Система управления персоналом: основные понятия, сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 16:48, реферат

Описание

Управление персоналом признается одной из наиболее важных сфер жизни предприятия, способного многократно повысить ее эффективность, а само понятие «управление персоналом» рассматривается в достаточно широком диапазоне: от экономико-статистического до философско-психологического.

Содержание

Введение 2
1. Система управления персоналом: основные понятия, сущность 3
2 .Классификация и роль методов управления 4
3.Административные методы управления 4
4.Экономические методы управления 6
5.Социально- психологические методы управления 6
6. Взаимосвязь методов управления и стилей руководства 14
Заключение 20
Список литературы 22

Работа состоит из  1 файл

реферат характеристика методов управления.docx

— 57.08 Кб (Скачать документ)

В противоположность авторитарному  стилю поведения демократический  стиль характеризуется стремлением  руководителя к выработке коллективных решений, интересов к неформальным, человеческим отношениям. Руководитель совместно с сотрудниками согласовывает цели организации и индивидуальные пожелания членов группы, распределяет работу. При оценке работников он руководствуется объективными, известными всем критериями, оказывает подчиненным необходимую информацию помощь, стремясь повысить их возможности самостоятельно решать производственные задачи. Такого руководителя отличают самокритичность, общительность, самоконтроль и ровные отношения с подчиненными.

Попустительскому стилю  присущи: стремление руководителя уклониться от принятия решений или переложить эту задачу на других, а также  его абсолютно безучастное отношение  к делам коллектива. Руководитель избегает как позитивных, так и  негативных оценок сотрудников, регулирования  групповых отношений. В крайнем  положении попустительский стиль  означает отсутствие руководства, поскольку  руководитель полностью устраняется  от своей управленческой роли.

Таблица 1. Характерные черты  классических стилей руководства

 

Критерий

Авторитарный

Демократический

Попустительский

 

Постановка целей

Цели ставит руководитель

Цели - результат группового решения при поддержке руководителя

Полная свобода для  индивидуальных и групповых решений, минимальное участие руководителя

 

Распределение заданий

Все задания дает руководитель, причем сотрудник не знает, какое  задание он получит в следующий  раз

Устанавливается определенный порядок распределения работ. В  зависимости от пожеланий сотрудника руководитель может давать совет  и предлагать другое задание

Руководитель предоставляет  необходимые материалы и по просьбе  сотрудника дает информацию

 

Оценка работы

Руководитель лично награждает и наказывает работников, но сам  в трудовом процессе не участвует

Руководитель стремится  использовать объективные критерии критики и похвалы, пытается непосредственно  участвовать в работе

Руководитель дает отдельные  спонтанные комментарии, регулирование  и оценка групповой работы отсутствует

 

Трудовая атмосфера

Высока напряженность, враждебность

Свободная, дружеская атмосфера

Атмосфера произвола отдельных  сотрудников

 

Групповая сплоченность

Покорное, бескорыстное повиновение

Высокая групповая сплоченность, низкая текучесть

Низкая групповая сплоченность

 

Интерес к выполненным заданиям

Низкий

Высокий

Минимальный

 

Интенсивность (качество) работы

Высокая интенсивность

Высокая оригинальность результатов

-

 

Готовность к работе

При отсутствии руководителя перерыв в работе

При отсутствии руководителя продолжение работы

Перерывы в работе по желанию

 

Мотивация труда

Минимальная

Высокая

Минимальная

 
         

Стиль руководства и методы управления тесно связаны и взаимно обусловлены. Руководитель, обладающий определенным стилем, обычно предпочитает определенные методы управления.

Таблица 2. Взаимосвязь методов  и стилей управления

 

     Методы управления

Стиль управления

автократический

Демократический

Либеральный

 

Экономические

++

++

++

 

Организационно-распорядительные

+++

++

+

 

Социально-психологические

+

++

+++

 
         

Матрица иллюстрирует взаимосвязь  между стилями руководства и  методами управления. Автократический  стиль явно тяготеет к организационно-распорядительным методам, более ярко выражающим императив  власти, принуждении. Даже экономические  методы такой руководитель больше подчиняет  распорядительным отношениям, чем экономическим  оценкам целесообразности. Социально-психологические  методы не развиты, и для этого  нет оснований: психологические  контакты с коллективом развиты  очень мало.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Обобщение опыта отечественных  и зарубежных предприятий позволяет  сформулировать главную цель системы  управления персоналом: обеспечение  кадрами, организация их эффективного использования, профессионального  и социального развития. В соответствии с этим формируется система управления персоналом предприятия. В качестве базы для ее построения используются методы, разработанные наукой и апробированные практикой.

Итак, следует напомнить, что существует три метода управления персоналом:

- Административный метод;

- Экономический метод;

- Социально-психологический  метод.

Экономический метод основывается на правильном использовании экономических  законов производства и по способам воздействия известны как «метод пряника».

Административный метод  ориентирован на необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться на конкретном предприятии  или организации.

Социально-психологический  метод - это способ осуществления  управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей  социологии и психологии.

Руководители предприятия  при работе с персоналом «смешивают»  все три метода, для того чтобы  добиться оптимальной отдачи от своих  подчиненных и, тем самым, добиться успехов в своей деятельности.

Управление, является до некоторой  степени искусством. В некоторых  ситуациях руководители могут добиться эффективности своей работы, структурируя задачи, планируя и организуя задачи и роли, проявляя заботу и оказывая поддержку. В других ситуациях руководитель может посчитать более правильным оказывать влияние, разрешая подчинённым  в какой-то степени участвовать  в принятии решений, а не структурировать  условия осуществления работы. Как  правильно отмечает Аджирис: ''…эффективные руководители -- это те, кто может  вести себя по-разному -- в зависимости  от требований реальности''.

Руководитель должен быть незаурядной личностью, мастерски владеющей искусством общения, убеждения, диалога, иметь острый, неординарный ум и солидную эрудицию во всех сферах жизни и знаний. Любой руководитель работает в первую очередь с людьми, он обязан знать все тонкости "человеческой инженерии" и владеть обширными гуманитарными, человеческими знаниями.

Управление организацией в наше динамичное время представляет собой сложную работу, которую  нельзя выполнить успешно, руководствуясь простыми сухими заученными формулами. Руководитель должен сочетать понимание общих истин и значимости многочисленности вариаций, благодаря которым ситуации отличаются одна от другой.

Умелое и грамотное  применение и сочетание различных  методов управления, является одним  из главных факторов успеха организации, ведь, люди - главное достоинство любой организации.

 

 

 

Список литературы

Генкин Б.М. Экономика  и социология труда: Учебник для  ВУЗов. М.: Норма, 2008

Дорошенко Л.С. Управление трудовыми ресурсами. К.: МАУП, 2007.

Мурашко Н.И. Управление персоналом организации. К.: Компас, 2007.

Управление персоналом организации: Учебник. Под ред. А.Я. Кибанова. М.: Инфра-М,2008.

Управление персоналом: Энциклопедический  словарь. Под ред. А.Я. Кибанова. М.: Инфра-М,2007.

6. Базаров Т.Ю., Еремен Б.Л. Управление персоналом 2009

7. Управление персоналом  Алексахина Ю.В. Москва: МГОУ, 2007

8. http://www.fitnessmachine.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Система управления персоналом: основные понятия, сущность