Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 09:27, курсовая работа
Цель курсовой работы: раскрыть роль средств массовой информации как инструмента политической PR-деятельности, оценить эффективность средств массовой информации как инструмента политического PR на примере PR-деятельности партии "Единая Россия".
Исходя из цели сформулируем задачи курсовой работы: проанализировать особенности использования средств массовой информации в политической PR-деятельности, оценить текущее состояние сферы российских средств массовой информации, описать и анализировать использование средств массовой информации как инструмента PR партией "Единая Россия".
Введение............................................................
Особенности использования СМИ в политической PR - деятельности..............
Принципы работы со СМИ.......................
Особенности российских СМИ для политического PR...................................
Использование СМИ как инструмента PR на примере партии "Единая Россия".......................
Заключение…………………………………………..
Список литературы............................................
Теперь рассмотрим как этот образ распространяется с помощью средств массовой информации исходя из уровня упоминаемости партии в СМИ.
Прежде всего необходимо отметить явное предпочтение "Единой Россией" центрального телевидения из всех видов СМИ. (см. рис.3). Рассматривая данный график можно также отметить, что цитируемость партии "Единая Россия" в средствах массовой информации намного выше по сравнению с другими партиями (КПРФ, СПС, "Яблоко", НПРФ, ЛДПР), что говорит о высокой эффективности работы пресс-центра избирательного блока партии.
Рассматривая соотношение позитивных и негативных материалов в различных средствах массовой информации (см. рис.4), необходимо отметить тот факт, что наибольшее количество позитивно окрашенных упоминаний о партии и наименьшее количество негативных приходится на центральное телевидение, что говорит о том, что наибольшее внимание оказывается именно этому средству массовой информации.
Рисунок 2
Фонд "Общественное мнение". Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса - интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 27 сентября 2003 года. 1500 респондентов.
|
Рисунок 3.
Рисунок 4.
Негативные, позитивные и нейтральные упоминания партий в СМИ 23.06 - 29.06. Позиционирование СМИ в политическом пространстве
Ежедневные |
тираж |
ЕР |
КПРФ |
Яблоко |
СПС |
ЛДПР |
НПРФ | ||||||||||||
Московский комсомолец |
2307785 |
1 |
2 |
1 |
2 |
3 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
||||||||
КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА |
802639 |
3 |
1 |
1 |
3 |
1 |
1 | ||||||||||||
ТРУД |
612850 |
5 |
1 |
2 |
1 |
1 |
3 |
||||||||||||
РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА |
436525 |
4 |
6 |
3 |
5 |
1 |
1 |
1 |
1 |
3 |
2 |
4 |
1 |
2 | |||||
Известия |
234500 |
3 |
7 |
2 |
3 |
1 |
2 |
5 |
1 |
1 |
3 |
||||||||
ТРИБУНА |
141238 |
3 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
||||||||||||
КоммерсантЪ |
105278 |
1 |
2 |
5 |
1 |
3 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 | |||||||
РОССIЯ |
70000 |
1 |
|||||||||||||||||
Газета |
61300 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 | ||||||||||
Время МН |
54000 |
1 |
3 |
3 |
1 |
2 |
2 |
4 |
2 |
2 |
1 | ||||||||
ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ |
51000 |
1 |
3 |
1 |
1 |
1 |
3 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
|||||||
Независимая газета |
48380 |
1 |
5 |
5 |
1 |
2 |
1 |
3 |
1 |
2 |
1 |
1 |
|||||||
ВЕДОМОСТИ |
43500 |
1 |
2 |
2 |
3 |
2 | |||||||||||||
Еженедельные |
ЕР |
КПРФ |
Яблоко |
СПС |
ЛДПР |
НПРФ | |||||||||||||
Аргументы и факты |
2880000 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|||||||||||||
Труд-7 |
1580000 |
1 |
1 |
||||||||||||||||
Новая газета |
340563 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
||||||||||||
Версия (Совершенно секретно) |
227400 |
||||||||||||||||||
ИТОГИ |
85000 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 | |||||||||||
Профиль |
75000 |
2 |
1 |
1 |
|||||||||||||||
Три раза в неделю |
ЕР |
КПРФ |
Яблоко |
СПС |
ЛДПР |
НПРФ | |||||||||||||
СОВЕТСКАЯ РОССИЯ |
300000 |
6 |
5 |
2 |
1 |
2 |
|||||||||||||
Два раза в неделю |
|||||||||||||||||||
СТРИНГЕР |
50000 |
||||||||||||||||||
Телевидение |
ЕР |
КПРФ |
Яблоко |
СПС |
ЛДПР |
НПРФ | |||||||||||||
ОРТ |
10 |
4 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
||||||||||||
РТР |
13 |
8 |
3 |
2 |
3 |
1 |
|||||||||||||
ТВЦ |
7 |
4 |
4 |
3 |
2 |
2 |
1 |
3 |
|||||||||||
НТВ |
3 |
7 |
2 |
4 |
2 |
2 |
1 |
3 |
1 |
3 | |||||||||
Региональные СМИ |
ЕР |
КПРФ |
Яблоко |
СПС |
ЛДПР |
НПРФ | |||||||||||||
ЦФО |
7 |
11 |
23 |
16 |
5 |
13 |
1 |
4 |
5 |
3 |
7 |
5 |
4 |
4 |
1 |
2 | |||
СЗФО |
3 |
8 |
41 |
2 |
2 |
17 |
1 |
1 |
24 |
4 |
13 |
1 |
12 |
2 |
5 | ||||
СФО |
10 |
19 |
2 |
1 |
6 |
6 |
2 |
2 |
4 |
2 |
|||||||||
ПФО |
8 |
25 |
4 |
4 |
8 |
3 |
3 |
9 |
6 |
2 |
4 |
7 | |||||||
УФО |
9 |
33 |
10 |
1 |
18 |
2 |
11 |
2 |
2 |
9 |
1 |
11 |
2 |
1 |
11 | ||||
ДФО |
3 |
3 |
18 |
2 |
6 |
1 |
6 |
5 |
1 |
6 |
5 | ||||||||
ЮФО |
3 |
1 |
7 |
4 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
|||||||||
Общий итог |
94 |
55 |
229 |
49 |
42 |
96 |
30 |
12 |
93 |
16 |
15 |
72 |
7 |
9 |
55 |
22 |
6 |
42 | |
Позитивные материалы | |||||||||||||||||||
Негативные материалы | |||||||||||||||||||
Нейтральные материалы |
Анализ освещения деятельности политической партии "Единая Россия" по центральному телевидению:
Анализ распечаток программ центрального телевидения за период с 3 октября по 9 ноября 2003 г. свидетельствует о явно преобладающем освещении деятельности партии "Единая Россия". Характер распространяемой информации свидетельствует о создании только положительного образа партии "Единая Россия". Так, полученные по электронной почте материалы распечатки программ центрального телевидения свидетельствуют о следующем:
1. В период с 3 октября по 5 октября 2003 г. партия "Единая Россия" упоминалась 6 раз. Так, 03.10.2003 г. в новостных передачах "Вести" - ГТРК "Россия", и "Время" - "I канал" был передан сюжет о рабочей поездке Президента России В.В. Путина в г. Краснодар, в ходе которой он выразил благодарность центристским партиям и персонально "Единой России" за поддержку, оказанную ему в вопросах развития АПК. Сюжет был распространен повторно 5 октября 2003 г. в передаче "Вести недели". Характер транслируемой информации можно определить как PR - деятельность партии "Единая Россия" с использованием в качестве основы популярности Президента России у населения страны.
Особенностью транслируемых передач является освещение деятельности Б.Грызлова как Министра внутренних дел Российской Федерации с одновременным упоминанием о нем и как о председателе Высшего Совета "Единой России". Поводом для освещения деятельности Б.Грызлова явились факты текущей деятельности руководителя МВД: вручение наград, принятие присяги, борьба с преступностью. Эту информацию тоже можно определить как агитацию за партию "Единая Россия".
2. За период с 6 октября
2003 г. по 12 октября 2003 г. партия
"Единая Россия" упоминалась
9 раз. Во всех случаях
3. За период с 13 октября 2003 г. по 19 октября 2003 г. партия "Единая Россия" упоминается 4 раза. В основном освещаются поездки и встречи лидера "Единой России" Б.Грызлова.
За указанный период КПРФ упоминается 9 раз. Случаев положительного упоминания не выявлено. Информация носит агрессивный характер. Направленность - создание стойкого отрицательного отношения у населения. Способы - критика формирования избирательного списка, дискредитация лидера КПРФ Г.А.Зюганова в глазах избирателей посредством распространения сведений, не соответствующих действительности, о приобретении в собственность земли в Орловской области, ухудшение условий жизни в Тульской области с демонстрацией губернатора В. Стародубцева.
4. За период с 20 октября 2003 г. по 26 октября 2003 г. партия "Единая Россия" упоминается 4 раза. Информация носит только положительный характер.
5. За период с 27 октября
2003 г. по 2 ноября 2003 г. партия "Единая
Россия" упоминается 10 раз. Сведения
носят только положительный
"Единой России" по времени каналы центрального телевидения уделили в общей сложности 17 минут 35 секунд, содержащих о ней исключительно положительную информацию.
За указанный период КПРФ упоминается 6 раз. Информация направлена на создание отрицательного образа КПРФ и ее лидеров у населения. Способы - указание на сотрудничество с Б.Березовским, использован комментарий депутата Маевского, распространение сведений о выявленных Счетной палатой финансовых нарушениях в корпорации "Росагропром" с обязательным указанием на В.Видьманова как на "спонсора" КПРФ, репортаж о срыве отопительного сезона губернатором-коммунистом М.Машковцевым.
Каналы телевидения
за указанный период уделили КПРФ
в общей сложности 26 минут 43 секунды
эфирного времени, содержащего о
ней исключительно
Партия СПС упоминается 2 раза. 1 раз освещается негативно в связи с отказом предоставить слово А.Чубайсу. Эфирное время - не более 1 минуты.
6. За период с 3 ноября
2003 г. по 9 ноября 2003 г. партия "Единая
Россия" упоминается 13 раз. Информация
носит только положительный
Телеканалы уделили в общей сложности за указанный период 31 минуту 53 секунды (положительной информации.
Свидетельством эффективности такой активной деятельности пресс-службы партии "Единая Россия" можно считать её рейтинг, в течении периода 3.10.03-10.11.03, согласно опросам ФОМ, поддерживающийся на уровне 20% (приложение 4).
Также следует отметить, что образ, созданный и поддерживаемый партией удалось внедрить в сознание потенциальных избирателей. Так по данным ФОМ вот, чем руководствуются люди, которые в принципе могли бы отдать свой голос за "партию власти":
Об эффективности PR в деятельности политической партии "Единая Россия" можно судить по рейтингу данной партии. Рассмотрев рейтинг базы данных ФОМ (рисунок 5) мы увидим, что он поддерживается на уровне 20% или более, что намного выше рейтингов главных политических конкурентов.
Рисунок 5.
Рейтинг партий в динамике (ФОМ)
"Если Вы
примете участие в выборах в Госдуму в декабре этого
года, то за какую из перечисленных партий
Вы скорее всего проголосуете? (Карточка, один ответ, данные
в %)
Заключение.
Рассмотрев деятельность политической партии "Единая Россия" в области паблик рилейшнз можно сделать вывод о том, что данная партия в этой области действовала профессионально и эффективно.
Был сформирован собственный информационный поток, определяющий имидж, "лицо" партии в глазах электората. При подаче информации был использован самый распространённый в политическом PR приём манипулирования массовым сознанием, как расстановка информационных акцентов, причём так как партия и её лидеры - давно известные и уважаемые люди, то упор был сделан на второй и третий этапы. Партия предъявила своё УПП - уникальное политическое предложение. Здесь был использован приём, который базируется на том, что большая часть аргументов обращена не к разуму, а к чувствам; в данном случае к чувству уважения и доверия к лидерам и сторонникам партии. Широко было использовано и сопоставление партии с конкурентами путём показа их слабых сторон ("Пока все дискуссируют мы работаем" - заявление Шойгу по поводу отказа "Единой России" от участия в Теледебатах).
Самого высокого уровня рассматриваемая партия достигла в установлении информационного партнёрства, приоритетной поставки информации средствам массовой информации - цитируемость в прессе "Единой России" в положительных тонах превышает цитируемость других партий более, чем в два раза.
В данном аспекте следует отметить критику со стороны европейских специалистов. По их мнению партия в политическом PR использовала служебное положение своих участников, они официально не являлись членами партии, но в глазах электората представляли её. Но, в любом случае, выхода за рамки закона и этики PR не было.
Эффективность использования средств массовой информации в PR рассматриваемой партии самым лучшим образом отражают результаты выборов 7-го декабря:
"Единая Россия" - 37,1%
КПРФ - 12,7%
ЛДПР - 11,6%
"Родина" - 9,1%.
Таким образом партия "Единая Россия" прошла в Государственную Думу с самым высоким процентом голосов избирателей, что служит доказательством эффективности выбранной PR-политики, а также эффективности использования в качестве инструментов её проведения средств массовой информации.
Список используемой литературы.