, так и менеджеров высшего звена. Само собой разумеется, что такая система должна быть прекрасно организована (особенно, в плане соответствия программ обучения текущим и будущим потребностям компании,… увы, несоответствие большинства российских корпоративных программ современным реалиям давно стало притчей во языцех и серьезно тормозит развитие многих отечественных компаний), оснащена на высоком техническом уровне (это тем более важно, что освоение большинства современных специальностей попросту немыслимо без специального технического и программного обеспечения) и – разумеется! – являться частью цельной стратегии компании.
ВВЕДЕНИЕ
1.Проблемы трудовых ресурсов. Подготовка. Переподготовка. Повышение уровня квалификации. Конкурентоспособность.
2.Дорожные центы подготовки
3.Договорные отношения «Вуз-предприятие». Инвестиции в трудовые ресурсы.
4.Совершенствование обучения работников ведущих профессий
5.Профессиональная подготовка и обучение кадров на станции
6.Мобильность кадров
7.Профессиональная ориентация и адаптация в коллективе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемой литературы
3.ДОГОВОРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ «ВУЗ - ПРЕДПРИЯТИЕ».
ИНВЕСТИЦИИ В ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ.
К настоящему
времени в зарубежной экономической
теории и хозяйственной практике
утвердилась кадрово-
Сам факт возникновения этой проблемы и сложность ее решения объясняются двойственностью положения вуза. С одной стороны, он является одним из элементов рыночной экономики, образующим и поддерживающим рыночные отношения. Так, формируя рынок высококвалифицированной рабочей силы, он выступает товаропроизводителем. Затем он является субъектом рынка научной продукции, представляя собой одновременно товаропроизводителя и потребителя. Кроме того, вуз обеспечивает функционирование других товаропроизводителей различными услугами, являясь при этом элементом инфраструктуры рынка. В современных условиях и отечественные вузы, финансовые потребности которых из госбюджета удовлетворяются лишь на 30-40 %, вынуждены проводить обширные маркетинговые исследования, оценивая текущее состояние и перспективы рынков труда и научной продукции. Подобная работа позволяет выявить наиболее очевидные пробелы в кадровом потенциале предприятий, обусловленные принципиальными изменениями в условиях хозяйствования, и начать подготовку специалистов, дефицит которых наиболее болезненно сказывается на производственной деятельности. Кроме того, появляется возможность определить тематику исследовательских программ, представляющих взаимный интерес для вузов и предприятий. Тем самым усиливается рыночная ориентация вуза.
В подобной ситуации в лучших условиях находятся те учебные заведения, которые накопили достаточный опыт успешного сотрудничества с предприятиями на основе договорных отношений. Договорные отношения «вуз - предприятие» предполагают взаимовыгодное сотрудничество по трем направлениям деятельности: подготовка специалистов с высшим образованием, переподготовка и повышение квалификации, проведение прикладных исследований. Когда в университете началась реализация системы целевой индивидуальной подготовки студентов (ЦИПС), наступил новый этап во взаимоотношениях «вуз - предприятие». Учитывая конкретные потребности заказчиков, ЦИПС позволяет студентам - усилить и расширить отдельные элементы подготовки по осваиваемой ими специальности либо дополнительно приобрести вторую специальность. Предприятия же получают необходимое количество специалистов с заданными качественными характеристиками и привлекают научный потенциал вуза к решению конкретных технических, экономических, управленческих задач. У вуза при этом появляются дополнительный источник финансовых поступлений и возможность поддерживать качество обучения на высоком уровне за счет более тесных и разнообразных контактов с предприятиями. Эти контакты включают совместное проведение профориентационной работы, определение целей и содержания подготовки, организацию практики и стажировки, оснащение учебных и научных лабораторий, контроль качества обучения.
Интересно, что если на начальном этапе, вступая в договорные отношения в рамках программ ЦИПС, предприятия стремились, прежде всего, преодолеть неопределенность в изучении качества подготовки молодых специалистов, то теперь их заботит и проблема количества. Ведь, по имеющимся оценкам, за последние 8 лет доля юношей и девушек от 18 до 30 лет снизилась на предприятиях железнодорожного транспорта с 22 до 18 %, а обеспеченность отрасли специалистами с высшим образованием упала за последние годы на 5%.
В соответствии с указанием МПС России введена совместная с железными дорогами работа по потребности в подготовке и переподготовке специалистов в области управления с учетом изменений во внешне хозяйственной среде деятельности предприятия отрасли.
Работа во время практики после первого и второго курсов позволяют руководителям практики и заинтересованным работникам предприятия-заказчика составить общее представление о способностях студента, его творческом потенциале, поведенческих характеристиках и в результате определить, в каких должностях возможна его наиболее полная реализация как специалиста. С учетом этого составляется программа прохождения студентами дальнейшей практики непосредственно на их будущих рабочих местах.
При условии успешного освоения студентом основной и дополнительной учебной программы и качественного выполнения заданий практики в договоре ЦИПС предусмотрена доплата к стипендии в размере, устанавливаемом заказчиком.
Помимо прямого финансирования отдельных элементов подготовки конкретных студентов (дополнительных учебных программ, практики, стажировки) предприятия в рамках договорных отношений с вузом направляют средства на закупку учебного и научного оборудования, что позволяет удерживать обучение на современном уровне.
Многолетний
опыт плодотворного сотрудничества
вузов с предприятиями
Непрерывность образования наряду с получением заочного образования, прохождением курсов переподготовки и повышения квалификации, предусматривает экономическую учебу, организуемую на предприятиях. Осталась в прошлом практика проведения экономической учебы «для галочки»; сегодня и рядовые, и руководящие работники проявляют вполне понятную заинтересованность в изучении основ рыночного хозяйства, ознакомлении с современными методами внутрипроизводственной организации и управления.
Очевидно,
что с подобной работой предприятия
не могут справиться самостоятельно. В
свою очередь, вузы способны выполнить
ее лишь частично, так как не знакомы со
структурой кадрово-образовательного
потенциала конкретного предприятия,
особенностями методов управления и стиля
руководства, наработанным коллективом
опытом перестройки хозяйственной деятельности
и др. Поэтому понятно, что организация
и успешное проведение экономической
учебы возможны лишь при тесном сотрудничестве
предприятий с вузами в рамках договорных
отношений. В этом случае предприятия
могут контролировать качество оплачиваемой
ими услуги (курса занятий) на всех этапах,
начиная с разработки ее качественных
характеристик и заканчивая оценкой эффективности.
Вполне очевидны и те преимущества, которые
дает такая форма организации экономической
учебы преподавателям вуза и, конечно
же, самим слушателям.
4.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
ОБУЧЕНИЯ РАБОТНИКОВ
ВЕДУЩИХ ПРОФЕССИЙ.
Совершенствование
профессиональных знаний и навыков
основных участников перевозочного
процесса - машинистов локомотивов, дежурных
по станциям и поездных диспетчеров - является
важнейшим направлением профилактической
работы по обеспечению безопасности движения
поездов. Это - основа действующей на железнодорожном
транспорте системы подготовки и повышения
квалификации работников. Ведь наряду
с новичками, которые еще не в полной мере
овладели своей специальностью, и опытные
специалисты в ряде случаев допускают
ошибки, приводящие к серьезным последствиям.
Участники перевозочного процесса должны обладать профессиональной компетентностью, уметь предвидеть возникновение и развитие чрезвычайных ситуаций, своевременно выявлять предпосылки к нарушению безопасности
поездов, полностью исключать их или быть готовыми к лиголизации последствий. Опыт проведения специализации занятий с машинистами-инструкторами дорогах подтверждает эффективность предъявляемых требований в процессе обучения.
Обучающие должны иметь полное представление о важнейших моментах формирования личности участника перевозочного процесса и его социальной зрелости.
К сожалению, таких специалистов до настоящего времени в отрасли не готовили. Некоторые сдвиги в решении этой проблемы наметились с созданием в вузах МПС специальных кафедр, которые призваны обеспечить знание будущими инженерами путей сообщения основ работы железных дорог и правил их технической эксплуатации, особенностей функционирования человеко-машинных систем, динамики взаимодействия подвижного состава и пути и, наконец, способов ликвидации последствий чрезвычайных происшествий.
В процессе обучения, как и при проведении профилактической работы по обеспечению безопасности движения, непосредственные участники перевозочного процесса должны получать наглядное представление о том, как влияют на их работу состояние организма, психофизиологические возможности, погода и другие факторы. Так, внезапные проверки готовности машинистов к поездке показали, что лишь у половины из них состояние организма при явке на работу полностью соответствует норме, у 20 % находится в пределах допустимых отклонений, а у 30 % ниже нормы. После отдыха в пункте оборота - в норме у 65 %, в пределы допустимых отклонений - у 30, ниже нормы - у 5%.
Таким образом, около четверти машинистов после домашнего отдыха по своему психофизиологическому состоянию фактически к работе не подготовлены.
Проверка уровня профессиональных знаний в условиях ограниченного времени важна для предупреждения сбоев в перевозочном процессе, но снижает надежность работы машиниста в целом, так как это несколько сдерживает его мыслительный процесс.
По вопросам обучения операторов на тренажерах сегодня существуют разные точки зрения. Безусловно, тренажеры - это эффективные средства обучения. Они различаются по стоимости и характеру воздействия на обучаемого. Наибольший эффект дают тренажерные комплексы, но можно использовать и простые абстрактные модели, формирующие навыки управляющей деятельности и процесс принятия решения. Но обязательным во всех случаях является наличие реального пульта управления.
Опыт работы на тренажерах показывает, что только подготовка в условиях, близко имитирующих реальные, стимулирует максимальную заинтересованность обучаемых, необходимую для эффективной их тренировки и усвоения навыков и умений. И только в этом случае удается легко перейти с тренажера на реальный поезд или пульт диспетчера при минимальном времени стажировки и безусловном обеспечении безопасности движения.
Относительно дешевым и высокоэффективным, например для подготовки машинистов, может быть тренажер в виде вагона, включаемого в реальный поезд, где смонтированы пульты управления обучаемых и инструктора, а моделирования аудиовизуальной обстановки может быть выполнена в виде передающих телекамер, установленных в кабине машиниста локомотива, и микрофонов, связанных с аппаратурой аудио - видео воспроизведения на рабочих местах. Инфформационно-вычислителыми системасдатчнками, фиксирующими любые управляющие действия обучаемых, и система автоматического контроля и регистрации этих действий монтируются также на рабочих местах в вагоне. Такой тренажер полностью отражает реальное движение поезда и продолжительность рабочей смены в условиях монотонии, почти полного отсутствия физической нагрузки, но значительного умственного и психического напряжения.
Для
повышения эффективности
Совершенствование
подготовки основных участников перевозочного
процесса - важный фактор обеспечения
безопасности движения поездов. Накопленный
транспортными институтами научный потенциал,
наличие опытного командно - инструкторского
состава на железных дорогах позволяют
в сжатые сроки реформировать систему
повышения уровня профессиональных знании
и умений непосредственных исполнителей
и тем самым добиться стабильной безаварийной
работы стальных магистралей.
5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА И ОБУЧЕНИЕ КАДРОВ НА СТАНЦИИ.
В связи с тем, что в управлении технологическими процессами решающую роль играет человек, его опыт и профессиональная подготовка, на станции проводится большая работа по отбору, обучению оперативного и командного состава, сохранению квалифицированных кадров в условиях неизбежного сокращения штата работников.