Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 13:12, доклад
Бизнес вообще и корпорации в частности ведется в определенной социальной и политико-культурной среде и, естественно, не может игнорировать интересы общества, с которыми должен сообразовать свои собственные интересы. Более того, поскольку стабильность общества является необходимым условием эффективного функционирования корпораций, они просто вынуждены разрабатывать и осуществлять меры, обеспечивающие такую стабильность. Развитие и улучшение социальной среды соответствуют долгосрочным интересам бизнеса и корпораций.
Социальная ответственность бизнеса
Бизнес вообще и корпорации в
частности ведется в
Не случайно в конце XIX — начале XX вв. были заложены основы Концепции социальной ответственности бизнеса. Первоначально она получила распространение среди американских инженеров, которые, как отмечал американский историк Э. Лейтон-мл., усматривали в демонстрации «чувства социальной ответственности» средство повышения социального престижа своей профессии. Со временем эта идея стала составной частью концепции ответственности бизнеса.
Среди сторонников и активных пропагандистов этой концепции были такие известные в свое время бизнесмены, как президент компании «Дженерал электрик» Дж. Своуп, председатель совета директоров той же компании О. Янг, президент компании «Америкэн телефон энд телеграф» У. Джиффорд и др.
Окончательно концепция
Особо важную роль в разработке и
популяризации концепции
Дальнейшее развитие данная концепция получила в послевоенный период. Показательна в этом контексте книга американского экономиста Г. Боуэна «Социальная ответственность бизнеса». В ней автор определил социальную ответственность бизнеса как «обязанность бизнесменов принимать те решения и следовать тем направлениям деятельности, которые желательны с точки целей и ценностей... общества».
К. Уолтон выделяет следующие компоненты современной концепции социальной ответственности бизнеса: во-первых, более нельзя полагаться на концепцию личной выгоды, поскольку она не обязательно не приведет к благу общества. В тех случаях, когда между частным и общественным благом существуют конфликты, первое должно быть подчинено второму. Во-вторых, американская экономическая система опирается в большей степени на принципы плюрализма и конституционализма, нежели на принципы laissez-faire. В-третьих, благосостояние общества не могут обеспечить исключительно правительство или частные организации в отдельности. Поэтому необходимо покончить с противостоянием правительства и бизнеса. В-четвертых, руководству корпораций следует уравновешивать конкурирующие интересы и устанавливать приоритеты, учитывающие интересы как инвесторов, рабочих, потребителей, поставщиков и конкурентов, так и национальных и местных общин, других добровольных организаций и даже неорганизованных групп. В-пятых, уравновешивая эти интересы, корпорация должна отвергать «неразумные требования», но делать это логически выдержанно и сбалансировано. Таким образом, концепция социальной ответственности бизнеса основывается на признании существования тесных взаимосвязей корпорации и общества.
Профессор Аризонского университета К. Дэвис полагал, что «сущность социальной ответственности вытекает из озабоченности представителей бизнеса этическими последствиями своих действий в той мере, в какой они могут воздействовать на интересы других». И далее: «Новые условия означают, что бизнесу придется подумать о том, как эффективно производить социальные ценности наряду с экономическими ценностями. Общество не отвергает идею прибыли, но расширяет это понятие, включая в него как социальную, так и экономическую прибыль». Под понятием «социальная ответственность» К. Дэвис подразумевал осуществление частными организациями своих действий, неся за них ответственность перед обществом. В данном контексте он отдавал предпочтение понятиям «социально ответственный бизнес» и «социальный капитализм».
Определяемая таким образом социальная ответственность представляла для К. Дэвиса нечто большее, чем просто поведение в соответствии с законом, потому что «не все системные воздействия деловых решений учитываются законом». Социальная ответственность, подчеркивал он, предполагает «признание фирмой социальных обязательств за рамками требований закона наряду с обязательствами, обозначенными в законе».
В целом, утверждал Дэвис, социальную
ответственность нельзя рассматривать
как пассивную реакцию на общественные
ожидания, ибо в таком случае бизнес
оказывается в плену эмоций и
противоречивых целей. Социальная ответственность
бизнесмена, продолжал эту мысль
Дэвис, должна заключаться в том,
что он «предлагает руководство
в социальной области вместо того,
чтобы просто отвечать на ожидания
общества. Он взаимодействует с обществом
и помогает ему принять социальные
решения, способствуя этому своими
особыми способностями и
С рассматриваемой точки зрения интерес представляют доводы и аргументы, предлагаемые профессором Калифорнийского университета П. Сети. По его мнению, поведение корпорации можно определить в трех аспектах: как социальную обязанность, социальную ответственность и социальную отзывчивость. Поведение корпораций, обусловливаемое требованиями рынка или юридическими ограничениями, определяется как социальная обязанность корпорации. Социально ответственное поведение, как считает Сети, «не требует радикального разрыва с обычными формами корпоративной деятельности... Это просто шаг, сделанный, опережая время, до того, как социальные ожидания будут кодифицированы в законе». Суть социальной отзывчивости состоит в следующем: «Корпорации должны быть инициаторами политики и программ, которые призваны минимизировать побочные негативные последствия их текущих или будущих операций, прежде чем эти последствия примут кризисные масштабы и станут катализаторами еще одной волны протеста, направленной против бизнеса».
Немаловажный интерес для
Разрабатывая и предлагая свое
видение проблемы, авторы заявления
исходили из Концепции «просвещенной
выгоды», Основанной на признании глубокой
взаимозависимости бизнеса и
общества. «Сегодня широко признано, —
говорилось в заявлении, — что
интересы корпорации тесно связаны
с благосостоянием общества, неотъемлемой
частью которого является бизнес... Растет
понимание того, что корпорация зависит
от благосклонного отношения общества,
которое может поддержать или
подорвать ее существование путем
общественного давления на правительство».
Поэтому, подчеркивалось в заявлении,
«с точки зрения «просвещенной выгоды»
корпорации необходимо содействовать
общественному благосостоянию»
Отправляясь от этих установок, в заявлении была предпринята также попытка систематизировать обязанности бизнеса по девяти основным направлениям, каждое из которых покрывает определенную совокупность проблем, таких, как образование, занятость и подготовка рабочей силы, гражданские права и равные возможности, обновление и развитие городов, уменьшение загрязнения окружающей среды, сохранение природных ресурсов, отдых, культура и искусство, медицинская помощь, совершенствование деятельности правительства. Так, в области образования Комитет экономического развития предлагал бизнесу взять на себя следующие обязанности: прямая финансовая помощь школам, включая стипендии, дотации и внесение платы за обучение; содействие увеличению школьных бюджетов; предоставление оборудования и квалифицированного персонала; консультативная помощь и иное содействие при составлении школьных программ; строительство новых школ и управление их делами; помощь в управлении делами и финансировании колледжей.
О значимости концепции социальной
ответственности
Нельзя не согласиться с теми
исследователями, по мнению которых
признание бизнесом в целом широкого
взгляда на социальную роль корпораций
определялось такими факторами, как
осознание существования
Как отмечал, например, Дж. Макки, новый подход бизнеса к вопросу о его социальной ответственности перед обществом представлял собой результат реакции бизнеса на изменившиеся в XX в. условия функционирования частных корпораций. «Новый подход, — писал он, — был достаточно ясен: как только стало очевидно, что система частного предпринимательства не справляется с одной из основных обязанностей перед обществом (как ее определяло правительство), как только ее поведение в каком-либо важном отношении становилось неприемлемым для значительной части общества, правительство вмешивалось, чтобы заставить бизнес улучшить его поведение путем принудительных распоряжений, или чтобы взять эту обязанность на себя».
Очевидно, что в краткосрочной перспективе расходы по реализации социальной ответственности могут вступить в противоречие с основополагающими целями корпорации, а именно, максимизацией прибыли вследствие возрастания издержек производства. Но в долгосрочной перспективе эти расходы с лихвой окупаются тем, что растет престиж и соответственно легитимность корпорации в глазах общественности, что не может не сказаться на стабильности ее положения и эффективности деятельности.
В долгосрочной перспективе участие корпораций в социальной деятельности дает им возможность максимизировать прибыль. В данной связи специалисты отмечают среди выгод от такой деятельности уменьшение издержек, необходимых для защиты перед законодательными и исполнительными органами власти, сокращение последствий дорого обходящегося государственного вмешательства, потерь от порчи имущества предприятия в результате социальных беспорядков и т. д. Немаловажное значение для стимулирования социальной деятельности бизнеса имеет обеспечение государством необходимых законодательных рамок и условий для прибыльности «социальных инвестиций».