Социально – психологические особенности коллектива предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 21:47, курсовая работа

Описание

1.1
В результате проведения организационных мероприятий производительность труда в бригаде увеличилась на 12%. Кроме того, были внедрены некоторые новые приборы, что позволило снизить трудоемкость на 5%. Необходимо определить рост продуктивности труда за каждым мероприятием отдельно.

Содержание

1) Социально – психологические особенности коллектива предприятия…….3

Задача 1.1…………………………………………………………………………18

Задача 2.1…………………………………………………………………………21

Задача 3.3…………………………………………………………………………22

Задача 4.1…………………………………………………………………………23

2) Список литературы…………………………………………………………...25

Работа состоит из  1 файл

Эффективность организации определяется по ряду показателей.doc

— 162.00 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ УКРАИНЫ 
 
ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
 
 

Кафедра менеджмента 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

по  курсу «основы  менеджмента»

Вариант 8 
 
 
 
 
 
 

Проверила:                                                   Ст. преподаватель И. С. Кирьян 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:

Студент заочного отделения

Группа 201-1 3 – го курса                           Клищун Сергей Владимирович 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Энергодар 2011 

     Содержание

1) Социально – психологические особенности коллектива предприятия…….3

Задача 1.1…………………………………………………………………………18

Задача 2.1…………………………………………………………………………21

Задача 3.3…………………………………………………………………………22

Задача 4.1…………………………………………………………………………23

2) Список литературы…………………………………………………………...25

 

      Социально – психологические  особенности коллектива предприятия.

     Эффективность организации определяется по ряду показателей. В целом, исследования социальных психологов показывают, что комплексная оценка эффективности организаций может  быть произведена лишь в том случае, если учтены объективные (экономические) и субъективные (социально-психологические) факторы.

     Исследователи выделяют в качестве социально-психологических  факторов эффективности организаций  следующие:

     1.Целенаправленность, характеризующая цели совместного  взаимодействия, т.е. потребности,  ценностные ориентации членов организации, средства и способы взаимодействия.

     2.Мотивированность, раскрывающая причины трудовой, познавательно, коммуникативной  и прочей активности членов  организации.

     3.Эмоциональность,  проявляющаяся в эмоциональном  отношении людей к взаимодействию, в специфике эмоциональных, неформальных отношений в организации.

     4.Стрессоустойчивость,  характеризующая способность организации  согласованно и быстро мобилизовать  эмоционально-волевой потенциал  людей для противодействия деструктивным силам.

     5.Интегративность,  обеспечивающая необходимый уровень  единства мнений, согласованности  действий.

     6.Организованность, обусловленная особенностями процессов  управления и самоуправления.

     Важным  условием эффективности функционирования организаций является наличие в ней благоприятного социально-психологического климата (СПК), который включает многие вышеперечисленные факторы.

     Психологический климат – это эмоциональная окраска  психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Климат отношений между людьми в организации состоит из трех составляющих. Первая составляющая – это социальный климат, который определяется осознанием общих целей и задач организации. Вторая составляющая – моральный климат, определяющийся принятыми моральными ценностями организации. Третья составляющая – это психологический климат, т.е. те неофициальные отношения, которые складываются между работниками.

     В целом этот феномен принято называть социально-психологическим климатом коллектива организации.

     Общую картину взаимодействия между людьми в трудовых коллективах дополняют  личные взаимоотношения. Взаимоотношения  – это система взаимосвязей людей  между собой в различных группах. Взаимоотношения могут быть официальными и неофициальными, деловыми и личными. Межличностные взаимоотношения людей связаны с общественными отношениями и определяются ими. Особенности поведения человека в коллективе, результаты его работы вызывают определенные реакции со стороны других членов группы, формируют у каждого из них отношение к этому человеку, и таким образом в группе развивается система взаимоотношений. Удовлетворенность взаимоотношениями по горизонтали (с товарищами) и по вертикали (с руководителями) рассматривается как важный показатель СПК в трудовом коллективе. Показатели удовлетворенности взаимоотношениями по горизонтали тесно связаны с частотой обсуждения в коллективе вопросов, непосредственно связанных с работой, а так же с частотой контактов членов коллектива в свободное от работы время. В самой официальной обстановке между людьми так или иначе складываются личные отношения и они не могут не влиять на общую атмосферу в коллективе, на общий характер, стиль, тон взаимоотношений в группе.

     В сложной системе взаимоотношений  взаимодействий в первичном трудовом коллективе люди занимают определенные позиции, основанные на их неофициальном личном авторитете в данной группе людей. Таким образом, первичный трудовой коллектив – это система связанных между собой официальных позиций, занимая которые работники обладаю определенными правами и обязанностями, и систему неофициальных позиций, основанных на реальном авторитете членов коллектива и степени из влияния на группу.

     Общение в трудовом коллективе – это сложный  процесс, протекающий от установления контактов до развития взаимодействия и складывания взаимоотношений. Главная функция общения – это организация совместной деятельности людей, которая предполагает выработку единой стратегии взаимодействия, что возможно только на основе согласования их позиций. Другая функция общения – это познание людьми друг друга, а также формирование и развитие межличностных отношений.

     Влияние эмоциональной атмосферы коллектива на личность может быть двоякое: стимулирующее  или тормозящее, то есть подавляющее  творческую инициативу, активность и энергию человека. Существует несколько определений понятия СПК. Так, Е.С. Кузьмин считает, что понятие психологический климат отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения, уровень управления, условия и особенности труда и отдыха в одном коллективе.

     В понятие психологический климат включают систему межличностных  отношений, психологических по природе (симпатия, антипатия, дружба), психологические  механизмы взаимодействия между  людьми (подражание, сопереживание, содействие); систему взаимных требований, общее настроение, общий стиль совместной трудовой деятельности, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство коллектива. 
В понятии СПК выделяются три «климатические зоны»:

     1.социальный климат, который определяется тем, насколько на данном предприятии высока осознанность работниками общих целей и задач, насколько здесь гарантировано соблюдение всех конституционных прав работников как граждан.

     2.моральный  климат, который определяется моральными ценностями, общепринятыми в данном коллективе.

     3.психологический  климат, то есть неофициальная  сфера, которая складывается между  работниками, находящимися в непосредственном  контакте друг с другом. То  есть, психологический климат –  это микроклимат, зона действия которого значительно локальнее морального и социального.

     Существенным  показателем особенностей взаимоотношений  в коллективе являются формы обращения  как средства вербального общения. Преобладание каких—либо одних форм обращения – приказов или просьб, предложений или вопросов, обсуждений, советов – характеризует особенности взаимоотношений приводит к постепенному обособлению отдельных членов коллектива, сокращению числа контактов в нем, к преобладанию опосредованных способов связи к свертыванию коммуникативных связей до формально-необходимых, к нарушений обратной связи между участниками деятельности. Таким образом, коммуникативные связи в коллективе выступают в качестве эмпирических показателей социально-психологического климата.

     Сущность  каждого человека открывается только в связях с другими людьми и реализуется в формах коллективного взаимодействия, в процессах общения, через взаимоотношения человек осознает свою общественную ценность. Таким образом, самооценка выступает в качестве группового эффекта, как одна из форм проявления социально-психологического климата. Оценка своего положения в системе общественных отношений и личных связей порождает чувство большей или меньшей удовлетворенности собой и другими.

     Переживание взаимоотношений отражается на настроениях, вызывает улучшение или ухудшение психологического самочувствия человека. Посредством подражания, заражения, внушения, убеждения различные настроения в коллективе распространяются на всех людей и, вторично отражаясь в их сознании, создают психологический фон коллективной жизни. Психологическое самочувствие и настроение, характеризуя психическое состояние людей, свидетельствует о качестве СПК в коллектива. Самооценка, самочувствие и настроение – это социально-психологические явления, целостная реакция на воздействие микросреды и всего комплекса условий деятельности человека в коллективе. Они выступают как субъективные формы проявления СПК.

     Любой человек уже в силу своего присутствия  в социальной групп, а тем более  участвуя в совместном труде, оказывает влияние на многие сферы жизни коллектива, в том числе на социально-психологический климат. Люди оказывают положительное или отрицательное воздействие на самочувствие окружающих в зависимости от их социально-психологических и индивидуально-психологических свойств. К социально-психологическим свойствам личности, оказывающим положительное влияние на формирование социально-психологического климата относятся принципиальность, ответственность, дисциплинированность, активность в межличностных и межгрупповых отношениях, общительность, культа поведения, тактичность. Отрицательное влияние на климат оказывают люди непоследовательные, эгоистичные, бестактные и т.д. На самочувствие людей и через него на общий климат коллектива оказывают влияние и особенности психических процессов (интеллектуальных, эмоциональных, волевых), а также темперамента и характера членов коллектива. Кроме того, важную роль играет подготовка человека к труду, то есть его знания, умения и навыки. Высокая профессиональная компетентность человека вызывает уважение, она может служить примером для других и тем самым способствовать росту мастерства работающих с ним людей.

     По  своему значению СПК близок к понятию  сплоченности коллектива, под которым  понимается степень эмоциональной  приемлемости, удовлетворенности отношениями между членами группы. Сплоченность коллектива складывается на основе близости представлений работников по существенным вопросам жизнедеятельности их коллектива.

     Важнейшей проблемой в изучении СПК является выявление факторов, которые его формируют. Наиболее важными факторами, определяющим уровень психологического климата производственного коллектива являются личность руководителя и система подбора и расстановки административных кадров. На него оказывают влияние и личностные качества руководителя, стиль и методы руководства, авторитет руководителя, а также индивидуальные особенности членов коллектива.

     Руководитель  оказывает влияние практически  на все факторы, определяющие социально-психологический  климат. От него зависят подбор кадров, поощрение и наказание членов коллектива, продвижение их по службе, организация труда работников. Многое зависит от его стиля руководства.

     СПК – это результат совместной деятельности людей, их межличностного взаимодействия. Он проявляется в таких групповых эффектах, как настроение и мнение коллектива, индивидуальное самочувствие и оценка условий жизни и работы личности в коллективе. Эти эффекты выражаются во взаимоотношениях, связанных с процессом труда и решение общих задач коллектива. Члены коллектива как личности определяют его социальную микроструктуру, своеобразие которой обуславливается социальными и демографическими признаками (возрастом, полом, профессией, образованием, национальностью, социальным происхождением). Психологические особенности личности способствуют или мешают формированию чувства общности, то есть влияют на формирование социально-психологического климата в трудовом коллективе.

     Информационно-аналитический  консалтинговый центр «Ника» создан в 1995 году. Основными направлениями  его деятельности являются:

     -проведение  различного рода исследований  на основе опросов, анкетирования  и т.п.;

     -сбор  и анализ информации по различного  рода объектам (о предприятиях  – как коммерческих, так и некоммерческих, организациях), явлениям (чаще всего  исследуются явления, носящие экономический или политический характер – выборы в различные органы власти, экономические изменения в обществе – повышения цен);

Информация о работе Социально – психологические особенности коллектива предприятия