Социальная ответственность в системе менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 21:48, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы - знакомство с социальной ответственностью и этикой менеджмента.
Задачей данной работы является изучение теоретические основы менеджмента, а так же проанализировать проблемы повышения качества социальной ответственности и этики в управлении.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Социальная ответственность и этика в менеджменте: основные понятия…………………………………………………………………………..5
1.1 Факторы социально-этических аспектов деятельности организаций…..5
1.2 Назначение деловой этики и ее структура……………………………….7
1.3 Этика и управленческие решения…………………………………………12
2. Социальная ответственность в системе менеджмента…………………15
2.1 Определение и сущность социальной ответственности…………………15
2.1.1 Взаимодействие социальной и юридической ответственности…....17
2.2 Социальная ответственность менеджеров………………………………18
2.2.1 Аргументы в пользу социальной ответственности…………………...20
2.2.2 Аргументы против социальной ответственности……………………21
Заключение……………………………………………………………………..23
Список литературы…………………………………………………………….25

Работа состоит из  1 файл

Основы менеджмента.docx

— 46.17 Кб (Скачать документ)

       Основа современной деловой этики - социальный контракт (неформальное соглашение компании и ее внешнего окружения о единых нормах поведения) и социальная ответственность фирмы (максимальное использование ее преимуществ и сведение к минимуму недостатков, которые затрагивают как участников бизнеса, так и общество в целом).

       Этика бизнеса действует на трех соподчиненных иерархических уровнях.

1. Мировой уровень (гипернормы). Эти нормы основаны на общечеловеческих  ценностях и зафиксированы в  “Принципах международного бизнеса” - всемирном этическом кодексе,  принятом в 1994 г. в Швейцарии  представителями ведущих компаний  и консультантами бизнеса из  США, Западной Европы и Японии. В сжатом виде они сводятся  к социальной ответственности  бизнеса (создание общественных  благ, рабочих мест, повышение уровня  жизни клиентов, служащих и акционеров, а также населения в целом); модернизации технологий, методов  производства, маркетинга и коммуникаций; повышению доверия к бизнесу;  уважению правовых норм и обеспечению  равных возможностей в конкуренции;  признанию верховенства этических  норм (некоторые сделки, разрешенные  законом, могут быть неприемлемы  с точки зрения морали); содействию  свободе многосторонней торговли; уважительному отношению к окружающей  среде; отказу от противозаконных  действий (взяточничества, отмывания  денег, продажи оружия террористам,  наркоторговли).

      Особо выделяются моральные обязательства компаний и предпринимателей по отношению к следующим категориям лиц:

· покупателям (высокое качество товаров и услуг, честность в  рекламе, уважение человеческого достоинства);

· работникам (достойная  оплата и условия труда, охрана здоровья и трудоспособности, равные права  и возможности трудоустройства);

· владельцам и инвесторам (гарантирование справедливой прибыли  на вложенный капитал, свободный  доступ к информации, ограниченный лишь рамками закона и условиями  конкуренции);

· поставщикам (справедливые и честные отношения с ними, включая ценообразование, лицензирование, отсутствие принуждения и излишних судебных разбирательств, обмен информацией  и привлечение к участию в  процессе планирования, своевременная оплата поставок и др.);

· конкурентам (взаимное уважение, развитие открытых рынков товаров и  капиталов, отказ от использования  сомнительных средств достижения конкурентных преимуществ, уважение прав собственности);

· местному населению (соблюдение прав человека, уважение культурной целостности, спонсорские акции, участие компаний в гражданской жизни).

        Гипернормы являются главенствующими по отношению к национальным и корпоративным этическим кодексам и правилам.

2. Макроуровень (в масштабе  отрасли или национальной экономики). Это гипернормы и близкие к  ним этические постулаты, реализуемые  в отраслевых или национальных  кодексах этики бизнеса (например, “Двенадцать принципов ведения  дел в России”). Речь идет об  уважении частной собственности  и рыночной конкуренции, достоверности  информации, отсутствии несправедливой  дискриминации на рынке труда.  Социальные контракты заключаются  на макро - и микроуровнях.

3. Микроуровень (в масштабе  отдельной фирмы и ее клиентов). Это принципы доверия и отсутствия  дискриминации в отношениях между  поставщиками и покупателями, персоналом  и администрацией, менеджерами и  акционерами и т.д. Их нарушение  влечет различные потери (рост  накладных расходов, конфликтные  ситуации и др.). На данном уровне  решаются и постоянно возникающие  (особенно в сфере управления  людьми) частные этические проблемы.

      Менеджеры, привыкшие к количественным критериям эффективности и испытывающие нехватку времени, нередко стремятся пренебречь этическими решениями, представляющими для них известные трудности. Очень непросто также оперировать разными уровнями этических норм. Гипернормы могут противоречить микроуровневым нормам и другим конкретным задачам бизнеса. Помочь здесь (хотя и в ограниченной степени) могут стандартные приемы и некоторые новые рекомендации специалистов по введению этических решений в практику управления.

 

   1.3 Этика и управленческие решения

 

     Принятие многих управленческих решений связано с морально-этическими дилеммами, к числу которых можно отнести:

· выбор между краткосрочной  выгодой и долгосрочным результатом;

· соотношение целей и  средств их достижения;

· соотношение материальных и духовных ценностей;

· соотношение личных и  общественных интересов.

     Коммуникация, т. е. процесс двустороннего обмена сообщениями делового содержания между работниками, играет важную роль в функционировании организации. Специалисты различают следующие виды коммуникаций в организации:

· вертикальные (межуровневые) - обмен информацией сверху вниз и снизу вверх;

· горизонтальные - обмен  информацией между должностными лицами или различными подразделениями  одного уровня для согласования действий;

· межличностные - устные сообщения  работников (независимо от вида коммуникации).

      В настоящее время коммуникация обладает большим арсеналом средств, но ни одно из них по своей действенности не может сравниться с непосредственным обращением к личности. Однако при использовании любого средства коммуникации его форма не должна главенствовать над содержанием (например, при устном общении не следует недостаток аргументации компенсировать громкостью речи).

       Этический уровень организации характеризуется степенью соблюдения ее руководителями и сотрудниками нравственных норм делового сотрудничества. Для поддержания надлежащего этического уровня многие организации принимают кодексы, представляющие собой своды правил поведения как руководителей, так и рядовых сотрудников. Чтобы сделать этические кодексы более действенными, в организациях обычно принимают определенные дисциплинарные меры, направленные как на наказание за нарушение кодекса, так и на поощрение поступков, совершенных в соответствии с правилами этического кодекса. По содержанию и объему этические кодексы весьма разнообразны: это могут быть правила деловой этики на одну страницу и стандарты в несколько десятков страниц. Считается, что такие кодексы должны быть основаны на стратегии и видении руководства организации и содержать модель желаемого поведения ее сотрудников.

        Принципы и правила, провозглашенные в этических кодексах, могут активно использоваться в рекламных целях организации. Следует, однако, предостеречь от включения в кодексы слишком пафосных и расплывчатых формулировок, за которыми трудно разглядеть истинные этические ценности, исповедуемые организацией. Кроме того, важно, чтобы в этических кодексах закреплялась не только ответственность сотрудников перед организацией, но и обязательства организации перед сотрудниками и обществом в целом.

         Для поддержания высокого этического уровня в мировой практике наряду с созданием кодексов используются следующие подходы:

· организация постоянно  действующего комитета по этике;

· учреждение должности уполномоченного (омбудсмена 1) по этике, в функции  которого входит информирование напрямую высшего руководства о возникающих  проблемах морального плана;

· создание "горячей линии" для замечаний и жалоб;

· проведение аудитов этики  поведения;

· выражение благодарности  за образцовое этическое поведение  сотрудников и т. п.

        Социально-этические проблемы организации целесообразно рассматривать на микро- и макро уровнях. На микроуровне - это проблемы этики, связанные с взаимоотношениями внутри организации, а на макроуровне - с внешними сторонами.

      Существенную помощь в решении социально-этических проблем на микроуровне призван оказать международный стандарт SA 8000: 2001, разработанный неправительственной организацией "Международная социальная ответственность" (Social Accountability International). В основе этого стандарта лежит конвенция Международной организации труда и другие документы ООН, а также стандарты на системы менеджмента. В стандарте SA 8000 даны четкие, всемирно признанные определения и критерии, связанные с понятиями "ребенок (подросток)", "детский труд", "молодой рабочий", "надомный работник" и "принудительный труд". В стандарте установлено право коллектива организовывать профессиональные союзы и другие объединения, определены дискриминационные критерии, включая предоставление полной свободы удовлетворения персоналом потребностей, связанных с религиозными убеждениями, национальной принадлежностью и др. Таким образом, в стандарте SA 8000 установлены международные нормативные требования к системе социально-этического менеджмента. К сожалению, практический интерес руководителей российских организаций к этому важному международному документу пока мало заметен.

      Социально-этические проблемы любой бизнес-организации сегодня имеют не только локальный, но и более общий контекст, поскольку организация связана со многими внешними заинтересованными сторонами, а в более широком плане - с глобальной технологической, коммерческой и финансовой сетью. Кроме того, каждая бизнес-организация является частью системы общественного согласия, основу которой, по мнению Р. Салмона, одного из авторитетных специалистов по европейскому бизнесу, составляют утилитарный прагматизм, духовное начало социальных отношений и примат научного знания по отношению к технической рациональности [8].

     Менеджмент как деятельность реализуется в организациях, которые состоят из людей. С этой точки зрения очевидно, что менеджмент представляет собой социальное явление. И, действительно, управление в социальных системах имеет целью координацию деятельности разных людей (что особенно важно в условиях разделения труда). А, следовательно, менеджмент тесно связан с социальными процессами и явлениями.

 

2. Социальная ответственность  в системе менеджмента

  2.1 Определение и сущность социальной ответственности

 

      Принятие на себя ответственности и привлечение к ответственности являются необходимыми следствиями выполнения задач различными лицами с разделением труда между ними.

      Ответственность - это необходимость, обязанность отдавать кому-либо отчет в своих действиях, поступках. Ответственность может быть официальная и личная (чувство ответственности как черта характера).

      Социальная ответственность является свойством (чертой) характера личности наряду с чуткостью, скромностью, смелостью, щедростью, настойчивостью, гордостью и т.д. Ответственность личности - это черта характера, приобретаемая в результате воспитания и учета моральных норм общества.

     Социальная ответственность менеджера отражается в его решениях, поставленных целях и их приоритетах, средствах и методах реализации решений.

      Она реализуется в конкретных делах компании и менеджера (руководителя), направленных в первую очередь на помощь в создании приемлемого уровня жизнеобеспечения своих работников, членов их семей и социально незащищенных групп населения.

       Эта помощь может реализоваться в прямом или косвенном виде. В прямом виде помощь может оказываться в форме бесплатных обедов; продажи товаров по пониженным ценам; производства экологически чистой продукции; установления квот на прием безработных, выпускников учебных заведений, инвалидов и т.д. В косвенном виде - это благотворительные взносы, поддержка социальных инициатив других компаний или государства и т.п. На практике иногда социальная ответственность вторична по отношению к благосостоянию компании согласно девизу: Сначала преуспевание, а потом благотворительность".

      Социальная ответственность компании явно или неявно отражается в ее уставных документах. Особенно это проявляется в миссии и основных целях компании. Если основная цель компании направлена на максимальное удовлетворение потребностей и интересов персонала и клиентов, то это высшее проявление социальной ответственности. Если же основной целью является получение максимальной прибыли в интересах учредителей, то это означает минимальную социальную ответственность компании. При этом руководители компании будут сильно ограничены в попытках расширить свою социальную ответственность.

       Важными параметрами социальной ответственности являются широта, временной интервал, придаваемое значение и вовлеченность персонала.

      Широта определяет диапазон функций производства и управления, по которым компания берет на себя социальную ответственность, например, техническую безопасность, своевременную оплату труда, социальную справедливость и др.

      Временной интервал - это период устойчивого внимания и конкретных действий по соблюдению моральных норм во всем диапазоне заявленных функций производства и управления компании. Временной интервал может быть бессрочным и на заданный срок, например, на период выполнения определенного задания.

       Придаваемое значение - это важность социальной ответственности перед технологическими целями компании. Для этого в приоритетном порядке выделяются ресурсы для реализации важнейших социальных целей компании. Например, для уменьшения профессиональных заболеваний руководство компании решило закупить технологию, в которой не используется асбест в качестве наполнителей для строительных блоков, при этом строительство нового технологического корпуса решили "заморозить". Вовлеченность персонала - уровень участия персонала компании в реализации социальных целей. Существуют два основных варианта организации выполнения социальных целей:

  • путем формирования отдельных коллективов в составе компании;
  • путем участия всего коллектива компании на общественных началах во внеурочное время.

   

     2.1.1 Взаимодействие социальной и юридической ответственности

 

     Процесс гармонизации общества и компании идет через реализацию социальных инициатив и юридических требований. Обычно часть социальных инициатив является предвестником юридических требований, другие социальные инициативы признаются морально необходимыми, но не оформляются директивными актами государственного или муниципального управления. Иногда закон опережает появление социальных инициатив и тогда он предусматривает юридическую и социальную (моральную) ответственность руководителя или компании. Например, законодательные акты о предельных концентрациях вредных выбросов в атмосферу или в водную среду регулируют технологию производства и возлагают социальную ответственность руководителей перед населением. Обычно социальная ответственность предусматривает более жесткие требования на параметры концентраций вредных выбросов.

Информация о работе Социальная ответственность в системе менеджмента