Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 16:06, курсовая работа

Описание

В современных условиях руководству любой организации следует признать – существование экономически эффективной компании попросту невозможно без продуманной системы повышения квалификации кадров… причем, это касается как рядовых работников, так и менеджеров высшего звена. Само собой разумеется, что такая система должна быть прекрасно организована (особенно, в плане соответствия программ обучения текущим и будущим потребностям компании,… увы, несоответствие большинства российских корпоративных программ современным реалиям давно стало притчей во языцех и серьезно тормозит развитие многих отечественных компаний), оснащена на высоком техническом уровне (это тем более важно, что освоение большинства современных специальностей попросту немыслимо без специального технического и программного обеспечения) и – разумеется! – являться частью цельной стратегии компании.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1.Проблемы трудовых ресурсов. Подготовка. Переподготовка. Повышение уровня квалификации. Конкурентоспособность.

2.Дорожные центы подготовки

3.Договорные отношения «Вуз-предприятие». Инвестиции в трудовые ресурсы.

4.Совершенствование обучения работников ведущих профессий

5.Профессиональная подготовка и обучение кадров на станции

6.Мобильность кадров

7.Профессиональная ориентация и адаптация в коллективе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА СУХОЙ ЛОГ.doc

— 202.00 Кб (Скачать документ)

3.ДОГОВОРНЫЕ  ОТНОШЕНИЯ «ВУЗ - ПРЕДПРИЯТИЕ».

ИНВЕСТИЦИИ  В ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ.

 К настоящему времени в зарубежной экономической  теории и хозяйственной практике утвердилась кадрово-образовательная концепция инновационного процесса, согласно которой трудовые ресурсы, или человеческий капитал, рассматриваются как единственный источник всех перспективных качественных сдвигов в науке, технике, производстве в целом. Этим объясняется повышенный интерес к развитию системы высшего и продолженного образования. Причем на первый план сегодня выходит проблема эффективности инвестиций в подготовку и переподготовку высококвалифицированных специалистов, повышения адаптивных возможностей образовательной системы.

 Сам факт возникновения этой проблемы и  сложность ее решения объясняются двойственностью положения вуза. С одной стороны, он является одним из элементов рыночной экономики, образующим и поддерживающим рыночные отношения. Так, формируя рынок высококвалифицированной рабочей силы, он выступает товаропроизводителем. Затем он является субъектом рынка научной продукции, представляя собой одновременно товаропроизводителя и потребителя. Кроме того, вуз обеспечивает функционирование других товаропроизводителей различными услугами, являясь при этом элементом инфраструктуры рынка. В современных условиях и отечественные вузы, финансовые потребности которых из госбюджета удовлетворяются лишь на 30-40 %, вынуждены проводить обширные маркетинговые исследования, оценивая текущее состояние и перспективы рынков труда и научной продукции. Подобная работа позволяет выявить наиболее очевидные пробелы в кадровом потенциале предприятий, обусловленные принципиальными изменениями в условиях хозяйствования, и начать подготовку специалистов, дефицит которых наиболее болезненно сказывается на производственной деятельности. Кроме того, появляется возможность определить тематику исследовательских программ, представляющих взаимный интерес для вузов и предприятий. Тем самым усиливается рыночная ориентация вуза.

 В подобной ситуации в лучших условиях находятся  те учебные заведения, которые накопили достаточный опыт успешного сотрудничества с предприятиями на основе договорных отношений. Договорные отношения «вуз - предприятие» предполагают взаимовыгодное сотрудничество по трем направлениям деятельности: подготовка специалистов с высшим образованием, переподготовка и повышение квалификации, проведение прикладных исследований. Когда в университете началась реализация системы целевой индивидуальной подготовки студентов (ЦИПС), наступил новый этап во взаимоотношениях «вуз - предприятие». Учитывая конкретные потребности заказчиков, ЦИПС позволяет студентам - усилить и расширить отдельные элементы подготовки по осваиваемой ими специальности либо дополнительно приобрести вторую специальность. Предприятия же получают необходимое количество специалистов с заданными качественными характеристиками и привлекают научный потенциал вуза к решению конкретных технических, экономических, управленческих задач. У вуза при этом появляются дополнительный источник финансовых поступлений и возможность поддерживать качество обучения на высоком уровне за счет более тесных и разнообразных контактов с предприятиями. Эти контакты включают совместное проведение профориентационной работы, определение целей и содержания подготовки, организацию практики и стажировки, оснащение учебных и научных лабораторий, контроль качества обучения.

 Интересно, что если на начальном этапе, вступая  в договорные отношения в рамках программ ЦИПС, предприятия стремились, прежде всего, преодолеть неопределенность в изучении качества подготовки молодых специалистов, то теперь их заботит и проблема количества. Ведь, по имеющимся оценкам, за последние 8 лет доля юношей и девушек от 18 до 30 лет снизилась на предприятиях железнодорожного транспорта с 22 до 18 %, а обеспеченность отрасли специалистами с высшим образованием упала за последние годы на 5%.

 В соответствии с указанием МПС России введена совместная с железными дорогами работа по потребности в подготовке и переподготовке специалистов в области управления с учетом изменений во внешне хозяйственной среде деятельности предприятия отрасли.

 Работа  во время практики после первого  и второго курсов позволяют руководителям практики и заинтересованным работникам предприятия-заказчика составить общее представление о способностях студента, его творческом потенциале, поведенческих характеристиках и в результате определить, в каких должностях возможна его наиболее полная реализация как специалиста. С учетом этого составляется программа прохождения студентами дальнейшей практики непосредственно на их будущих рабочих местах.

 При условии успешного освоения студентом основной и дополнительной учебной программы и качественного выполнения заданий практики в договоре ЦИПС предусмотрена доплата к стипендии в размере, устанавливаемом заказчиком.

 Помимо  прямого финансирования отдельных элементов подготовки конкретных студентов (дополнительных учебных программ, практики, стажировки) предприятия в рамках договорных отношений с вузом направляют средства на закупку учебного и научного оборудования, что позволяет удерживать обучение на современном уровне.

 Многолетний опыт плодотворного сотрудничества вузов с предприятиями железнодорожного транспорта позволил провести совместное исследование по оценке соответствия качественных характеристик работников кадровых и экономических служб требованиям, предъявляемым  к персоналу предприятий, работающему в современной рыночной среде. В результате был сделан вывод, что многие работники не имеют достаточного образовательного уровня, а у части профиль подготовки не соответствует характеру выполняемых функций. Если все это не сказывалось на качестве их работы в прежних условиях, то сегодня может обернуться существенными экономическими, потерями, прямыми или косвенными. При этом переподготовка или повышение квалификации работников в ряде случаев не дадут результатов, так как им не хватает базовых знаний в области общетехнических, экономических, гуманитарных дисциплин. И сами работники осознают необходимость не просто получения временных знаний по ряду направлений их деятельности, а повышения своего образовательного уровня в целом. Поэтому вузы и руководство дороги признали целесообразным организацию заочного обучения работников кадровых служб по специализации «Управление персоналом» специальности «Менеджмент».

 Непрерывность образования наряду с получением заочного образования, прохождением курсов переподготовки и повышения квалификации, предусматривает экономическую учебу, организуемую на предприятиях. Осталась в прошлом практика проведения экономической учебы «для галочки»; сегодня и рядовые, и руководящие работники проявляют вполне понятную заинтересованность в изучении основ рыночного хозяйства, ознакомлении с современными методами внутрипроизводственной организации и управления.

 Очевидно, что с подобной работой предприятия  не могут справиться самостоятельно. В свою очередь, вузы способны выполнить ее лишь частично, так как не знакомы со структурой кадрово-образовательного потенциала конкретного предприятия, особенностями методов управления и стиля руководства, наработанным коллективом опытом перестройки хозяйственной деятельности и др. Поэтому понятно, что организация и успешное проведение экономической учебы возможны лишь при тесном сотрудничестве предприятий с вузами в рамках договорных отношений. В этом случае предприятия могут контролировать качество оплачиваемой ими услуги (курса занятий) на всех этапах, начиная с разработки ее качественных характеристик и заканчивая оценкой эффективности. Вполне очевидны и те преимущества, которые дает такая форма организации экономической учебы преподавателям вуза и, конечно же, самим слушателям. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  ОБУЧЕНИЯ  РАБОТНИКОВ ВЕДУЩИХ  ПРОФЕССИЙ. 

 Совершенствование профессиональных знаний и навыков  основных участников перевозочного  процесса - машинистов локомотивов, дежурных по станциям и поездных диспетчеров - является важнейшим направлением профилактической работы по обеспечению безопасности движения поездов. Это - основа действующей на железнодорожном транспорте системы подготовки и повышения квалификации работников. Ведь наряду с новичками, которые еще не в полной мере овладели своей специальностью, и опытные специалисты в ряде случаев допускают ошибки, приводящие к серьезным последствиям. 

 Участники перевозочного процесса должны обладать профессиональной компетентностью, уметь предвидеть возникновение и развитие чрезвычайных ситуаций, своевременно выявлять предпосылки к нарушению безопасности

поездов, полностью исключать их или быть готовыми к лиголизации последствий. Опыт проведения специализации занятий с машинистами-инструкторами дорогах подтверждает эффективность предъявляемых требований в процессе обучения.

 Обучающие должны иметь полное представление  о важнейших моментах формирования личности участника перевозочного процесса и его социальной зрелости.

 К сожалению, таких специалистов до настоящего времени в отрасли не готовили. Некоторые сдвиги в решении этой проблемы наметились с созданием в вузах МПС специальных кафедр, которые призваны обеспечить знание будущими инженерами путей сообщения основ работы железных дорог и правил их технической эксплуатации, особенностей функционирования человеко-машинных систем, динамики взаимодействия подвижного состава и пути и, наконец, способов ликвидации последствий чрезвычайных происшествий.

 В процессе обучения, как и при проведении профилактической работы по обеспечению безопасности движения, непосредственные участники перевозочного процесса должны получать наглядное представление о том, как влияют на их работу состояние организма, психофизиологические возможности, погода и другие факторы. Так, внезапные проверки готовности машинистов к поездке показали, что лишь у половины из них состояние организма при явке на работу полностью соответствует норме, у 20 % находится в пределах допустимых отклонений, а у 30 % ниже нормы. После отдыха в пункте оборота - в норме у 65 %, в пределы допустимых отклонений - у 30, ниже нормы - у 5%.

 Таким образом, около четверти машинистов после домашнего отдыха по своему психофизиологическому состоянию фактически к работе не подготовлены.

 Проверка  уровня профессиональных знаний в условиях ограниченного времени важна  для предупреждения сбоев в перевозочном процессе, но снижает надежность работы машиниста в целом, так как  это несколько сдерживает его  мыслительный процесс.

 По  вопросам обучения операторов на тренажерах сегодня существуют разные точки зрения. Безусловно, тренажеры - это эффективные средства обучения. Они различаются по стоимости и характеру воздействия на обучаемого. Наибольший эффект дают тренажерные комплексы, но можно использовать и простые абстрактные модели, формирующие навыки управляющей деятельности и процесс принятия решения. Но обязательным во всех случаях является наличие реального пульта управления.

 Опыт  работы на тренажерах показывает, что  только подготовка в условиях, близко имитирующих реальные, стимулирует максимальную заинтересованность обучаемых, необходимую для эффективной их тренировки и усвоения навыков и умений. И только в этом случае удается легко перейти с тренажера на реальный поезд или пульт диспетчера при минимальном времени стажировки и безусловном обеспечении безопасности движения.

 Относительно  дешевым и высокоэффективным, например для подготовки машинистов, может быть тренажер в виде вагона, включаемого в реальный поезд, где смонтированы пульты управления обучаемых и инструктора, а моделирования аудиовизуальной обстановки может быть выполнена в виде передающих телекамер, установленных в кабине машиниста локомотива, и микрофонов, связанных с аппаратурой аудио - видео воспроизведения на рабочих местах. Инфформационно-вычислителыми системасдатчнками, фиксирующими любые управляющие действия обучаемых, и система автоматического контроля и регистрации этих действий монтируются также на рабочих местах в вагоне. Такой тренажер полностью отражает реальное движение поезда и продолжительность рабочей смены в условиях монотонии, почти полного отсутствия физической нагрузки, но значительного умственного и психического напряжения.

 Для повышения эффективности управляющей  деятельности основных участников перевозочного процесса необходимо использовать пособия, разрабатываемые с учетом требовании закона опережающего поведения, важности основных действий, обеспечивающих выход из аварийной ситуации (изучение обучаемыми примерно 20 % общего числа факторов позволяет им в 80 % случаев обеспечить безошибочную деятельность), усвоения и переработки информации памятью, формирования психологических структур деятельности и наличия лидерства в обучаемых группах. Лучшей результативности обучения способствует формирование учебных групп из работников с равными профессиональными знаниями и умениями. При работе с индивидуальными средствами отображения информации в подгруппе должно быть не более пяти, а с коллективными - девяти человек. Кроме того, необходимо учитывать снижение у обучаемых мотивации к приобретению новых знаний при получении ими явно заниженной или завышенной оценки.

 Совершенствование подготовки основных участников перевозочного  процесса - важный фактор обеспечения  безопасности движения поездов. Накопленный транспортными институтами научный потенциал, наличие опытного командно - инструкторского состава на железных дорогах позволяют в сжатые сроки реформировать систему повышения уровня профессиональных знании и умений непосредственных исполнителей и тем самым добиться стабильной безаварийной работы стальных магистралей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА И ОБУЧЕНИЕ КАДРОВ НА СТАНЦИИ.

В связи  с тем, что в управлении технологическими процессами решающую роль играет человек,  его опыт и профессиональная подготовка, на станции проводится большая работа по отбору, обучению оперативного и командного состава, сохранению квалифицированных кадров в условиях неизбежного сокращения штата работников.

Информация о работе Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров на предприятии