Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 16:06, курсовая работа
В современных условиях руководству любой организации следует признать – существование экономически эффективной компании попросту невозможно без продуманной системы повышения квалификации кадров… причем, это касается как рядовых работников, так и менеджеров высшего звена. Само собой разумеется, что такая система должна быть прекрасно организована (особенно, в плане соответствия программ обучения текущим и будущим потребностям компании,… увы, несоответствие большинства российских корпоративных программ современным реалиям давно стало притчей во языцех и серьезно тормозит развитие многих отечественных компаний), оснащена на высоком техническом уровне (это тем более важно, что освоение большинства современных специальностей попросту немыслимо без специального технического и программного обеспечения) и – разумеется! – являться частью цельной стратегии компании.
ВВЕДЕНИЕ
1.Проблемы трудовых ресурсов. Подготовка. Переподготовка. Повышение уровня квалификации. Конкурентоспособность.
2.Дорожные центы подготовки
3.Договорные отношения «Вуз-предприятие». Инвестиции в трудовые ресурсы.
4.Совершенствование обучения работников ведущих профессий
5.Профессиональная подготовка и обучение кадров на станции
6.Мобильность кадров
7.Профессиональная ориентация и адаптация в коллективе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемой литературы
С этой целью создаются и действуют образовательные подразделения. Проводится большая организационная работа, в результате которой необходимо получение лицензии на ведение подготовки, переподготовки и повышение квалификации кадров. В соответствии с лицензией станция имеет возможность готовить на базе общего среднего образования работников широкого круга специальностей: операторов поста централизации, операторов ЭВМ и сортировочной горки, сигналистов, составителей поездов четвертого разряда и после курсового обучения без отрыва от производства составителей поездов пятого разряда, а в грузовом цехе - приемщиков поездов и товарных кассиров. Организация процесса обучения регламентируется учебными планами, разрабатываемыми индивидуально на основе учебных программ. Непосредственное руководство образовательным подразделением возложено на инженера технического отдела.
Профессиональная подготовка кадров на станции включает теоретическое обучение и профессиональную практику.
Практические занятия проходят непосредственно на рабочих местах. Вновь принимаемые, на станцию, работники после медицинского освидетельствования проходят вводный инструктаж и в присутствии инженера по охране труда знакомятся с маршрутом служебного прохода к рабочему месту. Для обеспечения тесной привязки обучения к местным условиям и принятой на станции технологии, всестороннего изучения должностных обязанностей и действий в нестандартных ситуациях обучающийся работник закрепляется за опытным высококвалифицированным не освобожденным от основной работы инструктором производственного обучения, который в течение всего времени учебы несет за него ответственность.
Теоретические занятия и консультации с педагогическим персоналом организует инженер по подготовке кадров. Воспользоваться учебной литературой, местными нормативными документами или получить ответ на возникшие вопросы работник может в любое удобное для него время. А непосредственно на рабочем месте не только закрепляются теоретические знания, но и под руководством опытного наставника обучающийся детально рассматривает последовательность действий, обращает внимание на те элементы технологических, операций, при выполнении которых, наиболее возможны ошибки и нарушения в работе, разбирает конкретные примеры. Подготовка кадров массовых профессий заканчивается сдачей ими квалификационных экзаменов.
Обновление материально-технической базы станции, переоснащение рабочих мест требует переобучения работников, ознакомления их с новой техникой.
Важное направление технического обучения - подготовка оперативного персонала, выполняющего операции по приготовлению поездных и маневровых маршрутов, - дежурных по станции, операторов постов централизации и сортировочной горки.
Рабочий план, составленный для технического обучения дежурных по станции, включает в себя изучение положений ПТЭ и Инструкций, техническо-распорядительного акта, а также изменений в технологии работы с поездами и вагонами. С командным составом станции проводится разбор и анализ обстоятельств случаев брака, допущенных на станции, а также на других предприятиях сети дорог. Прорабатываются варианты оформления записей в журналах поездной документации. При этом особое внимание обращается на наиболее часто допускаемые ошибки или неточности.
Отдельные вопросы требуют в течение года повторного, а то и неоднократного рассмотрения. В этих целях проводятся совещания по темам «Безопасность движения и сохранность подвижного состава», «Сохранность перевозимых народнохозяйственных грузов», «Организация работы с опасными грузами», «порядок ликвидации аварийных ситуаций на станции». Сложившееся на дорогах неблагополучное положение с уходом вагонов послужило причиной повторной проработки вопросов закрепления подвижного состава, предъявления повышенных требовании к ответственным за закрепление работникам и проверки их знаний по зачетной системе.
Следует думать и о подготовке кадров, переобучении персонала горочного комплекса. Дежурный по горке и оператор распорядительного поста по роду своей работы должны быть готовы проводить расформирование не как однообразно повторяющийся процесс, а в каждом конкретном случае реально оценивая обстановку на путях накопления, возможности маневровых локомотивов, средств торможения и даже погодные условия, как бы мало ни зависела от них работа железнодорожного транспорта. В процессе расформирования дежурный по горке и операторы должны, проявляя при этом быстроту реакции, уметь управлять имеющимися техническими средствами, организовывать роспуск без задержек в высоком темпе и при безусловном соблюдении безопасности движения.
Предложить один общий порядок действий здесь не представляется возможным. Поэтому для обучения на должность дежурного по горке оперативным руководством станции, как правило, выдвигаются уже зарекомендовавшие себя умелые работники. Так, ежегодно проводится повышение квалификации, обучение операторов третьей тормозной позиции приемам работы операторов распорядительного поста. Операторов и составителей поездов после обучения и испытаний переводят дежурными по горке.
Однако и на этом процесс профессиональной подготовки нельзя считать законченным. Помимо технической учебы по рабочим планам, с работниками горки проводят занятия руководители и специалисты дистанции сигнализации и связи. Ведь в распоряжении оперативного персонала горки значительные технические средства с большими возможностями, а модернизация горочного хозяйства продолжается.
Еще одно важное направление подготовки кадров - целевое обучение в отраслевых вузах и техникуме по очной и заочной формам. Требования к профессиональному обучению настолько велики, а установленные лицензией сроки подготовки на базе среднего общего образования значительны, что в кадровой работе руководство станции ориентируется в первую очередь на специалистов с техническим образованием и на переобучение работников со стажем, высвобождающихся в процессе сокращения рабочих мест.
Постоянно направляются на курсы повышения квалификации руководители и специалисты, в основном - на семинары и в университеты технико-экономических знаний.
С большой
ответственностью подходят к вопросам
обучения и подготовки специалистов, повышения
качества обучения. Продолжается творческий
поиск новых направлений в профессиональной
подготовке работников, предусматривающий
широкое использование возможностей технических
средств обучения (тренажеров, сопровождения
лекций показом видеофильмов и др.), оснащение
учебного класса на базе технического
кабинета.
6. МОБИЛЬНОСТЬ КАДРОВ.
Основная
причина текучести —
Например
в локомотивном ДЕПО большая
текучесть кадров связана с низким
уровнем оплаты труда, для рабочих
проживающих в отдаленных от ДЕПО
районах не предоставляется рабочий
автобус, зимой в душе часто отсутствует
горячая вода. Слесари пройдя курсы
повышения квалификации и сдав экзамен
не имеют возможности работать по своему
разряду и вынуждены в течении нескольких
месяцев ждать повышения. Основной состав
меняющихся кадров это студенты, закончившие
техникумы и институты, которые не работают
здесь более трех – четырех лет.
Персонал не является чем-то застывшим:
он находится в постоянном движении вследствие
приема на работу одних и увольнения других
работников. Процесс обновления коллектива
в результате выбытия части его членов
и прихода новых называется сменяемостью
(оборотом) кадров. Выбытие может быть
обусловлено объективными и субъективными
причинами, среди которых: биологические
(ухудшение здоровья), производственные
(сокращение штатов вследствие комплексной
механизации и автоматизации), социальные
(наступление пенсионного возраста), личные
(семейные обстоятельства), государственные
(призыв на военную службу).
Степень мобильности персонала обусловлена
следующими факторами:
1. Необходимостью смены работы, определяемой,
например, неудовлетворенностью заработной
платой, условиями и режимом труда, климатом.
2. Вложениями средств, связанными с работой
и условиями жизни (наличие своего хозяйства,
специфика профессии).
3. Желательностью нового места работы,
обеспечивающего улучшение условий жизни
и труда.
4. Легкостью адаптации в новых условиях,
определяемой связанными с ней расходами,
квалификацией, опытом, возрастом.
5. Обладание информацией о вакансиях и
степенью ее достоверности.
По своим последствиям процесс движения
персонала далеко не однозначен. Для уходящих
работников позитивными моментами являются:
ожидаемый рост доходов на новом месте,
улучшение перспектив карьеры, расширение
связей, приобретение более подходящей
по содержанию работы, улучшение морально-психологического
климата. В то же время работники в период
трудоустройства теряют заработную плату,
непрерывный стаж работы в организации
и связанные с ним льготы, несут затраты
на поиск нового места, подвержены трудностям
адаптации и риску потерять квалификацию
и остаться без работы.
Для остающихся работников появляются
новые возможности продвижения, дополнительной
работы и заработка, но увеличиваются
нагрузки, теряются привычные функциональные
партнеры, изменяется социально-психологический
климат.
Для организации мобильность персонала
облегчает избавление от аутсайдеров,
дает возможность привлекать людей с новыми
взглядами, омолаживать состав работников,
стимулировать изменения, повышение внутренней
активности и гибкости, но порождает дополнительные
затраты (связанные с набором и временной
заменой кадров, обучением, нарушением
коммуникаций), большие потери рабочего
времени, падение дисциплины, рост брака,
недопроизводство продукции.
Повышенный оборот кадров, какой бы причиной
он ни был вызван, снижает укомплектованность
рабочих мест исполнителями, отвлекает
высококвалифицированных специалистов,
вынужденных помогать новичкам, ухудшает
морально-психологический климат, снижает
производительность труда у тех, кто собирается
уходить, что в результате вызывает экономические
потери. Все, что изложено выше, можно применить
лишь к ситуации «прием на работу – увольнение».
Внутриорганизационное перемещение работников
– исключительно положительное явление.
Четкие перспективы таких перемещений,
в том числе и продвижений по службе, повышают
заинтересованность работников, усиливают
их привязанность к предприятию. Если
работники верят в существование зависимости
их продвижения по службе от эффективности
труда, то они работают с лучшими результатами.
Однако полное замещение приема работников
извне внутрипроизводственными перемещениями
может привести к застою, отсутствию свежих
идей.
Нельзя рассматривать проблемы, связанные
с изменением места работы, только в отрицательном
плане. Смена места работы может привести
к повышению эффективности труда в силу
того, что новая работа в большей степени
соответствует интересам и способностям
работника. Кроме того, перемена труда
снижает его монотонность, а изменения
в составе трудового коллектива могут
улучшить социально-психологический климат.
Перемена работы является довольно сложной
операцией. Реакция работников на вероятность
перемены работы основывается не на простом
расчете «затраты - прибыль», а на надеждах
на продвижение и личное благополучие.
Характер работы, уровень и тип профессиональной
подготовки, социальная подвижность работника
фактически определяют его склонность
к перемене работы и вероятность успеха
при этой перемене. По этой причине при
решении вопросов мобильности рабочей
силы большая роль отводится кадровой
политике предприятия, положению работника
в фирме, уровню качества трудовой жизни.
Собственно предприятие в силу стремления
к наивысшей производительности труда
заинтересовано в стабильном коллективе
и занимает позицию субъекта, принимающего
из экономических соображений энергичные
меры по ограничению числа увольнений.
В мобильном коллективе эффективность
труда ниже, чем в стабильном, из-за отсутствия
устоявшихся норм, необходимой взаимной
требовательности, непредсказуемости
реакции на управленческие воздействия.
Существует прямая связь между сроком
пребывания человека в организации и результатами
его труда, так как при наличии большого
стажа он лучше знает тонкости работы,
а поэтому показывает более высокую результативность.
Кроме того, как правило, происходит снижение
производительности труда в группе работников,
собирающихся покинуть предприятие, в
силу изменения их ориентации. Производительность
труда в группе работников, недавно пришедших
на предприятие, также ниже, чем в среднем
по предприятию, из-за временной неприспособленности
к новой рабочей ситуации и в связи с проблемами
социальной адаптации.
Высокая мобильность кадров снижает эффективность
затрат на обучение работников, так как
в случае их увольнения эффект от обучения
возникает либо вне предприятия, вложившего
в это средства, либо вообще не возникает,
если увольнение связано с переменой профессии.
Экономические потери, связанные с мобильностью
персонала, определяются на основе данных
текущей отчетности и специальных обследований.
Они складываются из потерь от нарушения
стабильности коллектива, трудовой дисциплины,
потерь от повышенного брака, прямых потерь
рабочего времени. О способе расчета их
величины будет сказано ниже.
Статистика характеризует движение персонала
относительными и абсолютными показателями
оборота и текучести. Абсолютными показателями
движения персонала являются оборот по
приему и оборот по выбытию.
Оборот по приему представляет собой число
лиц, зачисленных на работу после окончания
учебных заведений, в порядке перевода
из других организаций, по распределению,
по направлению органов трудоустройства,
по приглашению самой организации, а также
проходящих производственную практику.
Оборот по выбытию характеризуется численностью
лиц, уволившихся из организации за данный
период, сгруппированных по причинам увольнения.
В зависимости от этих причин он бывает
необходимым и излишним. Последний по-другому
называется текучестью кадров.
Необходимый оборот по выбытию имеет объективные
причины: требования законодательства
(например, о воинской службе), естественные
обстоятельства (состояние здоровья, возраст),
а поэтому неизбежен. Его можно предсказать,
спрогнозировать и даже достаточно точно
рассчитать (уход в армию или на пенсию).
Неблагоприятные последствия такого оборота
ослабляются тем, что люди часто не порывают
связей с организацией и оказывают ей
по мере возможности помощь и содействие.
Текучесть связана с субъективными причинами
(уход по собственному желанию, увольнение
за нарушения трудовой дисциплины). Обычно
она характерна для молодых сотрудников
и после трех лет работы существенно снижается.
Считается, что нормальная текучесть кадров
составляет до 5% в год.
Движение персонала отражается в балансе,
включающем сведения об изменении численности
и структуры кадров. Балансы составляются
в организациях за месячные, квартальные
и годовые периоды, в том числе по отдельным
специальностям, профессиям, категориям.
Они содержат данные о численности работников
на начало и конец периода, числе поступивших
и выбывших за период. При этом в них делается
расшифровка того, откуда люди прибыли
(из учебных заведений, из других организаций
в порядке перевода, с бирж труда и проч.)
и по каким причинам ушли (перевод в другие
организации, окончание срока договора,
уход на учебу, призыв на воинскую службу,
выход на пенсию и другие причины).
7. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ И АДАПТПЦИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ.
Задачами
профориентации является оказание
помощи с ориентироваться в мире
профессий подрастающему
Особенностью нынешних задач профориентации
стала реально возникшая перед значительными
массами людей проблема свободы выбора.
В связи со свободой выбора возникают
некоторые этические проблемы профессионального
консультирования. В профориентации этические
проблемы можно рассматривать в двух взаимосвязанных
плоскостях: с точки зрения готовности
индивида к выбору и реализации определенной
нравственной позиции и с точки зрения
готовности профконсультанта оказать
индивиду реальную помощь в таком самоопределении,
без какого то либо нарушения основных
этических норм взаимодействия психолога
с клиентами. Хотелось бы коротко перечислить
основные этические противоречия профессионального
самоопределения:
* Противоречия между правом человека
на самоопределение и, как правило, не
готовность к этому, что создает основу
для принятия консультантом решение за
клиента или манипулирование клиентом.
* Противоречие между интересами личности
и интересами общества, которые не всегда
совпадают.
* Противоречие между мировоззрением
психолога и клиента
* Противоречие между различными этическими
системами и уровня овладения ими разными
людьми, то есть противоречия между различными
этиками, среди которых сложно выбрать
единственную правильную.
Как уже было сказано, профориентация
построена на сопоставлении психологических
качеств индивида с качествами необходимыми
для какой-либо профессии.
Первым шагом к тому, чтобы сделать труд работника на железной дороге как можно более производительным, является профессиональная ориентация и социальная адаптация в коллективе. Если руководство дороги заинтересовано в успехе работника на новом рабочем месте, оно должно всегда помнить, что организация — это общественная система, а каждый работник это личность. Когда новый человек приходит на дорогу , он приносит с собой ранее приобретенные опыт и взгляды, которые могут вписаться или не вписаться в новые рамки.
Если
руководитель не прилагает активных
усилий для организации адаптации
новых подчиненных, последние могут разочароваться
из-за несбыточности своих надежд, могут
посчитать что в поведении следует руководствоваться
опытом, приобретенным на предыдущей работе,
или прийти к другим неправильным заключениям
о своей работе. Руководитель должен также
помнить о том, что кое-что из того, что
новички узнают в ходе своей адаптации,
может оказаться для них просто шоком.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Успех предприятия во многом зависит от того, насколько грамотный и профессионально подготовленный персонал на нем трудится. Поэтому одним из приоритетных направлений в работе каждой дороги является непрерывное профессиональное обучение кадров.
Организация обучения персонала на предприятии возможна в различных масштабах и формах, границы между которыми достаточно условны. Можно выделить:
подготовку, осуществляемую внешними организациями,
создание собственного учебного центра,
смешанные формы.
Из российских компаний далеко не все могут позволить себе собственные центры подготовки кадров. В России сейчас собственные центры обучения и подготовки персонала имеют в основном только крупные заводы, железная дорога и нефтяные компании. Если для последних собственные центры обучения – это инструмент развития предприятия, создаваемый за счет специальных непроизводственных фондов, то заводы и железные дороги относятся к тем предприятиям, где свой учебный центр – это производственная необходимость. На технологичном производстве, где необходимы конкретные производственные навыки и знания, без специального обучения не обойтись.
Обучение рабочих кадров на предприятии отличается тем, что рабочие в большей степени овладевают практическими знаниями и навыками, чем учащиеся профтехучилищ. Эта форма обучения также отличается своей практической направленностью, непосредственной связью с производственными функциями рабочего, предоставляет, как правило, значительные возможности для повторения и закрепления вновь изученного. В этом смысле данный вид обучения является оптимальным для выработки навыков, требуемых для выполнения текущих производственных задач. В тоже время, такое обучение часто бывает слишком специальным для развития потенциала рабочего, формирования принципиально новых поведенческих и профессиональных компетенций, поскольку не даёт рабочему возможности абстрагироваться от сегодняшней ситуации на рабочем месте и выйти за рамки традиционного поведения. Для достижения таких целей более эффективны программы обучения вне рабочего места.