Социальная ответственность бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 13:12, доклад

Описание

Бизнес вообще и корпорации в частности ведется в определенной социальной и политико-культурной среде и, естественно, не может игнорировать интересы общества, с которыми должен сообразовать свои собственные интересы. Более того, поскольку стабильность общества является необходимым условием эффективного функционирования корпораций, они просто вынуждены разрабатывать и осуществлять меры, обеспечивающие такую стабильность. Развитие и улучшение социальной среды соответствуют долгосрочным интересам бизнеса и корпораций.

Работа состоит из  1 файл

Социальная ответственность бизнеса.docx

— 28.09 Кб (Скачать документ)

К числу стимулирующих мер государства  относятся предложение бизнесу  государственных контрактов и стимулов, установление единых обязательных норм поведения для всех предприятий, введение системы наказаний для  фирм, не соблюдающих установленных  правил игры, и т. д. Как справедливо  указывал Н. Джекоби, «бизнес только тогда полнее реализует свой потенциал в деле улучшения качества жизни, когда правительство создает рынок для социально желательных товаров и услуг».

Важное значение имеют улучшение коммуникаций между корпорациями и обществом, способность корпораций выявлять требования и запросы общества и оперативно реагировать на них. Как указывает ряд авторов, зачастую проблема состоит не столько в том, чтобы четко распределить функции ответственности между частным и государственным секторами, сколько в том, чтобы создать эффективный механизм, призванный обеспечивать их ответственность за исполнение своих обязанностей.

В данной связи интерес представляют усилия ряда американских авторов по разработке методологии количественного измерения социального эффекта деятельности корпораций. Такая методология включает четыре следующих метода: во-первых, использования «социальных индикаторов», призванных определить индекс качества жизни на основе измерения количественных параметров, таких, как условия труда, состояние здравоохранения, транспорта и других, и последующей оценки воздействия на качество жизни социальной деятельности корпораций. Во-вторых, метод оценки воздействия бизнеса на социальную среду путем составления некоего «социального отчета» в обычной балансовой форме, учитывающей социальные выгоды и издержки от деятельности соответствующей компании для рабочих, клиентов, поставщиков, местной общины и общества в целом, например, улучшение окружающей среды и местные налоги относятся к социальным выгодам местной общины, а стоимость потребленных местных услуг — к социальным издержкам. В-третьих, метод ранжирования компаний в соответствии с их социальной деятельностью, например, в области соблюдения норм контроля над окружающей средой. В-четвертых, метод управления социальной программой, направленный на разработку системы, включающей оценку расходов по социальным программам, эффективности их выполнения, и позволяющий «разумно» составлять бюджет и увеличивать «социальный доход» на капиталовложения.

В целом концепция социальной ответственности  исходит из признания тесной взаимосвязи  всех сфер общества, в том числе  и взаимозависимости общества и  корпорации, и в силу этого факта  предусматривает необходимость  для корпораций принять на себя широкие  социальные обязательства. Управляющие  частнокапиталистических компаний рассматриваются сторонниками этой концепции в качестве профессиональной группы, наиболее подготовленной к  практическому решению социальные проблем современного общества. По их мнению, руководствуясь системой социальных приоритетов, определяемых правительством, и действуя на основе знакомого им и проверенного временем критерия прибыльности, корпорации способствуют усовершенствованию социальной системы, цели которой отражают потребности самых широких слоев  населения.

Но при этом важно учесть, что  корпорации отнюдь нельзя рассматривать  в качестве некоего единого монолита, способного действовать для реализации некоторого комплекса задач и  целей, отражающих интересы всего общества. Как справедливо отмечал профессор  Колумбийского университета Н. Чемберлен, хотя корпорации и представляют собой  мощную доминирующую силу в современном  индустриально развитом обществе, их совокупная мощь не объединена, не является коллективной, не организована так, чтобы  она могла переориентироваться  на решение насущных проблем общества. «Такая переориентация, — утверждал  Чемберлен, — могла бы произойти  только при посреднической помощи правительства, переделывающего правила (ограничения), в рамках которых действовали  бы все корпорации».

В силу отсутствия какого-либо единого  органа, способного обеспечить согласованные  действия, корпорации зачастую действуют  вопреки политическому курсу  правительства, полагая, что укрепление механизмов государственного вмешательства  может стать угрозой их позициям. Поэтому можно согласиться с  Чемберленом, когда он говорит, что  бизнесмены предпочитают сколько-нибудь широкомасштабной институциональной  реформе политику небольших, постепенных  перемен, исходящих, прежде всего из интересов укрепления корпоративной  системы, т. е. они готовы брать на себя ограниченную ответственность.

Даже реализация этой ограниченной ответственности сдерживается целым  рядом факторов, в том числе, прежде всего соображениями обеспечения  прибыли, достаточной для сохранения конкурентоспособности с другими  корпорациями, и стремлением сохранить  объемы или темпы роста, чтобы  привлечь способных работников или  сохранить старые проверенные кадры. В данной связи необходимо отметить, что проблема социальной ответственности  корпораций не возникла бы, если бы всякое полезное с точки зрения целей  общества применение ресурсов было прибыльным, как и с точки зрения интересов  бизнеса. При реализации социальных целей фирмы осуществляют затраты, не реализуемые в прибылях. Это, к  примеру, затраты на образование  вообще и затраты на подготовку рабочей  силы в частности.

Но как бы то ни было, корпорация уже не может отрицать свою ответственность, как перед обществом, так и  перед своими работниками. Этот факт тем более важно учесть, если признать, что в силу своих размеров и  масштабов деятельности современная  корпорация представляет собой скорее общественный, нежели частный институт. Участвуя в урегулировании претензий и противоречий различных заинтересованных групп, наряду с сугубо экономическими функциями она выполняет и политические функции. Даже в тех ситуациях, когда свобода действий корпораций ограничивается государством или какими-либо другими факторами, корпорация действует в такой общественной среде, в которой она может эффективно функционировать лишь в том случае, если сможет убедить общественность в ответственности своего поведения.

Пределы социальной ответственности  корпораций тем шире, чем больше их стремление к выживанию и утверждению  своей легитимности в глазах общества. В этом плане одна из главных задач, стоящих перед корпорациями, состоит  в том, чтобы экономически обосновать программы, которые они готовы осуществлять в социальной сфере.

В то же время общество со своей  стороны вправе ожидать от бизнеса  того или иного уровня социальной ответственности в таких вопросах, как охрана окружающей среды, обеспечение  безопасности транспорта, материальное обеспечение неимущих и т. д.


Информация о работе Социальная ответственность бизнеса