Системный подход в управлении: понятие, признаки, требования, формы реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 17:48, курсовая работа

Описание

В настоящее время процесс управление все большей степени несет системный характер, управление любой организации осуществляется как воздействие на единое целое. Менеджеры должны четко осознавать взаимосвязь всех систем своей компании. Таким образом, Современный руководитель должен обладать системным мышлением, так как:

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………….………………….. 3
ГЛАВА 1. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД …………………………………… .6
1.1. Системный подход к управлению ………………………………… . 6
1.2. Современное представление о системном подходе ……...………. 13
1.3. Основные черты и принципы системного подхода………………..13
1.4. Традиционный и системный подход к управлению ………………15
1.5. Значение системного подхода в управлении ………………………17
1.6. Правила применения системного подхода ………………………....18
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА………………26
2.1. История ФГУП «УКВЗ им. Кирова»…..............................……....…26
2.2. Применение системного подхода в управлении качеством
продукции на УКВЗ……………………………………………….....……28
2.3. Признаки социальной и хозяйственной организации …...………...30
2.4. Целенаправленность организации ………………..…………...……31
2.5. Признаки системы организации…………………………………….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......………………………………………………...……..35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………...…………37

Работа состоит из  1 файл

Системный подход Вика-курсовой.doc

— 176.50 Кб (Скачать документ)

     

2.3. Признаки социальной и хозяйственной организации.

         У завода, также как и в других организациях можно выделить признаки социальной и хозяйственной организации.

          Признаки социальной организации заключаются в следующем:

  1. Это объединение людей, направленное на достижение целей, которые они стремятся достичь как можно быстрее и эффективнее.
  2. Члены завода распределены по иерархической лестнице (приложение 6, рис.1).
  3. В этой организации присутствует распределение труда, т.е. предприятие четко структурировано по вертикали и горизонтали. В вертикальной структуре можно увидеть управляемую и управляющую системы, которые позволяют организовать производство. А горизонтальная структура обеспечивает эффективное, стабильное достижение целей.
  4. Управляющая система организует работу управляемой системы согласно определенным правилам и нормам, принятым на заводе.

     Признаки  хозяйственной организации: 

  1. Это федеральное государственное унитарное предприятие. Из чего следует, что предприятие принадлежит государству и подчиняется непосредственно Правительству РФ. Государство несет субсидиарную ответственность по убыткам завода. Завод не является собственником имущества, закрепленного за ним.
  2. Завод имеет помещение и соответствующее оборудование для производства определенной продукции, необходимой обществу, что является главной характерной чертой хозяйственных организаций.
 
 

2.4. Целенаправленность  организации

     Ни  одна организация не сможет существовать долгое время, если ее деятельность не целенаправленная. Цель является ориентиром, планируемым результатом деятельности организации. На первом этапе происходит обозначение главной цели. Для того, чтобы было ясно каким образом можно достигнуть главную цель, ее нужно разложить на составляющие. Это происходит на втором этапе. Эта необходимость обусловлена различающейся деятельностью структур организации при достижении главной. Это цели носят системный характер и составляют четыре группы:

      1-я группа – цели входа (изготовление  деталей для трамваев, для оборонной  продукции; закупка тех деталей,  которые завод сам не производит);

      2-я группа – цели процесса (сборка комплектующих в единое изделие);

      3-я группа – цели выхода (реализация  готовой продукции);

      4-я группа – цели системы  (цели, направленные на выживание  организации во внешней среде).

       Цели второго уровня реализуются  на уровне заместителей директора.  Далее происходит декомпозиция целей второго уровня, в соответствии с конкретными технологическими задачами. Если есть необходимость, то цели третьего уровня раскладываются на цели четвертого уровня и т.д.  Необходимо понимать, что достижение, например, целей третьего уровня должно приводить к целям второго уровня и, что достижение каждой цели должно быть организационно обеспечено. Только так можно достичь основной цели. 

     2.5. Признаки системы организации

     Во-первых, завод состоит из множества цехов, отделов, то есть состоит из множества элементов, которые составляют всю систему.

     Во-вторых, каждый цех, отдел относительно самостоятелен. Внутри каждого цеха работа происходит независимо от деятельности других цехов  и отделов. Например, цех по изготовлению крепежных деталей для трамваев будет работать, даже если какой-то другой цех или отдел прервет свою деятельность на какое-то время.

     В-третьих, при выполнении определенной работы между цехами и отделами происходит взаимодействие. Например, цех по сборке трамваев будет так или иначе взаимодействовать с технологическим отделом, для того чтобы произвести правильную сборку изделия.

     

        

     

     

       
 

     

     

       

       
 
 

     А так же будет взаимодействовать  с отделом труда и заработной платы, так как этот отдел следит за тем, сколько дней работал тот или иной работник, какие расценки имеются для выполнения данной работы и сколько он, работник, заработал за определенный период времени.

     Как  любая другая организация завод  им. Кирова взаимодействует с другими  организациями, то есть имеет свой набор с внешней средой. 
 

     Охарактеризуем  эти связи.

     Взаимодействие  с банком выражается в:

  1. Выплате заработной платы через банкоматы, по банковским карточкам;
  2. Безналичном расчете с поставщиками и клиентами;
  3. Проведении различных финансовых операций.

     Как и любая другая организация в  нашей стране должна регулярно предоставлять  в налоговую службу отчет о  своих доходах. Так и завод  не является исключением. Бухгалтерия  завода регулярно предоставляет  данные о доходах предприятия, а  так же об отчислениях с физических лиц.

     Как уже было сказано не однократно, социальная организация создается  для определенных целей. Так и  эта организация имеет свои определенные коммерческие цели. Для того чтобы  получить прибыль необходимо создать  товар необходимый населению  и продать его. В этом и выражается взаимосвязь с партнерами и клиентами. Партнеры поставляют необходимое оборудование, которое сама организация не производит. Завод изготовляет продукцию (в основном – трамваи и оборонную продукцию) необходимую другим организациям и реализует ее.

     Учебные заведения города производят обучение и подготовку необходимых кадров, которые впоследствии будут работать в этой организации. Обучение производится как и среднее специальное, так  и высшее.

       Как и любая крупная организация,  завод взаимодействует со службой занятости. Подается заявка на замещение какой-либо вакантной должности, а служба занятости   помогает в подборе квалифицированных кадров, профессионалов, подходящих для этой работы.

     Имея  статус главного, единственного крупного предприятия города, завод не может не взаимодействовать с органами власти, то есть с городской администрацией. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Изначальный недостаток подходов различных школ к управлению заключается в том, что они сосредоточивают внимание только на каком-то одном важном элементе, а не рассматривают эффективность управления как результирующую, зависящую от многих различных факторов. Применение теории систем к управлению облегчило для руководителей задачу увидеть организацию в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно переплетаются с внешним миром. Эта теория также помогла интегрировать вклады всех школ, которые в разное время доминировали в теории и практике управления.

     Ценность  системного подхода для управления любой организации можно понять, рассмотрев два аспекта работы руководителя. Во-первых, он стремится добиться суммарной эффективности работы всей организации и не допустить, чтобы частные интересы какого-либо одного элемента организации повредили общему успеху. Во-вторых, он должен добиваться этого в условиях организационной среды, которая всегда создает противоречащие друг другу цели.

     Системный подход к организации управления требует перехода от разрозненных, частных моделей экономики, изолированного рассмотрения экономических категорий  и отдельных частных вопросов к общей концепции, позволяющей видеть всю систему связей и отношений в экономике, весь комплекс параметров, определяющих наилучшие пути ее развития и способствующих выполнению намеченных планов. Такой же подход следует использовать при принятии решений на уровне отдельных организаций и предприятий. Те, «кто берется за частные вопросы без предварительного решения общих, тот неминуемо будет на каждом шагу бессознательно для себя «натыкаться» на эти общие вопросы»6. Системный подход прямо противоположен практике локального, временного решения проблем без учета последствий этих решений в будущем.

     Проделанная мною работа была в большей степени  интересна мне тем, что полученные знания могут быть непосредственно  применены в будущем. К тому же к использованию системного подхода при принятии решений проявляется все более широкий интерес со стороны специалистов по управлению и хозяйственных руководителей. Его все чаще называли новым типом управленческого мышления. И в настоящее время практически в любой научной работе по экономическим, управленческим проблемам содержатся ссылки на использование системного подхода. Я считаю, что расширение применения системного подхода при принятии управленческих решений будет способствовать повышению эффективности функционирования экономической системы страны в целом и ее отдельных объектов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

          1. Багриновский К.А. Современные методы управления: Учебник. - М.: Инфра - М, 2002.

2. Большая  советская энциклопедия. 3-е изд. - М.: Советская энциклопедия. Т. 16.

3. Блауберг  И. В., Годин Э. Г. Становление  и сущность системного подхода. -- М.: Наука, 1973.

4. Веснин  В. Р. Менеджмент: Учебник. - М.: Проспект, 2004.

5. Виханский  О. С. Менеджмент: Учебник. - М.: Экономистъ, 2004.

6. Воронин  А. Г. Муниципальное хозяйствование  и управление: проблемы теории  и практики: Учебное пособие. - М.: Наука, 1984.

7. Голубков  Е.П. Использование системного  анализа в принятии плановых решений. - М.: Экономика, 1982.

8. Голубков  Е. П. Методы системного анализа при принятии управленческих решений. -- М.: Знание, 1973.

9. Дафт  Р. Менеджмент: Учебное пособие. - СПБ.: Питер, 2001.

10. Килдрейк  Д. Теория менеджмента от тейлоризма  до японизации: Учебник. - СПБ.: Питер, 2001.

11. Клиланд Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление. - М.: Советское радио, 1974.

12. Никаноров  С. П. Предисловие к книге  Оптнера С. Системный анализ  для решения деловых и промышленных проблем. - М.: Советское радио, 1969.

13. Сундин  Х. Организованный менеджер: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2002.

14. Фатхутдинов  Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник. - СПБ.: Питер, 2002.

15. Фатхутдинов  Р.А. Управленческие решения: Учебник. - М.: Инфра - М, 2002. 
 

Информация о работе Системный подход в управлении: понятие, признаки, требования, формы реализации