Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 20:38, реферат
К понятию «управление персоналом» приближается понятие «управление человеческим фактором», означающее целенаправленное воздействие на человека как носителя способности к труду с целью получения большего результата от его деятельности, большей гуманизации осуществляемых на предприятии мероприятий технического прогресса как условия лучшего использования техники, ориентации организации производства и труда на возможности человека, его интересы.
Тема: Система управления персоналом.
Цели, содержание, принципы и методы управления персоналом
К понятию «управление персоналом» приближается понятие «управление человеческим фактором», означающее целенаправленное воздействие на человека как носителя способности к труду с целью получения большего результата от его деятельности, большей гуманизации осуществляемых на предприятии мероприятий технического прогресса как условия лучшего использования техники, ориентации организации производства и труда на возможности человека, его интересы.
Для определения целей управления персоналом часто используют формулу, отражающую традиционное представление об этом управлении «Нужные люди в нужном месте и в нужное время».
Т.е.
Принято считать, что цели управления персоналом являются частью общих целей фирмы и подчинены им. Однако сегодня обусловленность целей управления персоналом целями фирмы представляется более сложной, чем простое подчинение.
Персонал фирмы признаётся
объектом корпоративной стратегии
и инвестиций, фактором преимущества
в конкурентной борьбе. В этой связи
видима тесная взаимосвязь управления
человеческими ресурсами с
Для наглядности представим схему взаимосвязи целей управления персоналом с общими целями фирмы
1Формирование целей
2. Корректировка и уточнение целей
3. Корректировка и уточнение целей
Схема показывает:
Цели управления персоналом конкретизируются на уровне целого ряда направлений работы( групп функций). Основные можно представить следующим образом:
Эти направления работы
тесно взаимосвязаны. Так например,
для нормального
Объект управления – это отдельный работник, а также некая их совокупность, выступающая как трудовой коллектив. Совокупность работников может включать как весь персонал предприятия, на который распространяются управленческие решения общего характера, так и персонал структурного подразделения (отдела, цеха) или производственной ячейки (бригады).
Отличительная особенность группы работников как объекта управления состоит в определённой взаимоувязке деятельности работников благодаря общим целям, что и характеризует их коллектив.
В качестве субъектов управления персоналом выступают группы специалистов, выполняющие соответствующие функции в качестве работников кадровой службы, а также руководители всех уровней, выполняющие функцию управления по отношению к своим подчинённым.
В управлении персоналом выделяются два подхода: технократический и гуманистический.
При технократическом подходе управленческие решения подчинены прежде
всего интересам производства (увеличение
объема производства, максимизация прибыли,
выполнение плановых заданий и пр.): численность
и состав работников определяется исходя
из возможностей применяемой техники,
технологического и операционного разделения
труда, заданного ритма производства,
внутрипроизводственной кооперации труда
и т.д. Таким образом, управление персоналом
как бы поглощается процессом управления
производством и сводится к подбору кадров
с соответствующими профессионально-
Гуманистический
подход к управлению кадрами подразумевает
создание таких условий труда и такое
его содержание, которые позволили бы
снизить степень отчуждения работника
от его трудовой деятельности и от
других работников. Поэтому, согласно
данной концепции, функционирование производства
во многом зависит уже не только от соответствия
численности и профессионально-
Механизм управления представляет собой систему органов управления, средств и методов, направленных на удовлетворение потребности организации в рабочей силе требуемого количества, качества и к определённому времени. Цели управления достигаются путем реализации определённых принципов и методов.
Принципы, трактуемые в теории управления как устойчивые правила сознательной деятельности людей в процессе управления, обусловлены действием объективных законов. Методы выступают как способы реализации принципов.
Принципы в общем виде представляют собой исходные положения теории, учения, науки.
Принципы, положенные в основу эффективного управления персоналом, достаточно многообразны.. Они носят многоуровневый характер (общие, частные, специальные и отдельные) и распространяются на все сферы деятельности (управление трудом в масштабах всего общества, отрасли, предприятия, отдельного работника).
В числе общих принципов как инструментов управления персоналом выделяются: комплексность(системность), плановость, нормативность, экономичность, непрерывность, ответственность.
К частным принципам относятся соответствие функций управления целям производства; индивидуализация работы с кадрами (индивидуализация подбора кадров, учет пожеланий конкретного работника, индивидуализация при высвобождении, продвижении, оплата по результатам труда и т.п.); демократизация работы с кадрами (с учетом коллективного мнения работников при приеме важнейших кадровых решений, конкурсное замещение вакантных должностей, демократичность в методах управления и стиле руководства и т.п.); информатизация кадровой работы, обеспечение ее уровня, достаточного для принятия обоснованных решений; подбор кадров для первичного производственного коллектива с учетом психологической совместимости и др.
Метод управления
— это метод воздействия
В настоящее
время в научной литературе раскрываются
и применяются на практике три
группы методов управления: административные
(организационные или
Административные методы – это централизованное воздействие субъекта управления на объект управления. Они включают: организационно-стабилизирующие (законы, уставы, правила, инструкции, положения и др.), распорядительные (приказы, распоряжения), дисциплинарные (установление и реализация форм собственности) методы.
Административные - возможны три формы проявления этого метода:
Организационное воздействие на структуру управления осуществляется путём организационного регламентирования, нормирования, инструктирования.
Распорядительное воздействие на коллектив или личность предполагает подчинение, которое бывает трёх типов:
- вынужденное или
внешне навязанное (сопровождается
чувством зависимости и
- пассивное (удовлетворение, вызванное освобождением от принятия самостоятельных решений);
- осознанное, внутренне обоснованное подчинение.
Прямые воздействия
могут усилить пассивность
Экономические методы - это система мотивов и стимулов, побуждающих всех работников плодотворно трудится на общее благо.
Экономические методы выступают в следующих формах: планирование, анализ, предоставление экономической самостоятельности. Это вызывает материальную заинтересованность работников результатами своего труда.
Социальные-психологические методы связаны с социальными отношениями, с моральным, психологическим воздействием. С их помощью регулируются ценностные ориентации людей через мотивацию, нормы поведения, создание социально-психологического климата, моральное стимулирование, социальное планирование и социальную политику на предприятии (в организации).
Социально-психологические методы - совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах. Для наибольшей эффективности воздействия необходимо знать психологические особенности исполнителей, социально - психологические характеристики коллективов; использовать приёмы, которые носят личностный характер (личный пример, авторитет, убеждение, соревнование, ритуалы, культура и прочее). Приёмы и способы социально - психологического воздействия определяются компетентностью и способностью руководителя.
Нам представляется,
что общепринятая классификация
методов управления не в полной мере
отражает их сущность. Например, любой
нормативный акт как атрибут
административного метода управления,
кроме административно-
В основание классификации методов управления следует положить иной признак — степень свободы объекта управления в связи с воздействием на него субъекта. Индивидуум как объект управления может иметь следующие степени свободы:
а) ограниченную свободу, при которой субъект управления принуждает зависимый объект выполнять планы или задания;
б) мотивационную свободу, при которой субъект управления должен найти обоснованные мотивы, побуждающие объект управления к выполнению планов или заданий;
в) высокую степень свободы, при которой субъект управления должен с использованием психотехнологий формировать метод воздействия на относительно независимый объект управления, ставя во главу угла изучение психологического портрета управляемой личности и тенденции ее развития. Для объекта управления в этом случае удовлетворение первичных физиологических потребностей не является приоритетным, для него важнее удовлетворение высших потребностей (самореализация, самовыражение).