Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 11:59, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение основы социально-психологического климата в трудовом коллективе, а именно подходы к определению этого понятия и специфику, классификацию, значение и факторы влияния на социально-психологический климат в трудовом коллективе, обоснование влияния социально - психологического климата на предприятии на его развитие. Приведено основные составляющие социально-психологического климата коллектива.
1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ 6
1.1 Содержание понятия трудового коллектива в организации 6
1.2 Факторы, которые влияют на состояние социально-психологического климата в коллективе 10
1.3 Структура социально-психологического климата коллектива 12
2. СОСТАВЛЯЮЩИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА КОЛЛЕКТИВА 15
2.1 Сплоченность коллектива - основа социально-психологического климата 15
2.2 Коллективное мнение и настроение и их влияние на социально - психологический климат 18
2.3 Традиции коллектива как неотъемлемая часть социально-психологического климата 20
3. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМ КОЛЛЕКТИВОМ 22
3.1 Социально-психологические методы управления 22
3.2 Дисциплина и управление дисциплиной в трудовом коллективе 27
3.3 Конфликт и методы его решения 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
1
Донецкий ГОСУДАРСТВЕННЫЙ унИверситет управлЕнИя
по дисциплине «Основы менеджмента»
на тему: Содержание и составляющие управления социально-психологическим климатом в трудовом коллективе
Группы МАД-08-1
Столбченко Светлана Геннадьевна
Руководитель: Павлюк Валерий Валерьевич
Доц., к. гос. упр.
Донецк 2010
ПЛАН
1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ 6
1.1 Содержание понятия трудового коллектива в организации 6
1.2 Факторы, которые влияют на состояние социально-психологического климата в коллективе 10
1.3 Структура социально-психологического климата коллектива 12
2. СОСТАВЛЯЮЩИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА КОЛЛЕКТИВА 15
2.1 Сплоченность коллектива - основа социально-психологического климата 15
2.2 Коллективное мнение и настроение и их влияние на социально - психологический климат 18
2.3 Традиции коллектива как неотъемлемая часть социально-психологического климата 20
3. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМ КОЛЛЕКТИВОМ 22
3.1 Социально-психологические методы управления 22
3.2 Дисциплина и управление дисциплиной в трудовом коллективе 27
3.3 Конфликт и методы его решения 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
ВВЕДЕНИЕ
Управление большой компанией требует четкой координации и прагматизма. Однако в большинстве организаций для достижения большого результата необходимы новые подходы в управлении. Одним из таких подходов является благоприятный социально-психологический климат, эмоциональное управление, элементы которого так или иначе присутствовали во все времена и в любой компании. Раньше говорить об этом было не принято. Теоретики всех бизнес - школ прошлого и настоящего создавали и описывали плоские детерминированные системы управления, которым и обучали своих наставников. Эти системы были консервативными не гибкими, но, по мнению многих, - надежными. В таких системах управления главными измерителями управленческого потенциала были интеллектуальные уровни руководителя и компании в целом. При этом во внимание не принемался эмоциональный аспект, потому что считалось, что он не имеет значительного влияния на результат.
В таких условиях современной научно-технической революции постоянно возрастает интерес к явлению социально-психологического климата в коллективе. Актуальность данной проблемы диктуется прежде всего более увеличенными требованиями к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнение психической жизнедеятельности людей, постоянным возрастанием их личных требований. Усовершенствование социально-психологического климата коллектива - это задача раскрытия социального и психологического потенциала общества и личности, создание полностью раскрывающегося способа жизни людей. Формирование благоприятного социально- психологического климата трудового коллектива является одним из более важных условий борьбы в возрастании продуктивности труда и качества продукции, которая выпускается. Вместе с тем, социально - психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации. А это, в свою очередь, связанно с перспективой возрастания социальных факторов в структуре производства, с усовершенствованием как работы самой организации, так и условий труда. От уровня оптимальности социально-психологического климата каждого отдельного трудового коллектива зависит и общая социально - политическая, идеологическая атмосфера общества, страны в целом.
Актуальность данной проблемы диктуется запросами практики, обусловленные в наши дни характером, который усилился, человеческой деятельности и актуальними проблемами эффективности организации и управления людьми, регуляции между ними отношений, которые развиваются, использования воспитательных и психотерапевтических действий.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение основы социально-психологического климата в трудовом коллективе, а именно подходы к определению этого понятия и специфику, классификацию, значение и факторы влияния на социально-психологический климат в трудовом коллективе, обоснование влияния социально - психологического климата на предприятии на его развитие. Приведено основные составляющие социально-психологического климата коллектива. Проанализировано психологическую характеристику трудового коллектива. Определено влияние социально - психологического климата на эффективность деятельности организации.
Наибольшее количество прикладных исследований, так или иначе связанных с проблемой социально - психологического климата в организациях проводилось и проводится специалистами в сфере организационной психологии. Это связанно с очевидной значимостью оценки и оптимизации социально - психологического климата в контексте решения самого широкого круга организационных заданий, таких как создание команд, повышение эффективности менеджмента и систем мотивации персонала, повышение продуктивности труда, снижение текучести кадров и тому подобное.
1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ
1.1 Содержание понятия трудового коллектива в организации
Понятие «социально - психологический климат» используют для интегральной характеристики трудовых коллективов. В отечественной психологической литературе, в том числе советского периода, широко использовались это понятие и другие, синонимичные: «морально-психологический климат», «психологический климат», «эмоциональный климат», «моральный климат». Насчитывается несколько десятков определений социально - психологического климата и различных исследовательских подходов (Г.М. Андреева, И.П. Волков, Е.С.Кузьмин, В.В.Новиков, В.Б.Ольшанский, Б.Д. Парыгин, К.К. Платонов, А.А. Русалинова, Л.А. Свенцицкий, В.М. Шепель, Ю.А. Шерковин и другие) [1].
Сегодня люди, как правило, работают не в одиночку, а в составе группы (совокупности лиц, объединенных в силу пространственной общности, деятельности, профессии, случайных обстоятельств и т.п.), всегда выступающей по отношению к другим группам как единое целое.
Коллектив является одним из видов малой группы. Малые группы могут быть разными по величине, по характеру и структуре отношений, существующих между их членами, по индивидуальному составу, особенностям ценностей, норм и правил взаимоотношений, разделяемых участниками, межличностным отношениям, целям и содержанию деятельности. Количественный состав группы называется ее размером, индивидуальный - композицией. Структуру межличностного общения, или обмена деловой и личностной информацией, именуют каналами коммуникаций, нравственно - эмоциональный тон межличностных отношений - психологическим климатом группы. Общие правила поведения, которых придерживаются члены группы, называют групповыми нормами. Все перечисленные характеристики представляют собой основные параметры, по которым выделяют, разделяют и изучают малые группы. Такие разновидности представлены на рисунке 1.1.
Рис. 1.1 Схема разновидностей малых групп
Среди высокоразвитых малых групп особо выделяются коллективы. Психология развитого коллектива характеризуется тем, что деятельность, ради которой он создан и которой на практике занимается, имеет, несомненно, положительное значение для очень многих людей, не только для членов коллектива. В коллективе межличностные отношения основаны на взаимном доверии людей, открытости, честности, порядочности, взаимном уважении и т.п.
Для того, чтобы назвать малую группу коллективом, она должна соответствовать ряду весьма высоких требований: успешно справляться с возложенными на нее задачами, иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения, создавать для каждого своего члена возможность развития как личности, быть способной к творчеству, т.е. как группа давать людям больше, чем может дать сумма того же количества индивидов, работающих в отдельности.
Психологически развитой как коллектив считается такая малая группа, в которой сложилась дифференцированная система различных деловых и личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. Такие отношения можно назвать коллективистскими [9].
Коллективистские отношения определяются через понятия нравственности, ответственности, открытости, коллективизма, контактности, организованности, эффективности и информативности. Под нравственностью имеется ввиду построение внутриколлективных и внеколлективных отношений на нормах и ценностях общечеловеческой морали. Ответственность трактуется как добровольное принятие коллективом на себя моральных и других обязательств перед обществом за судьбу каждого человека независимо от того, является он членом данного коллектива или нет. Ответственность также проявляется в том, что члены коллектива свои слова подтверждают делом, требовательны к себе и друг другу, объективно оценивают свои успехи и неудачи, никогда не бросают начатое дело на полпути, сознательно подчиняются дисциплине, интересы других людей ставят не ниже своих собственных, по-хозяйски относятся к общественному добру. Под открытостью коллектива понимается способность устанавливать и поддерживать хорошие, строящиеся на коллективистской основе взаимоотношения с другими коллективами или их представителями, а также с новичками в своем коллективе. На практике открытость коллектива проявляется в оказании разносторонней помощи другим коллективам, не членам коллектива. Открытость является одной из важнейших характеристик, по которой можно отличить коллектив от внешне похожих на него социальных объединений.
Понятие коллективизма включает в себя постоянную заботу членов коллектива о его успехах, стремление противостоять тому, что разобщает, разрушает коллектив. Коллективизм - это также развитие добрых традиций, уверенности каждого в своем коллективе. Чувство коллективизма не позволяет его членам оставаться равнодушными, если задеты интересы коллектива. В таком коллективе все важные вопросы решаются сообща и, по возможности, при общем согласии. Для подлинно коллективистских отношений характерна контактность. Под ней понимаются хорошие личные, эмоционально благоприятные дружеские, доверительные взаимоотношения членов коллектива, включающие внимание друг к другу, доброжелательность, уважение и тактичность. Такие взаимоотношения обеспечивают в коллективе благоприятный психологический климат, спокойную и дружелюбную обстановку. Организованность проявляется в умелом взаимодействии членов коллектива, в бесконфликтном распределении обязанностей между ними, в хорошей взаимозаменяемости. Организованность - это также способность коллектива самостоятельно обнаруживать и исправлять недостатки, предупреждать и оперативно решать возникающие проблемы. От организованности непосредственно зависят результаты деятельности коллектива.
Одним из условий успешной работы коллектива и установления доверительных взаимоотношений является хорошее знание членами коллектива друг друга и состояния дел в коллективе. Это знание называется информированностью. Достаточная информированность предполагает знание задач, стоящих перед коллективом, содержания и итогов его работы, положительных и отрицательных сторон, норм и правил поведения. Сюда же входит хорошее знание членами коллектива друг друга.
Эффективность понимается как успешность решения коллективом всех имеющихся у него задач. Одним из важнейших показателей эффективности высокоразвитого коллектива является сверхаддитивный эффект. Он представляет собой способность коллектива как целого добиваться результатов в работе гораздо более высоких, чем это может сделать такая же по численности группа людей, работающих независимо друг от друга, не объединенных системой описанных отношений.
Таких малых групп, которые полностью бы отвечали всем перечисленным требованиям коллектива, в действительности почти нет. Большинство реально существующих малых групп занимает промежуточное положение между слаборазвитой группой и высокоразвитым коллективом. По отдельным своим социально - психологическим параметрам эти группы вполне могут претендовать на то, чтобы называться коллективами, однако по другим серьезно уступают.
Анализируя выше перечисленные требования коллектива, можно сказать, что представленную модель надо рассматривать скорее как идеал, к которому должен стремиться коллектив в процессе своего развития, чем как то, что отражает реальность существования малых групп.
Таким образом, коллектив - это высокоразвитая малая группа людей, отношения в которой строятся на позитивных нормах морали, обладает повышенной эффективностью в работе, проявляющейся в форме сверхаддитивного эффекта. Эффективность работы коллектива во многом зависит от его социально - психологического климата [1].
1.2 Факторы, которые влияют на состояние социально - психологического климата в коллективе
Важнейшей проблемой в изучении социально- психологического климата является выявление факторов, которые его формируют. Наиболее важными факторами, определяющими уровень психологического климата производственного коллектива являются личность руководителя и система подбора и расстановки административных кадров, а также личностные качества руководителя, стиль и методы руководства, авторитет руководителя, а также индивидуальные особенности членов коллектива.
Рассмотрим более подробно факторы, которые влияют на формирование определенного социально-психологического климата в коллективе: