Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 21:47, курсовая работа
1.1
В результате проведения организационных мероприятий производительность труда в бригаде увеличилась на 12%. Кроме того, были внедрены некоторые новые приборы, что позволило снизить трудоемкость на 5%. Необходимо определить рост продуктивности труда за каждым мероприятием отдельно.
1) Социально – психологические особенности коллектива предприятия…….3
Задача 1.1…………………………………………………………………………18
Задача 2.1…………………………………………………………………………21
Задача 3.3…………………………………………………………………………22
Задача 4.1…………………………………………………………………………23
2) Список литературы…………………………………………………………...25
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ УКРАИНЫ
ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра
менеджмента
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по курсу «основы менеджмента»
Вариант
8
Проверила:
Выполнил:
Студент заочного отделения
Группа
201-1 3 – го курса
Клищун Сергей Владимирович
Энергодар
2011
Содержание
1) Социально – психологические особенности коллектива предприятия…….3
Задача 1.1………………………………………………………………………
Задача 2.1………………………………………………………………………
Задача 3.3………………………………………………………………………
Задача 4.1………………………………………………………………………
2) Список литературы…………………………………
Социально – психологические особенности коллектива предприятия.
Эффективность
организации определяется по ряду показателей.
В целом, исследования социальных психологов
показывают, что комплексная оценка
эффективности организаций
Исследователи выделяют в качестве социально-психологических факторов эффективности организаций следующие:
1.Целенаправленность,
характеризующая цели
2.Мотивированность,
раскрывающая причины трудовой,
познавательно,
3.Эмоциональность, проявляющаяся в эмоциональном отношении людей к взаимодействию, в специфике эмоциональных, неформальных отношений в организации.
4.Стрессоустойчивость,
характеризующая способность
5.Интегративность,
обеспечивающая необходимый
6.Организованность,
обусловленная особенностями
Важным условием эффективности функционирования организаций является наличие в ней благоприятного социально-психологического климата (СПК), который включает многие вышеперечисленные факторы.
Психологический климат – это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Климат отношений между людьми в организации состоит из трех составляющих. Первая составляющая – это социальный климат, который определяется осознанием общих целей и задач организации. Вторая составляющая – моральный климат, определяющийся принятыми моральными ценностями организации. Третья составляющая – это психологический климат, т.е. те неофициальные отношения, которые складываются между работниками.
В целом этот феномен принято называть социально-психологическим климатом коллектива организации.
Общую
картину взаимодействия между людьми
в трудовых коллективах дополняют
личные взаимоотношения. Взаимоотношения
– это система взаимосвязей людей
между собой в различных
В
сложной системе
Общение в трудовом коллективе – это сложный процесс, протекающий от установления контактов до развития взаимодействия и складывания взаимоотношений. Главная функция общения – это организация совместной деятельности людей, которая предполагает выработку единой стратегии взаимодействия, что возможно только на основе согласования их позиций. Другая функция общения – это познание людьми друг друга, а также формирование и развитие межличностных отношений.
Влияние
эмоциональной атмосферы
В
понятие психологический климат
включают систему межличностных
отношений, психологических по природе
(симпатия, антипатия, дружба), психологические
механизмы взаимодействия между
людьми (подражание, сопереживание, содействие);
систему взаимных требований, общее настроение,
общий стиль совместной трудовой деятельности,
интеллектуальное, эмоциональное и волевое
единство коллектива.
В понятии СПК выделяются три «климатические
зоны»:
1.социальный климат, который определяется тем, насколько на данном предприятии высока осознанность работниками общих целей и задач, насколько здесь гарантировано соблюдение всех конституционных прав работников как граждан.
2.моральный климат, который определяется моральными ценностями, общепринятыми в данном коллективе.
3.психологический
климат, то есть неофициальная
сфера, которая складывается
Существенным показателем особенностей взаимоотношений в коллективе являются формы обращения как средства вербального общения. Преобладание каких—либо одних форм обращения – приказов или просьб, предложений или вопросов, обсуждений, советов – характеризует особенности взаимоотношений приводит к постепенному обособлению отдельных членов коллектива, сокращению числа контактов в нем, к преобладанию опосредованных способов связи к свертыванию коммуникативных связей до формально-необходимых, к нарушений обратной связи между участниками деятельности. Таким образом, коммуникативные связи в коллективе выступают в качестве эмпирических показателей социально-психологического климата.
Сущность каждого человека открывается только в связях с другими людьми и реализуется в формах коллективного взаимодействия, в процессах общения, через взаимоотношения человек осознает свою общественную ценность. Таким образом, самооценка выступает в качестве группового эффекта, как одна из форм проявления социально-психологического климата. Оценка своего положения в системе общественных отношений и личных связей порождает чувство большей или меньшей удовлетворенности собой и другими.
Переживание взаимоотношений отражается на настроениях, вызывает улучшение или ухудшение психологического самочувствия человека. Посредством подражания, заражения, внушения, убеждения различные настроения в коллективе распространяются на всех людей и, вторично отражаясь в их сознании, создают психологический фон коллективной жизни. Психологическое самочувствие и настроение, характеризуя психическое состояние людей, свидетельствует о качестве СПК в коллектива. Самооценка, самочувствие и настроение – это социально-психологические явления, целостная реакция на воздействие микросреды и всего комплекса условий деятельности человека в коллективе. Они выступают как субъективные формы проявления СПК.
Любой человек уже в силу своего присутствия в социальной групп, а тем более участвуя в совместном труде, оказывает влияние на многие сферы жизни коллектива, в том числе на социально-психологический климат. Люди оказывают положительное или отрицательное воздействие на самочувствие окружающих в зависимости от их социально-психологических и индивидуально-психологических свойств. К социально-психологическим свойствам личности, оказывающим положительное влияние на формирование социально-психологического климата относятся принципиальность, ответственность, дисциплинированность, активность в межличностных и межгрупповых отношениях, общительность, культа поведения, тактичность. Отрицательное влияние на климат оказывают люди непоследовательные, эгоистичные, бестактные и т.д. На самочувствие людей и через него на общий климат коллектива оказывают влияние и особенности психических процессов (интеллектуальных, эмоциональных, волевых), а также темперамента и характера членов коллектива. Кроме того, важную роль играет подготовка человека к труду, то есть его знания, умения и навыки. Высокая профессиональная компетентность человека вызывает уважение, она может служить примером для других и тем самым способствовать росту мастерства работающих с ним людей.
По своему значению СПК близок к понятию сплоченности коллектива, под которым понимается степень эмоциональной приемлемости, удовлетворенности отношениями между членами группы. Сплоченность коллектива складывается на основе близости представлений работников по существенным вопросам жизнедеятельности их коллектива.
Важнейшей проблемой в изучении СПК является выявление факторов, которые его формируют. Наиболее важными факторами, определяющим уровень психологического климата производственного коллектива являются личность руководителя и система подбора и расстановки административных кадров. На него оказывают влияние и личностные качества руководителя, стиль и методы руководства, авторитет руководителя, а также индивидуальные особенности членов коллектива.
Руководитель оказывает влияние практически на все факторы, определяющие социально-психологический климат. От него зависят подбор кадров, поощрение и наказание членов коллектива, продвижение их по службе, организация труда работников. Многое зависит от его стиля руководства.
СПК – это результат совместной деятельности людей, их межличностного взаимодействия. Он проявляется в таких групповых эффектах, как настроение и мнение коллектива, индивидуальное самочувствие и оценка условий жизни и работы личности в коллективе. Эти эффекты выражаются во взаимоотношениях, связанных с процессом труда и решение общих задач коллектива. Члены коллектива как личности определяют его социальную микроструктуру, своеобразие которой обуславливается социальными и демографическими признаками (возрастом, полом, профессией, образованием, национальностью, социальным происхождением). Психологические особенности личности способствуют или мешают формированию чувства общности, то есть влияют на формирование социально-психологического климата в трудовом коллективе.
Информационно-
-проведение
различного рода исследований
на основе опросов,
-сбор
и анализ информации по
Информация о работе Социально – психологические особенности коллектива предприятия