Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 16:48, реферат
Управление персоналом признается одной из наиболее важных сфер жизни предприятия, способного многократно повысить ее эффективность, а само понятие «управление персоналом» рассматривается в достаточно широком диапазоне: от экономико-статистического до философско-психологического.
Введение 2
1. Система управления персоналом: основные понятия, сущность 3
2 .Классификация и роль методов управления 4
3.Административные методы управления 4
4.Экономические методы управления 6
5.Социально- психологические методы управления 6
6. Взаимосвязь методов управления и стилей руководства 14
Заключение 20
Список литературы 22
Такое разделение достаточно условно, т.к. в современном общественном производстве человек всегда действует не в изолированном мире, а в группе разных по психологии людей. Однако эффективное управление человеческими ресурсами, состоящими из совокупности высокоразвитых личностей, предполагает знание как социологических, так и психологических методов.
Социально - психологические методы играют важную роль в управлении персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе. Элементы, регулируемые с помощью социологических методов, включают:
Социальное планирование обеспечивает постановку социальных целей и критериев, разработку социальных нормативов (уровень жизни, оплата труда, потребность в жилье, условия труда и др.) и плановых показателей, достижение конечных социальных результатов.
Социологические методы исследования
составляют научный инструментарий
в работе с персоналом, они предоставляют
необходимые данные для подбора,
оценки, расстановки и обучения персонала
и позволяют обоснованно
Личностные качества характеризуют
внешний образ сотрудника, который
достаточно стабильно проявляется
в коллективе и является неотъемлемой
частью социологии личности. Личностные
качества можно разделить на деловые
(организационные), которые необходимы
для выполнения конкретных функций
и задач, и моральные (нравственные),
отражающие проявление личной морали
человека. В кадровой работе необходимо
также знать достоинства и
недостатки сотрудников, исходя из которых
им подбирается рабочее место, намечается
служебная карьера и
Мораль является особой формой общественного сознания, регулирующего действия и поведение человека в обществе с помощью нравственных норм. В процессе исторического развития человечества нравственные нормы получили обыденное выражение в виде народной мудрости и идейное обоснование в религиозных учениях на основе идеалов добра и зла, чести и бесчестия, мудрости и глупости, одобрения или осуждения.
Партнерство составляет важный
компонент любой социальной группы
и заключается в налаживании
разнообразных форм взаимоотношений,
на базе которых организуется общение
людей. В партнерстве люди выступают
как равноправные члены во взаимоотношениях
между собой в отличие от формальной
связи руководителя с подчиненным,
где имеет место зависимость
одного человека от другого. Различают
такие формы партнерства: деловое,
дружеское, по увлечениям (хобби), семейное
- между родственниками, сексуальные
- интимные взаимоотношения людей. В
партнерстве отношения строятся
на основе взаимоприемлемых психологических
способов убеждения: подражании, просьбах,
советах, похвалах. Когда на работе
деловые отношения
Таким образом, партнерство составляет один из ключевых компонентов корпоративной культуры предприятия и социологических методов в работе с персоналом.
Соревнование является специфической
формой общественных отношений и
характеризуется стремлением
Идея соревнования и лидерства
была активно поддержана классиками
марксизма-ленинизма и
Интересно, что западные,
и, прежде всего, японские компании, тщательно
изучив опыт социалистического
Общение -- это специфическая
форма взаимодействия людей на основе
непрерывного обмена информацией. Межличностное
общение возникает между
Переговоры - это специфическая форма человеческого общения, когда две или более сторон, имеющие различные цели и задачи, пытаются увязать между собой различные интересы на основе продуманной схемы разговора (диалога) и, как правило, избегают прямого конфликта.
Конфликт - форма столкновения
противоборствующих сторон, имеющая
свой сюжет, композицию, энергию, которые
по ходу действия трансформируются в
кульминацию и развязку и заканчиваются
положительным или
Итак, знание социологических методов управления позволяет руководителю коллектива объективно осуществлять социальное планирование, регулировать социально психологический климат, обеспечивать эффективные коммуникации и поддерживать на хорошем уровне корпоративную культуру. Для этого целесообразно систематически (не реже одного раза в год) проводить социологические исследования в коллективе; особенно полезно знать мнение членов коллектива о руководителе.
Психологические методы играют
очень важную роль в работе с персоналом,
т.к. направлены на конкретную личность
рабочего или служащего и, как
правило, строго персонифицированы
и индивидуальны. Главной их особенностью
является обращение к внутреннему
миру человека, его личности, интеллекту,
чувствам, образам и поведению
с тем, чтобы направить внутренний
потенциал человека на решение конкретных
задач предприятия. Элементы, регулируемые
с помощью психологических
Психологическое планирование
составляет новое направление в
работе с персоналом по формированию
эффективного психологического состояния
коллектива предприятия. Оно исходит
из необходимости концепции
- формирование подразделений ("команд") на основе психологического соответствия сотрудников;
- комфортный психологический климат в коллективе;
- формирование личной мотивации людей исходя из философии предприятия;
- минимизацию психологических конфликтов (скандалов, обид, стрессов, раздражений);
Целесообразно, чтобы психологическое планирование и регулирование выполняла профессиональная психологическая служба предприятия, состоящая из социальных психологов.
Типы личности характеризуют внутренний потенциал человека и его общую направленность к выполнению определенных видов работ и сферам деятельности.
Темперамент является очень
важной психологической
Черты характера определяют
направленность мира человека, уровень
потребности в общении. По преобладанию
тех или иных черт характера людей
разделяют на экстравертов и интровертов.
Экстраверт - чрезвычайно общителен,
откликается на все новое, прерывает
вид деятельности, иногда не закончив
работу, если возникает новый собеседник,
стимул. Мотивация деятельности непостоянна
и находится в прямой зависимости
от мнения окружающих, выражены альтруистические
наклонности, иногда ради других человек
забывает себя. Интроверт - замкнут, в
поведении исходит только из внутренних
соображений, поэтому иногда окружающим
его действия кажутся вычурными
и чудаковатыми. Хорошо развита интуиция,
очень точно просчитывает ситуацию,
его решения часто перспективны
и оправдываются в будущем. Интроверт
эмоционально холоден, бедная мимика и
жесты настораживают
Направленность личности
является важной психологической
Способы психологического воздействия
относят к числу важнейших
элементов психологических
Внушение представляет психологическое целенаправленное воздействие на личность подчиненного со стороны руководителя при помощи его апелляции к групповым ожиданиям и мотивам побуждения к труду. Внушение может вызвать у человека, иногда помимо его воли и сознания, определенное состояние чувств и привести к совершению человеком определенного поступка. Крайне негативной формой внушения является зомбирование личности, когда человеку прививаются строго определенные формы поведения, выходящие за пределы моральных норм (мафиозные группы, банд формирования, религиозные секты типа "аум сенрике" и др.).
Убеждение базируется на аргументированном и логическом воздействии на психику человека для достижения поставленных целей, снятия психологических барьеров, устранения конфликтов в коллективе.
Подражание является способом воздействия на отдельного работника или социальную группу путем личного примера руководителя или новатора производства, образцы поведения которого являются примером для других.
Вовлечение является психологическим приемом, при помощи которого работники становятся соучастниками трудового или общественного процесса, например выборов руководителя, принятия согласованных решений, соревнования в коллективе и др.
Побуждение -- позитивная форма морального воздействия на человека, когда подчеркиваются положительные качества работника, его квалификация и опыт, уверенность в успешном выполнении порученной работы, что позволяет повысить моральную значимость сотрудника на предприятии. В советский период для побуждения к труду широко использовались такие формы, как занесение на Доску почета, вручение Почетной грамоты, присвоение звания "Победитель соревнования", "Ударник труда" и др.
Принуждение - крайняя форма морального воздействия, когда другие приемы воздействия на личность не дали результатов и работника заставляют, возможно, даже против его воли и желания, выполнять определенную работу. Желательно применять принуждение только в чрезвычайных (форс-мажорных) обстоятельствах, когда бездействие может привести к жертвам, ущербу, гибели имущества, людей, несчастным случаям.
Информация о работе Система управления персоналом: основные понятия, сущность