Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 20:28, контрольная работа
Менеджмент – это управление людьми, работающими в одной организации, имеющей общую конечную цель. Но менеджмент—не просто управление людьми, организацией, а особая его форма, это управление в условиях рынка, рыночной экономики, т. е. в условиях постоянных изменений, риска. Поэтому менеджмент направлен на создание благоприятных условий (технических, экономических, психологических и др.) функционирования организации, на достижение ею успеха.
Основными составляющими успеха являются:
1) выживание организации в долгосрочной перспективе;
2) результативность;
3) эффективность.
С этих позиций менеджмент предстает как сложная система данных науки управления, опыта лучших управляющих мира и искусства управления.
Как система научных данных менеджмент – это совокупность философий, моделей, стратегий, принципов, методов и стилей управления организацией, производством и персоналом в целях повышения ее эффективности и роста прибыли.
9. Процесс развития работника (наличие системы адаптации, профориентации, непрерывного обучения, управления карьерой работников, степень их информированности).
10. Трудовая этика и мотивирование (проектирование работы, отношение к ней и ответственность на рабочем месте, его чистота, качество работы, оценка деятельности, вознаграждение).
Внешняя среда прямого воздействия включает следующие основные элементы: потребители, поставщики, конкуренты, рынок труда, внешние собственники, органы государственного регулирования и контроля, стратегические альянсы предприятия с другими фирмами. Макросреду предприятия формируют экономические, политико-правовые, социально-культурные, технологические и международные условия.
Экономические условия среды отражают общую экономическую ситуацию в стране или регионе, в котором работает предприятие. Она помогает понять, как формируются и распределяются ресурсы. Для этого в первую очередь анализируются величина ВВП (ВНП), темп его роста/падения, уровень безработицы, темп инфляции, процентные ставки, производительность труда, нормы налогообложения, платежный баланс, валютный курс, величина заработной платы и др. Изменение этих макроэкономических показателей влияет на уровень жизни населения, платежеспособность потребителей, колебания спроса; определяет инвестиционную политику, уровень цен, прибыльность и т. п. Важными факторами экономической среды являются денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика государства.
Социокультурные факторы представляют социальные процессы и тенденции, происходящие в обществе. К ним относятся: существующие традиции, ценности, привычки, этические нормы, стиль жизни, отношение людей к работе, вкусы и психология потребителей. Сюда входят социальная структура общества, его демографические характеристики, такие как уровень рождаемости, средняя продолжительность жизни, средний возраст населения, уровень образования, квалификации и т. д. Текущая структура населения определяет состав рабочей силы, уровень спроса, потребительские предпочтения, выбор рынков сбыта продукции. При этом как потребители, так и члены организаций отличаются все большим многообразием.
Основными современными
тенденциями, определяющими вкусы,
ценности населения, являются: негативное
отношение к курению, употреблению
крепких спиртных напитков, стремление
людей к здоровому образу жизни,
потреблению продуктов с
Политико-правовая среда включает характеристику политической системы, государственное регулирование бизнеса и основные отношения между бизнесом и правительством. Она важна по трем причинам. Во-первых, правовая система устанавливает нормы деловых взаимоотношений, права, ответственность, обязанности фирм, включая ограничения на отдельные виды деятельности. От знания и соблюдения принятых законов зависят правильность заключения и соблюдения контрактов, решение спорных вопросов. В современных условиях возрастает роль законов по защите окружающей среды, прав потребителей, стандартов безопасности продуктов, справедливой торговли.
Во-вторых, выбор правительством приоритетных для развития направлений деятельности и отраслей, которые будут поддерживаться, настроения в правительстве в пользу или против предпринимательства воздействуют на его деловую активность. Эти настроения влияют на налогообложение доходов предприятий, установление налоговых льгот и льготных таможенных пошлин, контроль цен и заработной платы, регулирование взаимоотношений между администрацией и работниками. Кроме того, важно знать группы лоббирования, возможности их влияния на принятие тех или иных законов.
В-третьих, политическая стабильность учитывается при планировании деятельности предприятий, особенно имеющих отношения с другими странами. При этом необходимо выяснить следующие базовые характеристики политической подсистемы: политическая идеология, определяющая политику правительства; насколько стабильно правительство; насколько оно в состоянии проводить свою политику; какова степень общественного недовольства; насколько сильны оппозиционные политические структуры; какие партии, блоки, движения существуют и каковы их программы.
Технологические факторы включают научные и технологические нововведения, которые позволяют предприятию модернизировать старую и создавать новую продукцию, совершенствовать и разрабатывать технологические процессы. Организации должны быстро реагировать на новые разработки в их отрасли и сами предлагать нововведения. Только так можно поддерживать высокую конкурентоспособность.
НТП несет в
себе как огромные возможности для
фирм, так и не менее огромные
угрозы. Многие предприятия не в
состоянии увидеть новые
Международные факторы показывают степень вовлеченности или воздействия на фирму бизнеса других стран. Фактически каждая фирма находится под воздействием международных факторов, даже если она функционирует в одной стране. Она может использовать сырье или продукты, созданные в других странах, или столкнуться с международной конкуренцией на своих внутренних рынках. На российском рынке в последние годы появилась опасность конкуренции со стороны иностранных фирм и вытеснения российских производителей иностранными, обеспечивающими лучшее качество товаров, например таких, как автомобили, компьютеры, бытовая электроника, ряд продуктов питания. Если компания действует на международном уровне, то факторы международной среды влияют на все другие элементы внешней среды предприятия.
В международной среде появляются новые потребители, поставщики, конкуренты, особенности государственного регулирования, новые правила, стратегические альянсы и т. д. Организация изучает особенности этих факторов, подстраивается под них, и в конце концов эти факторы изменяют саму организацию.
Практическая часть.
Завод сухого цельного молока построен в северной части г. Архангельск по проектной документации, разработанной Московским проектным институтом “Молпромпроект” и введён в эксплуатацию в 1959г.
17.11.1993 г. Архангельский молочный
Ассортимент и мощность завода по проекту:
Объём переработки молока 21100 т. в год, из них цельным молоком 17400 т. и сливками 3700 т. Стоимость основных производственных фондов на 1 января 1970 г. составила 1731 тыс. руб.
С 1968 по 1993 год была произведена реконструкция с предприятия. Реконструкции были подвергнуты производственный корпус, маслоцех, котельная, компрессорная, автотранспортный цех, стройцех, ремонтно-механический цех. Вследствие реконструкции и внедрения организационно-технических мероприятий мощности по предприятию на 1 января 1994г. составили:
Элементный аспект:
Производственные элементы: здания и сооружения, оборудование, транспортные средства, материальные ценности, сырье и материалы.
Организационные
элементы: учётно-финансовый отдел, отдел
кадров, отдел снабжения и сбыта, отдел
Социальные элементы:
руководящий состав – 19 человек, специалисты –
26 человек, служащие – 3 человека, прочие
рабочие (рабочие цехов основного и
Информационные элементы: законы и нормативные документы, учредительные документы, бухгалтерская отчётность и другие финансовые документы, телефонные и компьютерные сети, средства массовой информации.
Функциональный аспект:
Главной функцией ОАО «Молоко» является производство сухого молока и сливочного масла.
Функции выполняемые предприятием можно разделить на внутренние и внешние.
Внутренние функции:
производство и обеспечение сохранности
и качества выпускаемой продукции; обеспечение
целостности, сохранности и работоспособности
оборудования; ведение бухгалтерского
учета; административно-хозяйственные
Внешние функции: реализация услуг и выпускаемой продукции; организация закупки сырья и материалов для производства; сбыт готовой продукции; информационные и финансовые связи.
Всю систему предприятия можно разделить на отдельные участки работ (подсистемы), осуществляющие определённые функции, но тесно связанные между собой производственными связями и нацеленные на единую функцию предприятия – производство продукции, её сбыт, получение прибыли, рост производства и благосостояния предприятия в целом и каждого работника.
В систему предприятия входят следующие подсистемы:
- управленческая;
- финансово-экономическая;
- снабжения и сбыта;
- производственная;
- вспомогательного производства;
- складская.
Состав и функции подсистем:
Управленческая подсистема.
В состав управленческой подсистемы входят: генеральный директор, главный инженер, заместитель директора, начальник учетно-финансового отдела, начальник ПТЛ (производственно технической лаборатории), главный механик, начальник отдела кадров, начальник консервного цеха, начальник энергоцеха, начальник ремонтно-строительного цеха, начальник автоцеха, начальник ремонтно-механического цеха, начальник электроцеха, заведующий центральным складом, начальники смен, заведующий производственной столовой, заместитель директора по коммерческим вопросам, юрист-консульт, инженер по технике безопасности и охране труда.
Функции: организация производственной деятельности предприятия, поиск поставщиков сырья и рынка сбыта продукции, контроль качества продукции, контроль финансовой деятельности предприятия, поиск поставщиков оборудования, запчастей и упаковочного материала, контроль технического состояния оборудования, проведение регулярных инструктажей и экзаменов по технике безопасности и охране труда, контроль трудовой деятельностью персонала, подбор и обучение кадров.
Финансово-экономическая подсистема.
Состав: бухгалтерия, кассир, оператор ЭВМ, экономист по труду.
Функции: расчёт и выдача заработной платы, оформление финансовой документации и отчётности, операции с банковским счётом, оформление документов и расчётов с поставщиками и клиентами.
Подсистема снабжения и сбыта.
Состав: заместитель директора по коммерческим вопросам, экономист по сбыту, рабочие по погрузо-разгрузочным работам.
Функции: заключение договоров о поставках сырья и сбыта готовой продукции; заключение договоров на поставку оборудования, запчастей и упаковочного материала; заключение договоров о поставке подвижного состава с железной дорогой; погрузо-разгрузочные работы.
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ