Социальная политика как основа управления социальной сферой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 10:07, контрольная работа

Описание

1. Охарактеризуйте субъекты социальной политики, реализующейся в Вашем муниципальном образовании.
2. Перечислите отрасли социально-трудовой сферы в вашем муници-пальном образовании, требующие наибольшего внимания со стороны органов власти.
3. Покажите на примерах положительные и отрицательные стороны реализации одной из моделей социальной политики.

Работа состоит из  1 файл

ПКЗ - управление социальной сферой.doc

— 107.50 Кб (Скачать документ)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и  ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ –  ФИЛИАЛ  РАНХиГС

ЦЕНТР  ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

 

 

 

Кафедра Государственного и муниципального управления

 

 

 

 

УПРАВЛЕНИЕ  СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ

(дисциплина)

 

 

Письменное  контрольное задание

для студентов  дистанционного обучения

 

 

 

 

 

Студент Вычужанина Н.Ю.

 

Группа 10435

 

Дата 27.11.2012

   
 

Преподаватель Фахрутдинова А.З.

   
   
   
   

 

 

 

Красноярск 2012 г.

 

 

Протокол проверки:

   

Дата проверки

 

Оценка

 
   

Комментарии

преподавателя

 
   
   
   
   
   
   
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 1. Социальная политика как основа управления социальной сферой

 

1. Охарактеризуйте субъекты социальной политики, реализующейся в Вашем муниципальном образовании.

Субъектами  социальной политики являются государственные  органы власти, организации и учреждения, а также действующие в социальной сфере негосударственные организации, общественные объединения граждан и инициативы. Их деятельность определяется конкретными социальными интересами и осуществляется на основе нормативно-правовой базы. Основным субъектом реализации социальной политики является государство.

Социальная  политика осуществляется на нескольких уровнях: федеральном, региональном, муниципальном, а также на уровне отдельных предприятий, организаций, учреждений. Если на федеральном уровне определяются основные цели, задачи, принципы социального развития, а также основные способы, меры их достижения по отношению ко всему обществу, то региональная социальная политика осуществляется с учетом особенностей региона: уровня экономического развития и возможностей, этно-национальных, историко-культурных и других особенностей.

Муниципальный уровень призван конкретизировать методы, способы и механизмы достижения целей, определенных в рамках федеральной  и региональной социальной политики, в привязке к особенностям конкретных территорий. Задачей органов местного самоуправления, как наиболее приближенных к населению, является непосредственное предоставление комплекса социальных услуг, обеспечивающих условия жизни человека и его воспроизводство.

Для реализации муниципальной политики в сфере  социальной поддержки населения в муниципальных образованиях создаются различные учреждения социального обслуживания, а в структуре местных администраций - органы (отделы, комитеты, департаменты) социальной защиты. В городе Красноярске существует департамент социальной политики, который создан в целях осуществления установленных действующим законодательством полномочий администрации города в области формирования социальной политики города. В каждом районе города функционируют управления социальной защиты населения, обеспечивающие всем трудоспособным гражданам равные права и условия для труда, а нетрудоспособным (социально уязвимым) слоям - преимущества в пользовании общественными фондами потребления, прямую материальную и социально- психологическую поддержку во всех формах. Социальная поддержка - это временные или постоянные меры адресной поддержки отдельных категорий граждан в кризисной ситуации.

Основные  формы социальной поддержки отдельных  групп населения являются: денежные пособия; помощь в натуральной форме (продукты, одежда); субсидии (целевые средства для оплаты услуг); компенсации (возмещение некоторых расходов).

В городе фактический объем социальных услуг, предоставляемых населению органами местного самоуправления таков:

- комплексные  центры социального обслуживания  ветеранов и других социальных групп;

- социально-реабилитационные  центры и социальные приюты  для несовершеннолетних;

- дома инвалидов  и престарелых;

- детские дома;

- центры психолого-педагогической  помощи населению и т.д.

Органы местного самоуправления осуществляют также мероприятия и содержат организационные структуры по борьбе с наркоманией, с детской беспризорностью, содействуют организации занятости населения, участвуют в подготовке и регистрации трудовых соглашений между трудовыми коллективами и работодателями на территории города, в разрешении трудовых споров.

 

2. Перечислите  отрасли социально-трудовой сферы  в вашем муниципальном образовании, требующие наибольшего внимания со стороны органов власти.

В соответствии с городскими целевыми программами города Красноярска на 2011 -2013  годы отраслями социально-трудовой сферы, требующие особого внимания являются образование, здравоохранение, спорт, культура, жилищно-коммунальное хозяйство. 
 Необходимо создание условий для обеспечения   соответствия материально-технической базы  муниципальных образовательных, спортивных, медицинских учреждений, учреждений культуры города Красноярска  лицензионным требованиям и условиям,  достаточным для получения лицензий на  осуществление соответствующей деятельности.

 

3. Покажите на примерах положительные и отрицательные стороны  реализации одной из моделей социальной политики.

Существуют несколько  моделей социальной политики, базирующиеся на принципах, вытекающих из роли и степени участия государства, институтов гражданского общества и отдельных граждан в реализации социальной политики. Используется следующая классификация моделей социальной политики: патерналистская и либеральная, которая подразделяется на социал-демократическую, консервативную и собственно либеральную.

Патерналистская модель воплощает идеологию, снимающую с людей

заботу о решении социальных проблем, так как они решаются государством с

учетом установленных  в нем социальных приоритетов. Такой  подход приводит к снижению в обществе уровня инициативы самих индивидов.

Недостатками патерналистской модели являются перекрестная реализация социальных программ, вызывающая дублирование социальной помощи и неоправданно высокие расходы на социальную сферу. Существовала в Советском Союзе. Оказалась неэффективной в регулировании социальных процессов в обществе. Однако ее применение на начальном этапе социально-экономических преобразований было обосновано в силу следующих объективных причин: резкое падение уровня жизни населения; отсутствие опыта решения масштабных задач в области социальной политики; отсутствие социальной структуры общества; недостаточная определенность социально-экономических приоритетов государства; отсутствие технической и нормативно-методической базы для решения задач социальных реформ; необходимость полного использования тех ресурсов, форм и методов работы, которые остались от дореформенной системы социальной защиты. Обострение финансовых проблем в экономике и социальной сфере подтвердило бесперспективность дальнейшего наращивания финансирования без проведения структурных преобразований.

 

Тема 4. Организация  социальной защиты населения

 

1.Рассмотрите различные  этапы взаимодействия рынка института  социальной защиты. Какой этап проходит, на Ваш взгляд, современное российское общество?

Анализ социальных проблем связан с выделением широкого круга областей жизнедеятельности общества, в которых рыночные механизмы работали либо недостаточно эффективно, либо вообще не действовали. С этим фактом было связано выявление необходимости государственного регулирования экономики и расширение мероприятий социальной направленности. Рассмотрим этапы взаимодействия рынка и социальной защиты.

Этап классического либерализма:

“Классический либерализм”  действительно выступал за минимальные  функции государства, но никогда не ограничивал последние областью права. Правительство должно брать на себя то, с чем не могут справиться отдельные индивиды и частные ассоциации. Оно должно поощрять развитие промышленности и таким образом создавать рабочие места, законодательными мерами способствовать частной благотворительности в пользу тех, кто не может обеспечить себя сам, смягчать негативные проявления коммерции, культивировать в обществе дух взаимопомощи. По мысли А.Смита, преимущества свободного предпринимательства будут гарантированы лишь, если государство обеспечит гражданские добродетели, а потому оно должно, в частности, заботиться об элементарном образовании для бедных. Таким образом, настаивая на сокращении функций государства, “классический либерализм” был далек от мысли ограничить его миссию сферой права.  «Тремя китами” “классического либерализма” были свобода личности, понимаемая как свобода от принуждения извне, рыночные отношения, основанные на незыблемости частной собственности и минимальное государство. Этот либерализм идеализировал рыночные отношения между мелкими предпринимателями, характерные для раннего капитализма: свободный рынок казался основой “хорошего общества”, в котором ответственные граждане, полагающиеся на собственные силы, взаимодействуют к собственной выгоде и всеобщему благу. Однако на практике, свободная конкуренция не привела к гармонизации общественных отношений. Оказалось, что в отсутствии контроля рыночные механизмы ведут к поляризации социальных контрастов, причем в основе вознаграждения далеко не всегда лежит принцип заслуг. 

В двадцатом веке со вступлением  капитализма в монополистическую  стадию возникла концепция неолиберализма. Неолиберализм, в отличие от либерализма, не отрицает полностью государственное регулирование экономики, рассматривает свободный рынок и неограниченную конкуренцию как основное средство обеспечения прогресса и достижения социальной справедливости, возможных, прежде всего на основе экономического роста. Социальная концепция неолиберализма основана на рыночной интерпретации всех типов общественных связей: каждый человек рассматривается как свободный предприниматель, организующий собственную жизнь как предприятие, а каждое социальное взаимодействие — как  куплю-продажу. Все формы отношений, в том числе взаимоотношения работников одной компании или членов семьи, рассматриваются как виды субрыночной конкуренции. Согласно неолиберализму, нации и государства на мировом рынке также выступают в роли предприятий. С точки зрения философии неолиберализма, существование и функционирование рынка обладает самостоятельной ценностью, независимо от его воздействия на производство товаров и услуг, а законы функционирования рыночных структур составляют фундаментальное основание этики. Недостатком неолиберализма явилась пагубность неолиберальной экономической политики для разрешения проблем кризисных экономик, существенное снижение стандартов в сфере труда.

Мировой экономический кризис 1920-1930-х годов, великая депрессия 1929—1933 годов наглядно продемонстрировали последствия, к которым приводит либеральный подход неоклассиков. Именно они оказались главной причиной наступления кейнсианского периода. Рыночной экономике не свойственно равновесие, обеспечивающее полную занятость. Причина тому — склонность сберегать часть доходов, что приводит к тому, что совокупный спрос меньше совокупного предложения. Преодолеть склонность к сбережению невозможно. Поэтому государство должно регулировать экономику воздействием на совокупный спрос: увеличение денежной массы, снижение ставок процента (стимуляция инвестиционной деятельности). Недостаток спроса компенсируется за счёт общественных работ и бюджетного финансирования. Кейнс предлагал следующий выход: если массовый потребитель не способен оживить совокупный спрос в масштабах национальной экономики, это должно сделать государство. Если государство предъявит (и оплатит) предприятиям некий крупный заказ, это приведет к дополнительному найму рабочей силы со стороны этих фирм. Получая заработную плату, бывшие безработные увеличат свои расходы на потребительские товары, и, соответственно, повысят совокупный экономический спрос. Это, в свою очередь, повлечет рост совокупного предложения товаров и услуг, и общее оздоровление экономики.

После второй мировой  войны наступил посткейнсианский период и характеризовался концепцией «социально рыночного хозяйства». Одним из авторов являлся Л. Эрхард. В книге «Благосостояние для всех» (1956), которая явилась своеобразным отчетом о проделанных преобразованиях, Л. Эрхард отмечает, что основные цели социального рыночного хозяйства — свобода и справедливость. Он ясно дает понять, что экономическая свобода невозможна без политической свободы, без государственных гарантий обеспечения прав и свобод человека, без социальной защищенности и социальной справедливости.

 Российское общество находится на этапе поиска оптимального соотношения между «распределением» ответственности за судьбу каждого индивидуума между государством и им самим. В таких обществах обычно принимается модель, которая предусматривает постепенное снижение патерналистской позиции государства и повышение ответственности населения и хозяйствующих субъектов за принимаемые решения. В России представляются обоснованными три обязательных составляющих социальной политики государства на данном этапе:

- сохранение к расширению роли институтов социальной защиты населения, при этом имеется в виду не ставшее традиционным за 1990-е гг. понимание социальной защиты как инструмента раздачи всевозможных пособий и компенсаций, а более глубокое осознание ее задач и, соответственно повышение роли этого социального института;

Информация о работе Социальная политика как основа управления социальной сферой