Система показателей в проведении оценки персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 09:30, контрольная работа

Описание

Оценка персонала в организации должна проводиться регулярно, для того чтобы сотрудники видели результаты своего труда, справедливо оцененные руководителями, а руководители по результатам оценки могли лучше управлять сотрудниками и эффективнее их использовать. Важная роль в осуществлении оценки принадлежит специалистам по управлению персоналом, менеджерам, в целом руководителям различного ранга.

Содержание

Введение 3
1 Оценка персонала 4
1.2 Система оценки персонала 5
2 Критерии и показатели оценки результатов труда персонала 7
2.1 Предмет оценки персонала 9
2.2 Критерии оценки персонала 10
2.3 Оценка результатов труда персонала 11
2.4 Условия проведения оценки персонала 13
Заключение 15
Список использованных источников 16

Работа состоит из  1 файл

Система показателей в проведении оценки персонала.docx

— 46.20 Кб (Скачать документ)

 

2.2 Критерии оценки персонала

 

Для получения достоверной  информации необходимо точно и объективно выделить показатели, по которым производится оценка. В этом случае важно установить четкие и продуманные критерии оценки персонала.

Критерий оценки персонала — порог, за которым состояние показателя будет удовлетворять или не удовлетворять установленным (запланированным, нормированным) требованиям.

Такие критерии могут характеризовать  как общие моменты, равнозначные для всех работников организации, так  и специфические нормы труда  и поведения для конкретного  рабочего места или конкретной должности.

Можно выделить четыре группы критериев, которые используются в  любой организации с некоторыми коррективами:

  1. профессиональные критерии оценки персонала содержат характеристики профессиональных знаний, умений, навыков, профессионального опыта человека, его квалификации, результатов труда;
  2. деловые критерии оценки персонала включают такие критерии, как ответственность, организованность, инициативность, деловитость;
  3. морально-психологические критерии оценки персонала , к которым относятся способность к самооценке, честность, справедливость, психологическая устойчивость;
  4. специфические критерии оценки персонала, которые образуются на основе присущих человеку качеств и характеризуют его состояние здоровья, авторитет, особенности личности.

 

2.3 Оценка результатов труда персонала

 

Оценку результатов труда  необходимо проводить для всех категорий  работников, но, как было отмечено выше, легче оценить результаты для  категории рабочих и намного  сложнее — для руководителей  и специалистов.

Две группы показателей используемых при оценке результативности труда:

  1. прямые показатели (или количественные) легко измеримы, поддаются достаточно объективной количественной оценке и всегда устанавливаются заранее; на их основе определяются степень достижения поставленных целей;
  2. косвенные показатели, характеризующие факторы, косвенным образом влияющие на достижение результатов; их невозможно количественно определить, так как они «характеризуют работника по критериям, соответствующим «идеальным» представлениям о том, как следует выполнять должностные обязанности и функции, составляющие основу данной должности».

Таблица 2 - Перечень показателей оценки результатов труда по некоторым должностям руководителей и специалистов [6]

Должности

Перечень показателей  оценки результатов труда

Руководитель организации

  1. Прибыль
  2. Рост прибыли
  3. Рентабельность производства
  4. Показатели оборачиваемости капитала
  5. Доля на рынке
  6. Конкурентоспособность продукции

Линейные руководители (начальники производств, цехов, мастера)

  1. Выполнение плановых заданий по объему и номенклатуре
  2. Динамика объема производства
  3. Динамика производительности труда
  4. Снижение издержек производства
  5. Количество рекламаций и их динамика
  6. Показатели качества выпускаемой продукции
  7. Величина и потери от простоев
  8. Коэффициент текучести кадров

Руководитель службы управления персоналом

  1. Производительность труда и ее динамика
  2. Снижение нормативной трудоемкости производимой продукции
  3. Удельный вес технически обоснованных норм
  4. Уровень заработной платы на единицу продукции и его динамика
  5. Коэффициент текучести кадров и его динамика
  6. Количество вакантных мест
  7. Количество претендентов на одно вакантное место
  8. Показатели по обучению и повышению квалификации персонала
  9. Затраты на персонал в издержках производства (удельный вес и динамика)

Менеджер по персоналу

  1. Количество вакантных мест в организации
  2. Количество претендентов на одно вакантное место
  3. Коэффициент текучести по категориям персонала и подразделениям

 

Этапы оценки:

  1. описание функций;
  2. определение требований;
  3. оценка по факторам конкретного исполнителя;
  4. расчет общей оценки;
  5. сопоставление со стандартом;
  6. оценка уровня сотрудника;
  7. доведение результатов оценки до подчиненного.

Главным действующим лицом в оценке персонала является линейный руководитель. Он отвечает за объективность и полноту информационной базы, необходимой для текущей периодической оценки, и проводит оценочную беседу с сотрудниками.

Задача службы персонала, осуществляющей оценку кандидатов при приеме на работу, состоит, в сущности в том, чтобы отобрать такого работника, который в состоянии достичь ожидаемого организацией результата. Фактически оценка при приеме — это одна из форм предварительного контроля качества человеческих ресурсов организации.

Несмотря на то, что существует большое количество разных подходов к оценке, все они страдают общим  недостатком — субъективностью, решение во многом зависит от того, кто использует метод, или того, кого он привлекает в качестве эксперта.

 

2.4 Условия проведения  оценки персонала

 

Для получения правильного  результата при проверке персонала  необходимо соблюдение условий и требований к технологии оценки:

  1. объективно — вне зависимости от какого-либо частного мнения или отдельных суждений;
  2. надежно — относительно свободно от влияния ситуативных факторов (настроения, погоды, прошлых успехов и неудач, возможно, случайных);
  3. достоверно в отношении деятельности — оцениваться должен реальный уровень владения навыками — насколько успешно человек справляется со своим делом;
  4. с возможностью прогноза — оценка должна давать данные о том, к каким видам деятельности и на каком уровне человек способен потенциально;
  5. комплексно — оценивается не только каждый из членов организации, но и связи и отношения внутри организации, а также возможности организации в целом;
  6. процесс оценивания и критерии оценки должны быть доступны не узкому кругу специалистов, а понятны и оценщикам, и наблюдателям, и самим оцениваемым (то есть обладать свойством внутренней очевидности);
  7. проведение оценочных мероприятий должно не дезорганизовывать работу коллектива, а встраиваться в общую систему кадровой работы в организации таким образом, чтобы реально способствовать ее развитию и совершенствованию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

 

Оценка труда персонала представляет собой одну из важнейших функций  управления трудом. В условиях реформирования российской экономики термин "оценка труда персонала" как экономическая категория вошел в последние годы в отечественную экономическую науку и практику, и обозначает результат и процесс соизмерения, сравнения предмета оценки (познаваемого - характеристик человека, результата и процесса труда) с тем, что может выступать эталоном, т.е. известного, познанного или представляемого человеком.

Анализ приведенных вариантов  интерпретации понятий "оценка" свидетельствует также и о  том, что при всех видимых их различиях, некоторые из них в сущностном плане совпадают.

На показатели конечных результатов  труда работников влияет совокупность различных факторов: естественно-биологических, социально-экономических, технико-организационных, социально-психологических, рыночных. Учет этих факторов обязателен при  проведении оценки результативности труда.

Оценка результатов труда разных категорий работников различается  своими задачами, значимостью, показателями или характеристиками, сложностью выявления  результатов. К показателям оценки труда работников относятся: качество выполняемой работы, ее количество, ценностная оценка результатов. Результат  труда специалистов определяется исходя из объема, полноты, качества, своевременности  выполнения закрепленных за ними должностных  обязанностей.

На практике при оценке результативности труда используются и косвенные  факторы, к которым относятся: оперативность  работы, напряженность, интенсивность  труда, сложность труда, качество труда  и т.п.

 

 

Список использованных источников

 

  1. Дятлов В. А. Как оценить специалиста? / Дятлов В. А. // Управление персоналом. 2006. - № 9. - С.18-25.
  2. Нечаева И. И. Оценка профессиональных знаний и опыта персонала / И.И. Нечаева // Труд и социальные отношения. - 2005. - № 4 (8). - С. 69 - 72.
  3. Управление персоналом: Учеб. пособие для студ. вузов / Самыгин С. И., Столяренко Л. Д., Шило С. И. и др.; под ред. Самыгина С.И. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. - 511 с.
  4. Human Resource Management - [Электронный ресурс] – 2011 г. – Режим доступа: http://vipmanager.moy.su/index/ocenka_personala/0-4.
  5. New resume – [Электронный ресурс] – 2011 г. – Режим доступа: http://www.newresume.ru/nnastavnichestvo/73-sistemi-i-metodi-ozenki-personala.html
  6. www.Grandars.ru – [Электронный ресурс] – 2011 г. – Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/biznes/ocenka-personala.html

 

 

 


Информация о работе Система показателей в проведении оценки персонала