Социально психологический климат в трудовой группе. Роль менеджера в создании и управлении им

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2011 в 00:49, курсовая работа

Описание

В условиях современной научно-технической революции постоянно растет интерес к явлению социально-психологического климата коллектива. Актуальность данной проблемы диктуется, прежде всего, возросшими требованиями к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей постоянным ростом их личностных притязаний.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………… 3
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ ...……...……………………………… 5
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ …… 13
МЕХАНИЗМЫ СПЛОЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВА ……………………………………………... 16
ПРИЛОЖЕНИЕ ………… ……………………………………………………………………… 20
ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ ..………………………………………………………………….. 20
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА …………………………………………………………………… 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………. 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………...…………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

Организационное поведение2.doc

— 136.50 Кб (Скачать документ)

     Верный  признак благоприятного морально-психологического климата - активное участие всех членов коллектива в управлении,    которое   может принять   форму   самоуправления.

     Другим  признаком положительного морально-психологического климата является   высокая  продуктивность коллективной работы. Следующий признак - развитые межличностные отношения, межличностные контакты в трудовом коллективе предприятия. Можно отметить и такой признак как положительная установка коллектива на нововведения. В эпоху научно-технической революции, бурного развития техники и технологии производства нововведения неизбежны в любом коллективе.

     Можно заключить, что формирование положительного морально-психологического климата является одним из механизмов сплочения коллектива. Другим важным механизмом сплочения коллектива является психологическая совместимость его членов. Наличие даже двух несовместимых людей (особенно в малых коллективах) серьезно сказывается на атмосфере в самом коллективе. Особенно пагубны последствия, если несовместимыми окажутся формальный и неформальный лидеры или непосредственно связанные должностными обязанностями руководители (например, бригадир - начальник цеха). В этих условиях лихорадить будет весь коллектив. Поэтому хотя бы кое-что знать о психологической совместимости необходимо всем, кто работает с людьми, формирует трудовой коллектив.

     Особенность психологической совместимости  состоит в том, что контакты между людьми опосредованы их действиями и поступками, мнениями и оценками. Несовместимость порождает неприязнь, антипатию, конфликты, а это отрицательно сказывается на совместной деятельности. Можно дать следующее определение понятию совместимости. Психологическая совместимость - это социально-психологическая характеристика группы, проявляющаяся в способности ее членов согласовывать (делать непротиворечивыми) свои действия и оптимизировать взаимоотношения в различных видах совместной деятельности.

     Если  эффект совместимости чаще всего возникает в личных отношениях между членами коллектива, то эффект сработанности является результатом деловых отношений, связанных с производственной деятельностью.

     Сработанность - показатель согласованности межиндивидуального взаимодействия в условиях конкретной совместной деятельности. Сработанность характеризуется высокой продуктивностью совместной работы индивидов. Таким образом, основа сработанности - успешность и выгодность именно совместной деятельности, когда между ее участниками возникает согласованность действий.

     Для налаживания дисциплины, повышения  производительности труда и создания благоприятного психологического климата руководителю необходимо знать межличностные отношения в коллективе. В любом коллективе между людьми протягиваются невидимые нити взаимоотношений, которые невозможно отразить ни в одном штатном расписании. Возникает неформальная структура, строящаяся на симпатиях и антипатиях членов коллектива. Известно, что внутригрупповые конфликты, как правило, зарождаются в неформальной структуре, а затем перемещаются в сферу формальных отношений, выбивая коллектив из нормального ритма работы. Как считают многие социальные психологи, сработанность, слаженность коллектива определяется степенью единства формальной и неформальной структур. И чем выше эта степень, тем больших успехов может достигнуть коллектив. Один из методов исследования межличностных отношений, доступных каждому руководителю, - углубленное изучение различных социальных фактов, а также конкретных поступков и действий людей, входящих в состав данного коллектива. К этим социальным фактам можно отнести взаимопомощь, дружбу, ссоры, конфликты и тому подобное. Постоянное наблюдение за этими явлениями позволит руководителю изучить межличностные отношения подчиненных.

     В поощрении хорошей работы, поведения, в наказании отрицательных поступков заложена психологическая сущность воспитания и стимулирования трудящихся. Эти средства воздействия позволяют удерживать личность в рамках определенных моральных требований общества и выработанных государством законов. Однако предпочтение в воспитательной работе должно отдаваться поощрениям. Наказание же следует рассматривать как крайнюю меру воспитательного воздействия, и его нужно уметь очень осторожно применять. Постоянный страх человека, что он может быть наказан за то или другое неправильное действие, за допущенную ошибку при проявлении инициативы, порождает рутинеров и перестраховщиков.

     Говоря  о психологических аспектах воспитательной и стимулирующей деятельности руководителя, необходимо помнить, что ни один из приемов, будь то убеждение или порицание, поощрение или наказание, используемый в отдельности, не принесет положительного эффекта. Итак, чтобы трудовая активность к дисциплине стали выше, руководитель должен уметь пользоваться всем арсеналом стимулирующих и воспитательных воздействий.

     Коллектив - это не простая арифметическая сумма индивидов, а качественно новая категория. На людей, составляющих коллектив, действуют определенные социально-психологические закономерности. Без знания этих закономерностей руководителю трудно управлять людьми, вести воспитательную работу, мобилизовать работающих на выполнение и перевыполнение планов. Вот почему каждый руководитель должен знать социально-психологическую структуру коллектива и социально-психологические закономерности, которые действуют в группах людей.

     Психологический механизм оценки личности состоит в том, что похвала руководителя повышает авторитет работника и тем самым влияет на отношение к нему членов коллектива. Давая оценку подчиненному, необходимо стремиться к тому, чтобы он чувствовал, что руководитель и коллектив замечают и одобряют его личные достоинства, успехи в работе и общественной деятельности. В результате человек стремится стать еще лучше, добиться более высоких показателей в работе. В этом естественном стремлении, в нравственных усилиях, поощряемых руководителем и коллективом, а также в чувстве самоуважения и кроется весь секрет положительной оценки в воспитательном процессе и активизации личности. Важно не только то, чтобы руководитель на работе не выглядел мрачным, хмурым; важно также и то, чтобы каждый человек приходил на работу в бодром, а не угнетенном состоянии и чтобы хорошее настроение у него сохранялось постоянно. Это во многом зависит от того, какой морально-психологический климат создан в коллективе. 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ: тест  по методу семантического дифференциала 

№ п/п Свойства  психологического климата 3 2 1 0 -1 -2 -3 Свойства  психологического климата
1 Дружелюбие               Враждебность
2 Согласие               Несогласие
3 Удовлетворённость               Неудовлетворённость
4 Продуктивность               Непродуктивность
5 Теплота               Холодность
6 Сотрудничество               Несогласованность
7 Взаимоподдержка               Недоброжелательность
8 Увлечённость               Равнодушие
9 Занимательность               Скука
10 Успешность               Безуспешность
 
 

ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ

ИП «Сидорова  Е.А.» 

должность Число Утвержденные  должностные оклады ЗП  по утвержденным должностным окладам.
Директор 1 14000 14000
Бухгалтер 1 10000 10000
Заведующий  отделом 2 7500 15000
Оператор-логист 8 5500 44000
Курьер 2 4000 8000
Уборщица 2 2500 5000
 
 
 
 
 
 
 
 

     Практическая  работа. 

     Согласно  штатного расписания в офисе ИП «Сидорова Е.А.» работают 16 человек.  По проведенному тесту мы смогли рассчитать среднегрупповую оценку психологического климата в коллективе.

     ФОРМУЛА: С=∑С/N, где N число членов группы.

  Величина  С
  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Результат

Теста

20 23 21 11 22 20 25 7 21 20 22 21 24 22 20 21
 

     По  результатам теста получен итог, что среднегрупповая оценка психологического климата в офисе ИП «Сидорова Е.А.» составляет 19,4.

       (310/16=19,4).

     Дальше, по формуле  n(С1-)/N *100% рассчитаем процент людей оценивающих климат как неблагоприятный, где n(С1-) количество людей, оценивающих климат как неблагоприятный. N – число членов группы.

     Условие теста: если С=0 или имеет отрицательную величину, то имеет  ярко выраженный неблагоприятный психологический климат с точки зрения индивида.  Если С<19 то климат неустойчивый благоприятный. Если С>19 то психологический климат благоприятный.

     2/16*100%=12,5%.

     Итак, в офисе ИП «Сидорова Е.А.» 12,5%  людей, оценивающих климат в коллективе как не благоприятный.   

     Вывод: По проведенному исследованию можно  сделать вывод, что 87,5% от всего числа сотрудников офиса ИП «Сидорова Е.А.» считают сложившийся коллектив как благоприятный. Что свидетельствует о правильном подборе кадров, профессиональной совместимости работников, а в итоге – высокой продуктивности коллективной работы.    
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 

     В данной работе был проведен теоретический  анализ понятия социально – психологического климата в коллективе.

     Социально-психологический  климат - это психологический настрой  в группе, который отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения, уровень управления, условия и особенности труда и отдыха в данном коллективе.

     1. Коллектив - это высшая форма организованной группы, в которой межличностные отношения опосредуются личностно значимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности. Коллектив - это реальная, малая, она же организованная формальная группа высшего уровня развития.

     2. Морально-психологический климат  - это преобладающий в группе или коллективе относительно устойчивый психологический настрой его членов, проявляющийся в многообразных формах их деятельности. Руководителю, деловому человеку важно знать пути формирования морально-психологического климата и механизмы сплочения коллектива. В своих управленческих решениях, при подготовке, обучении и расстановке кадров необходимо использовать эти пути, добиваясь оптимального согласования межличностного взаимодействия членов коллектива в условиях конкретной совместной деятельности.

Информация о работе Социально психологический климат в трудовой группе. Роль менеджера в создании и управлении им