Социальная ответственность в системе менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 21:48, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы - знакомство с социальной ответственностью и этикой менеджмента.
Задачей данной работы является изучение теоретические основы менеджмента, а так же проанализировать проблемы повышения качества социальной ответственности и этики в управлении.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Социальная ответственность и этика в менеджменте: основные понятия…………………………………………………………………………..5
1.1 Факторы социально-этических аспектов деятельности организаций…..5
1.2 Назначение деловой этики и ее структура……………………………….7
1.3 Этика и управленческие решения…………………………………………12
2. Социальная ответственность в системе менеджмента…………………15
2.1 Определение и сущность социальной ответственности…………………15
2.1.1 Взаимодействие социальной и юридической ответственности…....17
2.2 Социальная ответственность менеджеров………………………………18
2.2.1 Аргументы в пользу социальной ответственности…………………...20
2.2.2 Аргументы против социальной ответственности……………………21
Заключение……………………………………………………………………..23
Список литературы…………………………………………………………….25

Работа состоит из  1 файл

Основы менеджмента.docx

— 46.17 Кб (Скачать документ)

      Вопросы юридической ответственности руководителей решает суд или арбитраж, а социальная ответственность оценивается общественным мнением, результаты которого могут быть более действенными, чем юридическая ответственность.

      Возложение на себя социальной ответственности может идти только добровольно. Руководитель должен ясно видеть, какие преимущества и какие трудности он будет ощущать. Вопросы активизации социальной ответственности рассматривались многими учеными и практиками США и Японии. На основе опубликованных материалов можно составить общую картину мотивов, активизирующих социальную ответственность компании, специалистов или руководителя:

  • чувство долга, предвыборные обещания;
  • желание принести больше пользы своим работникам, населению, прилегающей территории;
  • получение удовлетворения от видимых работниками и населением результатов (самовыражение, самопроявление);
  • избежание общественных порицаний и взысканий;
  • повышение имиджа или карьерный рост;
  • выигрыш в споре или конкурсе;
  • отвлечение от постоянных личных переживаний.

 

   2.2 Социальная ответственность менеджеров

 

    Менеджеры активно участвуют в различных социальных мероприятиях. Сдерживающим фактором в этом участии руководителей высшего звена являются требования рядовых работников увеличивать доходы на акцию в ежеквартальном исчислении. Из-за этого управляющие вынуждены отказываться от финансирования программ, o6ycловленных социальной ответственностью.

      Давно существует такая форма социальной помощи, как добровольные пожертвования на местные благотворительные нужды. Но в настоящее время распространяется форма личных контактов для оказания помощи. Ряд фирм проводят социальные мероприятия по специальным программам, которые предусматривают возможность участвовать в их осуществлении многим работникам. При этом используются различные подходы к реализации программ. Некоторые фирмы свои социальные программы реализуют при помощи своих же сотрудников или освобождают своих людей для выполнения общественной работы. Выполнение работ для общества улучшает отношения между предприятием и местным населением. Одновременно это оказывает положительное влияние на самих сотрудников и их отношение к своей работе. Некоторые предприятия, в продукции которых нуждается общество, дарят эту продукцию (организация компьютерных классов в школах и университетах, приобретение необходимого учебного оборудования). Бизнес жертвует часть своих средств на реставрацию памятников, благоустройство городов, больным детям, инвалидам и т.п.

      Социальная ответственность предотвращает конфликтные ситуации между организацией и обществом, в котором она функционирует. Для обеспечения высокой жизнедеятельности организации необходимо постоянно приспосабливаться к окружающей среде и постоянно откликаться на проблемы социальных сообществ для установления благожелательных отношений с ними. Понесенные расходы оправдываются благодаря совершенствованию различных направлений развития общества и улучшением отношения общества к организации. Разумеется, организации не должны заниматься мелочными вопросами. Социальная ответственность должна реализоваться в существенной помощи среде.

      Мероприятия по социальной ответственности свойственны не только крупным организациям. Их осуществляют и мелкие предприятия. И это не менее ценно, чем проведение мероприятий по социальной ответственности крупными фирмами.

      Однако на первом плане работы любой организации является обеспечение ее прибыльности, которая и является основой любых мероприятий по социальной ответственности. Открытое признание приоритетов и социально ответственное поведение обеспечивают компании достижение важных вторичных целей. Прибыльность и развитие идут бок о бок с честным отношением к работникам, потребителям всех уровней и местному обществу.

 

       2.2.1 Аргументы в пользу социальной ответственности

 

    Благоприятные для бизнеса долгосрочные перспективы. Социальные действия предприятий, улучшающие жизнь местного общества или устраняющие необходимость государственного регулирования, могут быть в собственных интересах предприятий в силу выгод, обеспечиваемых участием в жизни общества. В обществе более благополучном с социальной точки зрения благоприятнее условия и для деятельности бизнеса. Кроме того, даже если краткосрочные издержки в связи с социальным действием высоки, в долгосрочной перспективе они могут стимулировать прибыль, поскольку у потребителей, поставщиков и местного сообщества формируется более привлекательный образ предприятия.

      Изменение потребностей и ожиданий широкой публики. Связанные с бизнесом социальные ожидания радикально изменились с 60-х годов. Чтобы сузить разрыв между новыми ожиданиями и реальным откликом предприятий, их вовлеченность в решение социальных проблем становиться и ожидаемой и необходимой.

      Наличие ресурсов для оказания помощи в решении социальных проблем. Поскольку бизнес располагает значительными людскими и финансовыми ресурсами, ему следовало бы передавать их часть на социальные нужды.

      Моральное обязательство вести себя социально ответственно. Предприятие является членом общества, поэтому нормы морали также должны управлять его поведением. Предприятие, подобно индивидуальным членам общества, должно действовать социально ответственным образом и способствовать укреплению моральных основ общества. Более того, поскольку законы не могут охватить все случаи жизни, предприятия должны исходить из ответственного поведения, чтобы поддерживать общество, основанное на упорядоченности и законности.

 

    2.2.2 Аргументы против социальной ответственности

 

       Нарушение принципа максимизации прибыли. Направление части ресурсов на социальные нужды снижает влияние принципа максимизации прибыли. Предприятие ведет себя в наибольшей мере социально ответственно, сосредоточиваясь только на экономических интересах и оставляя социальные проблемы государственным учреждениям и службам, благотворительным институтам и просветительским организациям.

      Расходы на социальную вовлеченность. Средства, направляемые на социальные нужды, являются для предприятия издержками. В конечном счете, эти издержки переносятся на потребителей в виде повышения цен. Кроме того, фирмы, участвующие в конкурентной борьбе на международных рынках с фирмами других стран, которые не несут затрат на социальные нужды, оказываются в неблагоприятном положении в конкуренции. В результате снижается их сбыт на международных рынках, что ведет к ухудшению платежного баланса США во внешней торговле.

     Недостаточный уровень отчетности широкой публике. Поскольку управляющих не выбирают, они не являются подотчетными широкой публике. Рыночная система хорошо контролирует экономические показатели предприятий и плохо - их социальную вовлеченность. До тех пор, пока общество не разработает порядок прямой отчетности ему предприятий, последние не будут участвовать в социальных действиях, за которые они не считают себя ответственными.

     Недостаток умения разрешать социальные проблемы. Персонал любого предприятия лучше всего подготовлен к деятельности в сферах экономики, рынка и техники. Он лишен опыта, позволяющего делать значимые вклады в решение проблем социального характера. Совершенствованию общества должны способствовать специалисты, работающие в соответствующих государственных учреждениях и благотворительных организациях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

      В сфере экономических отношений говорить о роли этики труднее всего, ибо сама природа этих отношений основана на утилитарном интересе. Отсутствие такого интереса ведет к застою, деградации экономики и, как следствие к понижению уровня жизни.

      Экономика управляется не только экономическими законами, но и участвующими в ней людьми, а это значит, что невозможно исключить из экономических процессов свободу морального выбора. Моральные и этические принципы тоже составляют экономический фактор, ибо правила свободного рынка действуют только на основе того, что люди придерживаются общих моральных и этических ориентиров.

       Настоящий успех в бизнесе никогда не приходит случайно. Добиться долговременного успеха можно, лишь используя постоянное эффективное управление.

      Сегодня организации во всем мире озабочены этикой больше, чем в прошлом, они предприняли конкретные шаги по внедрению этики в свою практику. Внедряя различные программы и методы, описанные выше, и добиваясь, чтобы руководители высокого уровня служили образцами этичного поведения, организации имеют возможность повысить свои этические стандарты.

      Подводя итог работы можно сделать следующие выводы:

1. Как правило, на первом  плане работы любой организации  является обеспечение ее прибыльности, которая и является основой  любых мероприятий по социальной  ответственности. Открытое признание  приоритетов и социально ответственное  поведение обеспечивают компании  достижение важных вторичных  целей. Прибыльность и развитие  идут бок о бок с честным  отношением к работникам, потребителям  всех уровней и местному обществу.

2. Мероприятия по социальной  ответственности свойственны не  только крупным организациям. Их  осуществляют и мелкие предприятия.  И это не менее ценно, чем  проведение мероприятий по социальной  ответственности крупными фирмами.

3. Ответственный подход  менеджера к своему делу составляет  благоприятные условия для долговременного  экономически эффективного функционирования  предприятия. Такому подходу отвечает  предпринимательство в рамках  существующих легальных возможностей  и на основе общепринятых морально-этических норм.

4. Законопослушный добропорядочный  менеджер должен принимать решения,  исходя в равной степени из  интересов фирмы, общества и  своих собственных. Пренебрежение  любым из этих факторов нарушает  нормальное функционирование предприятий  и в лучшем случае ведет  к их свертыванию.

5. Позиция менеджеров  играет большую роль при принятии  решений, в которых должны сочетаться  этические и коммерческие (деловые)  стандарты поведения. Суммируя  основные черты современного  мировоззрения предпринимательства,  следует подчеркнуть, что оно  исходит из признания общественной  полезности бизнеса, фундаментальная  составляющая которого - это обмен, сделка, акт купли-продажи.

6. Руководство несет ответственность  за создание морального климата  внутри организации. Менеджеры  высшего уровня должны быть  ответственны за определение  границы лояльности по отношению  к возможной противозаконной  деятельности организации. Поскольку  эта граница (предел) в момент  кризиса может исчезнуть или  быть размытой, постольку она  должна быть четко определена. Менеджеры вправе ожидать лояльности  от сотрудников в условиях  конкуренции, однако они не  могут ожидать лояльности в  противовес закону, морали, самому  обществу.

 

 

 

Список литературы

 

  1. Андреева И.В. Этика деловых отношений: Учебное пособие. - СПб: Вектор, 2005.
  2. Виханский О.С. Менеджмент: Учебник / Виханский О.С., Наумов А.И. – М.: Экономистъ, 2006
  3. Коротков Э.М. Менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2009. (гриф УМО)
  4. Кравченко А.И. История менеджмента: Учебное пособие. – М.: Академический проект, 2007
  5. Мескон М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ. / Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. – М.: Вильямс, 2007.
  6. Модель делового совершенства: глоссарий и методы // Методы менеджмента качества. - 2004. - № 9. - С. 45-49.
  7. Салмон Р. Будущее менеджмента: Пер. с англ. - СПб: Питер, 2004.
  8. Свиткин М.З. От менеджмента качества к качеству менеджмента и бизнеса: миф или реальность? // Стандарты и качество. - 2004. - № 1. - С. 74-79.
  9. Свиткин М.З. Социально-психологические аспекты менеджмента организации // Стандарты и качество. - 2005. - № 1. - С. 54-57.
  10. Шахирев В.Н. Введение в российскую деловую культуру. - М.: ОАО "Типография "Новости", 2000.
  11. Шеремет А.Д. Финансы предприятий: менеджмент и анализ: Учебное пособие для вузов. / А.Д.Шеремет, А.Ф.Ионова. - М.: Инфра-М, 2006. - 479с.

 


Информация о работе Социальная ответственность в системе менеджмента