Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2011 в 00:49, курсовая работа
В условиях современной научно-технической революции постоянно растет интерес к явлению социально-психологического климата коллектива. Актуальность данной проблемы диктуется, прежде всего, возросшими требованиями к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей постоянным ростом их личностных притязаний.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………… 3
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ ...……...……………………………… 5
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ …… 13
МЕХАНИЗМЫ СПЛОЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВА ……………………………………………... 16
ПРИЛОЖЕНИЕ ………… ……………………………………………………………………… 20
ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ ..………………………………………………………………….. 20
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА …………………………………………………………………… 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………. 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………...…………………………………………………………….
Верный признак благоприятного морально-психологического климата - активное участие всех членов коллектива в управлении, которое может принять форму самоуправления.
Другим признаком положительного морально-психологического климата является высокая продуктивность коллективной работы. Следующий признак - развитые межличностные отношения, межличностные контакты в трудовом коллективе предприятия. Можно отметить и такой признак как положительная установка коллектива на нововведения. В эпоху научно-технической революции, бурного развития техники и технологии производства нововведения неизбежны в любом коллективе.
Можно заключить, что формирование положительного морально-психологического климата является одним из механизмов сплочения коллектива. Другим важным механизмом сплочения коллектива является психологическая совместимость его членов. Наличие даже двух несовместимых людей (особенно в малых коллективах) серьезно сказывается на атмосфере в самом коллективе. Особенно пагубны последствия, если несовместимыми окажутся формальный и неформальный лидеры или непосредственно связанные должностными обязанностями руководители (например, бригадир - начальник цеха). В этих условиях лихорадить будет весь коллектив. Поэтому хотя бы кое-что знать о психологической совместимости необходимо всем, кто работает с людьми, формирует трудовой коллектив.
Особенность психологической совместимости состоит в том, что контакты между людьми опосредованы их действиями и поступками, мнениями и оценками. Несовместимость порождает неприязнь, антипатию, конфликты, а это отрицательно сказывается на совместной деятельности. Можно дать следующее определение понятию совместимости. Психологическая совместимость - это социально-психологическая характеристика группы, проявляющаяся в способности ее членов согласовывать (делать непротиворечивыми) свои действия и оптимизировать взаимоотношения в различных видах совместной деятельности.
Если эффект совместимости чаще всего возникает в личных отношениях между членами коллектива, то эффект сработанности является результатом деловых отношений, связанных с производственной деятельностью.
Сработанность - показатель согласованности межиндивидуального взаимодействия в условиях конкретной совместной деятельности. Сработанность характеризуется высокой продуктивностью совместной работы индивидов. Таким образом, основа сработанности - успешность и выгодность именно совместной деятельности, когда между ее участниками возникает согласованность действий.
Для налаживания дисциплины, повышения производительности труда и создания благоприятного психологического климата руководителю необходимо знать межличностные отношения в коллективе. В любом коллективе между людьми протягиваются невидимые нити взаимоотношений, которые невозможно отразить ни в одном штатном расписании. Возникает неформальная структура, строящаяся на симпатиях и антипатиях членов коллектива. Известно, что внутригрупповые конфликты, как правило, зарождаются в неформальной структуре, а затем перемещаются в сферу формальных отношений, выбивая коллектив из нормального ритма работы. Как считают многие социальные психологи, сработанность, слаженность коллектива определяется степенью единства формальной и неформальной структур. И чем выше эта степень, тем больших успехов может достигнуть коллектив. Один из методов исследования межличностных отношений, доступных каждому руководителю, - углубленное изучение различных социальных фактов, а также конкретных поступков и действий людей, входящих в состав данного коллектива. К этим социальным фактам можно отнести взаимопомощь, дружбу, ссоры, конфликты и тому подобное. Постоянное наблюдение за этими явлениями позволит руководителю изучить межличностные отношения подчиненных.
В поощрении хорошей работы, поведения, в наказании отрицательных поступков заложена психологическая сущность воспитания и стимулирования трудящихся. Эти средства воздействия позволяют удерживать личность в рамках определенных моральных требований общества и выработанных государством законов. Однако предпочтение в воспитательной работе должно отдаваться поощрениям. Наказание же следует рассматривать как крайнюю меру воспитательного воздействия, и его нужно уметь очень осторожно применять. Постоянный страх человека, что он может быть наказан за то или другое неправильное действие, за допущенную ошибку при проявлении инициативы, порождает рутинеров и перестраховщиков.
Говоря о психологических аспектах воспитательной и стимулирующей деятельности руководителя, необходимо помнить, что ни один из приемов, будь то убеждение или порицание, поощрение или наказание, используемый в отдельности, не принесет положительного эффекта. Итак, чтобы трудовая активность к дисциплине стали выше, руководитель должен уметь пользоваться всем арсеналом стимулирующих и воспитательных воздействий.
Коллектив - это не простая арифметическая сумма индивидов, а качественно новая категория. На людей, составляющих коллектив, действуют определенные социально-психологические закономерности. Без знания этих закономерностей руководителю трудно управлять людьми, вести воспитательную работу, мобилизовать работающих на выполнение и перевыполнение планов. Вот почему каждый руководитель должен знать социально-психологическую структуру коллектива и социально-психологические закономерности, которые действуют в группах людей.
Психологический
механизм оценки личности состоит в том,
что похвала руководителя повышает авторитет
работника и тем самым влияет на отношение
к нему членов коллектива. Давая оценку
подчиненному, необходимо стремиться
к тому, чтобы он чувствовал, что руководитель
и коллектив замечают и одобряют его личные
достоинства, успехи в работе и общественной
деятельности. В результате человек стремится
стать еще лучше, добиться более высоких
показателей в работе. В этом естественном
стремлении, в нравственных усилиях, поощряемых
руководителем и коллективом, а также
в чувстве самоуважения и кроется весь
секрет положительной оценки в воспитательном
процессе и активизации личности. Важно
не только то, чтобы руководитель на работе
не выглядел мрачным, хмурым; важно также
и то, чтобы каждый человек приходил на
работу в бодром, а не угнетенном состоянии
и чтобы хорошее настроение у него сохранялось
постоянно. Это во многом зависит от того,
какой морально-психологический климат
создан в коллективе.
ПРИЛОЖЕНИЕ:
тест по методу семантического дифференциала
№ п/п | Свойства психологического климата | 3 | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | -3 | Свойства психологического климата |
1 | Дружелюбие | Враждебность | |||||||
2 | Согласие | Несогласие | |||||||
3 | Удовлетворённость | Неудовлетворённость | |||||||
4 | Продуктивность | Непродуктивность | |||||||
5 | Теплота | Холодность | |||||||
6 | Сотрудничество | Несогласованность | |||||||
7 | Взаимоподдержка | Недоброжелательность | |||||||
8 | Увлечённость | Равнодушие | |||||||
9 | Занимательность | Скука | |||||||
10 | Успешность | Безуспешность |
ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ
ИП «Сидорова
Е.А.»
должность | Число | Утвержденные должностные оклады | ЗП по утвержденным должностным окладам. |
Директор | 1 | 14000 | 14000 |
Бухгалтер | 1 | 10000 | 10000 |
Заведующий отделом | 2 | 7500 | 15000 |
Оператор-логист | 8 | 5500 | 44000 |
Курьер | 2 | 4000 | 8000 |
Уборщица | 2 | 2500 | 5000 |
Практическая
работа.
Согласно штатного расписания в офисе ИП «Сидорова Е.А.» работают 16 человек. По проведенному тесту мы смогли рассчитать среднегрупповую оценку психологического климата в коллективе.
ФОРМУЛА: С=∑С/N, где N число членов группы.
Величина С | ||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | |
Результат
Теста |
20 | 23 | 21 | 11 | 22 | 20 | 25 | 7 | 21 | 20 | 22 | 21 | 24 | 22 | 20 | 21 |
По результатам теста получен итог, что среднегрупповая оценка психологического климата в офисе ИП «Сидорова Е.А.» составляет 19,4.
(310/16=19,4).
Дальше, по формуле n(С1-)/N *100% рассчитаем процент людей оценивающих климат как неблагоприятный, где n(С1-) количество людей, оценивающих климат как неблагоприятный. N – число членов группы.
Условие теста: если С=0 или имеет отрицательную величину, то имеет ярко выраженный неблагоприятный психологический климат с точки зрения индивида. Если С<19 то климат неустойчивый благоприятный. Если С>19 то психологический климат благоприятный.
2/16*100%=12,5%.
Итак,
в офисе ИП «Сидорова Е.А.» 12,5% людей,
оценивающих климат в коллективе как не
благоприятный.
Вывод:
По проведенному исследованию можно
сделать вывод, что 87,5% от всего числа
сотрудников офиса ИП «Сидорова Е.А.» считают
сложившийся коллектив как благоприятный.
Что свидетельствует о правильном подборе
кадров, профессиональной совместимости
работников, а в итоге – высокой продуктивности
коллективной работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В
данной работе был проведен теоретический
анализ понятия социально –
Социально-
1. Коллектив - это высшая форма организованной группы, в которой межличностные отношения опосредуются личностно значимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности. Коллектив - это реальная, малая, она же организованная формальная группа высшего уровня развития.
2.
Морально-психологический