Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 09:56, курсовая работа
В соответствии с темой курсовой работы были рассмотрены теоретические основы системы управления персоналом организации: сущность, значение и содержание, а также основные элементы технологии управления персоналом. Управлении персоналом – система, которая имеет объект и субъект управления, между которыми существуют организационные и управленческие отношения, а также функции управления, которые реализуются через систему определенных методов.
Введение
Управление персоналом – область
знаний и практической деятельности,
направленная на обеспечение организации
«качественным» персоналом (способным
выполнять возложенные на него трудовые
функции) и оптимальное его
Оптимальное использование персонала
с точки зрения «управления персоналом»
достигается за счёт выявления положительных
и отрицательных мотивов
Управление персоналом является неотъемлемой частью качественных систем управления (менеджмента) в концепции контроллинга. В различных источниках могут встречаться и другие названия: управление трудовыми ресурсами, управление человеческим капиталом, кадровый менеджмент, менеджмент персонала.
Управление персоналом включает в себя:
1. Поиск и адаптацию персонала:
– Поиск персонала;
– Знакомство с компанией, правилами;
2. Оперативную работу с
– Обучение и развитие персонала;
– Оперативная оценка персонала;
– Управление бизнес-коммуникациями;
– Мотивацию персонала и его оплату;
– Организацию труда;
3. Стратегическую (только долгосрочную) работу с персоналом:
– Управление корпоративной культурой
Управление персоналом – одна из важнейших составляющих частей современного менеджмента.
Современное управление персоналом –
это система идей и приёмов
эффективного построения и управления
организациями и проектами, при
наличии соответствующих
Контроллинг – это комплексная система управления организацией, направленная на координацию взаимодействия систем менеджмента и контроля их эффективности. Контроллинг может обеспечивать информационно-аналитическую поддержку процессов принятия решений при управлении организацией (предприятием, корпорацией, органом государственной власти) и может быть частью прописывающей принятие определённых решений в рамках определённых систем менеджмента.
Современный контроллинг включает в себя управление рисками (страховой деятельностью предприятий), обширную систему информационного снабжения предприятия, систему оповещения путём управления системой ключевых («финансовых») индикаторов, управление системой реализации стратегического, тактического и оперативного планирования и систему менеджмента.
Деятельность по управлению персоналом – это целенаправленное воздействие на человеческую составляющую организации, ориентированное на приведение в соответствие возможностей персонала и целей, стратегий, условий развития организации.
В настоящее время можно
На смену широко распространенной
практике работы с кадрами, используемой
в условиях командно-административной
системы, и ориентированной на потребление
рабочей силы в условиях стабильной
занятости, а также жёстких
– создание условий для расширения знаний, повышения квалификации, непрерывного самосовершенствования;
– использование мотивационных программ при расширении полномочий работников в принятии хозяйственных решений;
– формирование новых моральных ценностей, разделяемых всем персоналом фирмы;
– гибкое и адаптивное использование «человеческих ресурсов», повышение творческой и организаторской активности персонала, формирование гуманизированной организационной культуры.
Успешное развитие фирмы связано со значительным повышением продуктивности производственных ресурсов и ростом производительности труда. Менеджеры должны быть вооружены различными методиками по оценке эффективности различных ресурсов и, в первую очередь, персонала фирм.
В этом заключается актуальность темы курсовой работы. Цель курсовой работы состоит в анализе методов управления и определении мероприятий, направленных на совершенствование системы управления персоналом компании. Объект исследования: процесс управления персоналом на предприятии, которое занимается торгово-закупочной деятельностью.
1. Система управления персоналом: основные понятия, сущность
Управление персоналом - понятие комплексное, охватывающее широкий спектрвопросов: от разработки концепции кадрового менеджмента и мотивацииработников до организационно-практических подходов к формированию механизмаее реализации в конкретной организации.
Современные концепции управление персоналом основываются на признаниивозрастающей роли личности работника, на знании его мотивационных установок,умении их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией.
Утверждение рыночных отношений сопровождалось отходом от принципов
иерархического управления, жесткой системы административного воздействия, созданием новой организационной культуры, возникновением специфических ценностных установок. В западных компаниях кадровая политика всегда находилась в поле зрения их руководства и сегодня она остается одним из управленческих приоритетов. Главная цель системы управления персоналом создание результативных мотиваций, обеспечение компании высококлассными кадрами, их продуктивное использование, профессиональное и социальное развитие.
Чтобы эффективно управлять персоналом организации, компания должна иметь четкую цель и продуманную стратегию своего развития. Ведущие зарубежные фирмы (такие, как "Дженерал моторс", «"Форд", "Тойота", "Мицубиси", "Сони" и др.) огромное внимание уделяют стратегическому планированию. В зависимости от выбранных целей вырабатываются стратегия – программа действий, определяющая развитие организации (расширение производства основной продукции и дальнейшее продвижение ее на уже освоенные рынки; разработка новых товаров и продажа их на тех же рынках; поиск новых рынков сбыта; диверсификация производственно-сбытовой деятельности и т.д.) и соответствующая модель управления.
Традиционно стратегия рассматривалась как многоаспектный процесс, имеющий отношение главным образом к внешней сфере деятельности. Начиная с конца 80-х годов стала меняться трактовка данного понятия: стратегия, отражающая управленческую философию современной фирмы, основывается на признании равнозначности внешних и внутренних факторов.
Сегодня общепризнано, что ее реализация в значительной степени зависит от кадровой составляющей. Оптимальная кадровая политика с точки зрения перспективных задач компании, подбор персонала и его мотивация создают условия для принятия решений, удовлетворяющих и руководство предприятия, и его работников. Причем если тактические шаги могут (и даже довольно часто) приводить к столкновению интересов руководства и рядового состава (выплаты дивидендов, решение социальных вопросов), то стратегические планы, наоборот, их объединяют.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ
Основные принципы государственной политики занятости и механизм регулирования занятости.
Переход от централизованно-планового управления экономики к рыночной системе хозяйствования неизбежно приводит к обострению проблемы занятости, возникновению и расширению безработицы, что, естественно, требует разработки принципов и основ формирования политики занятости и механизма ее реализации на этапе переходного периода, включая механизм социальной защиты безработных.
Общество, формирующее в экономике рыночные отношения, признает безработицу в качестве спутника этой системы, ее структурного элемента. Выбор формы участия граждан в рыночных отношениях и сферы приложения труда основывается на принципе свободного избрания вида деятельности. Поэтому существенные основы формирования и реализации государственной политики занятости закрепляются в отношение прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную трудовую деятельность.
Государственная политика занятости, кроме основополагающих принципов, включает также и другие элементы социального характера, воздействующие на занятость населения, как то: продолжительность рабочего времени (что в свою очередь зависит от продолжительности рабочей недели и оплачиваемого отпуска), материальные условия, стимулирующие пребывание женщин работниц в дополнительном отпуске по уходу за ребенком и продолжительность этого отпуска, размер трудовых пенсий, уровень материального обеспечения пенсионеров, и условия сохранения пенсий для работающих пенсионеров.
Перечисленные элементы политики занятости в той или иной степени воздействуют на общий объем трудовых ресурсов, необходимых народному хозяйству при данной системе регулирования рабочего времени и материального обеспечения трудоспособных пенсионеров. Так же следует рассматривать и уровень обязательного общеобразовательного минимума для молодежи, от которой зависит период выхода на рынок труда. Политика занятости одновременно охватывает комплекс мер, связанных с экономическими условиями воспроизводства рабочих мест – закрытием неэффективных производств, техническим обновлением действующих и созданием новых рабочих мест.
Система вознаграждения: сущность и основные моменты
1.1 Кадровая политика в системе вознаграждения
Системы вознаграждения в большинстве
организаций преследуют собственные
цели, и, возможно, из-за определенных сложностей
разработки многоцелевой системы они
очень часто имеют
1- позволяют привлечь ценных сотрудников в организацию, что особенно важно для отраслей, для работы в которых требуются очень редкие навыки и умения;
2- стимулируют сотрудников к достижению поставленных целей;
3- позволяют сохранить в организации тех сотрудников, в которых она нуждается.
Дополнительные цели могут включать в себя следующие:
1- стимулировать сотрудников отработать необходимое организации время;
2- поощрять сотрудников в зависимости от их вклада в деятельность организации;
3- стимулировать развитие навыков;
4- способствовать проявлению гибкости в выполнении работы;
5- создавать у людей потребность в дальнейшем продвижении по службе.
Изучая данный раздел, важно помнить
два момента. Во-первых, что оплата
является лишь некоторым выражением
взаимоотношений между
Факторы, оказывающие влияние на систему вознаграждения.
Система вознаграждения
· законодательство (доходы, равные возможности)
· рынок труда
· социальные факторы
· другие организации
· национальные соглашения
· рекомендации правительства
· рынки продукции
· установки сотрудников
· структуры карьеры
Основное требование к характеру
заработной платы состоит в том,
что оплата должна восприниматься как
справедливая - это ключевой фактор,
который следует учитывать
Несмотря на то, что большинство систем вознаграждения содержат в себе требования справедливого вознаграждения сотрудников, однако в основном нарекания вызывает их несправедливость.
Если сотрудники считают, что их труд вознаграждается несправедливо, они могут либо покинуть организацию и поискать другое место работы, где эта пропорция будет более справедливой, либо, если такой возможности нет, вкладывать меньше усилий, чтобы уменьшить несбалансированность пропорции, либо они могут повлиять на руководство организации с целью увеличения вознаграждений.
Если этот последний способ действительно
находит поддержку руководства,
организация обычно идет навстречу
сотрудникам и увеличивает
Таким образом, можно отметить, что хорошая политика в области оплаты труда должна:
1. Обеспечивать сотрудников
2. Предоставлять отдельным
3. Быть гибкой.
Она должна быть достигнута при разумных
затратах со стороны организации, но
вместе с тем все виды вознаграждений
должны рассматриваться как очень
важное вложение капитала в человеческие
ресурсы. Мы понимаем, что зарплата
- это только одна часть в общей
системе вознаграждения сотрудников
и баланс компонентов этой системы,
как это проиллюстрировано
1.2 Классификация систем
Экономическая система вознаграждения
Существует две базовые формы оплаты труда:
· повременная, когда основная зарплата
работника пропорциональна