Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:16, курсовая работа
Цель – разработка проекта управленческого решения по созданию
благоприятного социально-психологического климата в организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Определить, что такое социально-психологический климат в организации.
2.Изучить принципы работы в ОАО «Челябинскгоргаз»
3.Дать рекомендации по улучшению социально-психологического климата организации.
Исторически сложилась
система общественного
общества могут заниматься трудовой деятельностью как индивидуально, так и коллективно, объединяясь в различного типа организации, компании, фирмы и т.д. Объединения людей в организации позволяет им эффективнее включаться в систему общественного производства, создавать более крупные и мощные социально-производственные системы по сравнению с индивидуальной системой труда.
Основой любой организации и её главным богатством являются люди. Было время, когда считалось, что машина, автомат или робот вытеснят человека из большинства организаций и окончательно утвердят примат техники над работником. Однако, хотя машина и стала полновластным хозяином во многих технологических и управленческих процессах, хотя она и вытеснила человека частично или даже полностью из отдельных подразделений организаций, роль и значение человека в организации не только не упали, но и увеличились. При этом человек стал не только самым ценным «ресурсом» организации, но и самым дорогостоящим.
Сегодня люди работают чаще
в составе группы, всегда выступающей
по отношению к другим группам
как единое целое. Очень важно,
Группы бывают реальными и условными, но в том и в другом случае они существуют объективно.
Актуальность данной проблемы диктуется запросами практики, обусловленные усилившимся в наши дни коллективным характером человеческой деятельности и актуальными проблемами эффективности организации и управления людьми, регуляции развертывающихся между ними отношений.
Цель – разработка
проекта управленческого
благоприятного социально-психологического климата в организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Определить, что
такое социально-
2.Изучить принципы
работы в ОАО «Челябинскгоргаз»
3.Дать рекомендации по улучшению социально-психологического климата организации.
Объект
исследования – коллектив ОАО
«Челябинскгоргаз» и
Предмет исследования – стратегия поведения членов коллектива в условиях
кадровых изменений.
Структура
данной работы: курсовая работа состоит
из введения, двух глав, которые являются
основной частью работы, заключения, списка
литературы и дополнительного материала.
Глава1.
Теоретические аспекты
вопроса в социально-
1.1Основные
понятия социально-
Понятие «социально
- психологический климат»
Е.С. Кузьмин считает, что понятие социально-психологический климат отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения, уровень управления, условия и особенности труда и отдыха в данном коллективе.
По мнению К.К. Платонова, социально-психологический климат-это такое свойство группы, которое определяется межличностными отношениями, создающими стойкие групповые настроения и мысли от которых зависит степень активности в достижении целей, стоящих перед группой.
Б.Д. Парыгин в социально-психологическом климате видит не просто сумму психических составляющих его индивидов, а мощный фактор усиления психологического настроя членов коллектива.
Таким образом поскольку обстоятельства поддаются целенаправленному воздействию, психологический климат можно корректировать.
Социально психологический
климат - [от греч. klima — наклон] — интегральная
характеристика системы межличностных
отношений в группе, отражающая комплекс
решающих психологических условий, которые
либо обеспечивают, либо препятствуют
успешному протеканию процессов группообразования
и личностного развития.
1.2
Социально-психологические
факторы эффективности
организации.
Исследователи выделяют в качестве социально-психологических факторов
эффективности организаций следующие:
1. Целенаправленность, характеризующая цели совместного взаимодействия, т.е. потребности, ценностные ориентации членов организации, средства и способы взаимодействия.
2. Мотивированность,
раскрывающая причины трудовой,
познавательно,
3. Эмоциональность, проявляющаяся в эмоциональном отношении людей к взаимодействию, в специфике эмоциональных, неформальных отношений в организации.
4. Стрессоустойчивость, характеризующая способность организации
согласованно
и быстро мобилизовать
5. Интегративность, обеспечивающая необходимый уровень единства мнений, согласованности действий.
6. Организованность, обусловленная особенностями процессов управления и самоуправления.
Важным условием
эффективности
наличие в ней благоприятного социально-психологического климата (СПК), который включает многие вышеперечисленные факторы.
Психологический климат – это эмоциональная окраска психологических
связей членов коллектива, возникающая на основе их симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Климат отношений между людьми в организации состоит из трех составляющих.
Первая составляющая – это социальный климат, который определяется осознанием общих целей и задач организации.
Вторая составляющая – моральный климат, определяющийся
принятыми моральными ценностями организации.
Третья составляющая – это психологический климат, т.е. те неофициальные отношения, которые складываются между работниками.
В целом этот феномен принято называть социально-психологическим
климатом коллектива организации.
Взаимосвязь между эффективностью организации и ее социально-
психологическим климатом – важнейшая проблема для руководителей компании, фирмы. Поэтому так важно знание важнейших составляющих СПК организации.
Благоприятный
СПК – это итог систематической
работы и мероприятий руководителей,
менеджеров, психологов и всех сотрудников
организации.
1.3 Социально-психологические особенности рабочей группы
Человеческое общество состоит из различных социальных групп. Основная их часть – это малые группы.
Малые группы могут быть разными по величине, по характеру и структуре отношений, существующих между их членами, по индивидуальному составу, особенностям ценностей, норм и правил взаимоотношений, разделяемых участниками, межличностным отношениям, целям и содержанию деятельности. Количественный состав группы называется ее размером, индивидуальный - композицией.
Различные
определения «малой группы» сведём
в таблицу 1.1.
Таблица 1.1
Автор | Трактовка определения |
А.Ф. Шикун,
И.М. Филинова |
небольшое, относительно устойчивое объединение людей, имеющее общую цель, установившее деловые и личные отношения. |
В.Р. Веснин | совокупность лиц, объединенных в силу пространственной общности, деятельности, профессии, случайных обстоятельств, всегда выступающая по отношению к другим группам как единое целое. |
О.С. Виханский | это относительно обособленное объединение небольшого количества людей, находящихся в достаточно устойчивом взаимодействии (базирующемся на некоем общем интересе связанным с достижением общей цели) и осуществляющих совместные действия в течение достаточно долгого промежутка времени. При этом группа обладает неким групповым потенциалом или групповыми возможностями, позволяющими ей вступать во взаимодействие с окружением и адаптироваться к изменениям, происходящим в окружении. |
Для того, чтобы назвать малую группу коллективом, она должна соответствовать ряду весьма высоких требований: успешно справляться с возложенными на нее задачами, иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения, создавать для каждого своего члена возможность развития как личности, быть способной к творчеству, т.е. как группа давать людям больше, чем может дать сумма того же количества индивидов, работающих в отдельности. Психологически развитой как коллектив считается такая малая группа, в которой сложилась дифференцированная система различных деловых и личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. Каждой группе присущи следующие характеристики:
В соответствии со степенью сплоченности участников выделяют несколько типов групп:
1.4 Взаимоотношения в коллективе и исследование их структуры.
Общую картину взаимодействия между людьми в трудовых коллективах
дополняют личные взаимоотношения.
Взаимоотношения – это система взаимосвязей людей между собой в различных группах. Взаимоотношения могут быть официальными и неофициальными, деловыми и личными. Межличностные взаимоотношения людей связаны с общественными отношениями и определяются ими. Особенности поведения человека в коллективе, результаты его работы вызывают определенные реакции со стороны других членов группы, формируют у каждого из них отношение к этому человеку, и таким образом в группе развивается система взаимоотношений. Удовлетворенность взаимоотношениями по
горизонтали (с товарищами) и по вертикали (с руководителями)
рассматривается как важный показатель СПК в трудовом коллективе. Показатели удовлетворенности взаимоотношениями по горизонтали тесно связаны с частотой обсуждения в коллективе вопросов, непосредственно связанных с работой, а так же с частотой контактов членов коллектива в свободное от работы время.
Информация о работе Социально-психологический климат в организации