Содержание и структура стратегического менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 08:28, курсовая работа

Описание

Наряду со стратегиями в стратегическом управлении организацией большую роль играют правила, которые так же, как и стратегии, определяют функционирование организации, но в отличие от стратегий в явном виде не имеют целевого начала. Они носят преимущественно ограничительный или предписывающий характер, создавая атмосферу, в которой осуществляется деятельность.
Цель контрольной работы исследование содержания и структуры стратегического менеджмента.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1 Основные черты стратегического менеджмента……………………………….4
2 Сущность стратегического менеджмента………………………………………6
3 Содержание стратегического менеджмента……………………………………8
Заключение…………………………………………………………………...……12
Список использованной литературы…………………………….………………13

Работа состоит из  1 файл

основная чяасть.doc

— 223.50 Кб (Скачать документ)

     Содержание 

     Введение…………………………………………………………………………….3

     1 Основные черты стратегического  менеджмента……………………………….4

     2 Сущность стратегического менеджмента………………………………………6

     3 Содержание стратегического менеджмента……………………………………8

     Заключение…………………………………………………………………...……12

     Список  использованной литературы…………………………….………………13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Актуальность  темы. Одной из ключевых составляющих стратегического менеджмента является стратегия. Выбор стратегии и ее реализация составляют основную часть содержания деятельности по стратегическому управлению. В стратегическом управлении стратегия рассматривается как долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и форм ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде. Если цели организации определяют то, к чему стремится организация, что она хочет получить в результат своей деятельности, то стратегия дает ответ на вопрос, каким способом, с помощью каких действий организация сумеет достичь своих целей в условиях изменяющегося и конкурентного окружения. Целью изучения различных типов конкурентной среды является получение разностороннего описания среды путем выявления максимального количества факторов, которые могут воздействовать на шансы организации добиться успеха или потерпеть неудачу в ее деятельности на рынке. Наибольшая сложность состоит в том, что количество факторов велико и степень их воздействия на организацию может существенно различаться. Преодоление этой сложности возможно путем использования схем, выделяющих наиболее значимые факторы, воздействующие на организацию и позволяющие оценить интенсивность их воздействия.

     Наряду  со стратегиями в стратегическом управлении организацией большую роль играют правила, которые так же, как и стратегии, определяют функционирование организации, но в отличие от стратегий в явном виде не имеют целевого начала. Они носят преимущественно ограничительный или предписывающий характер, создавая атмосферу, в которой осуществляется деятельность.

     Цель  контрольной работы исследование содержания и структуры стратегического менеджмента.  
 
 

     1 Основные черты стратегического менеджмента

     Стратегический  менеджмент — это такое управление организацией, которое опирается  на человеческий потенциал как ее основу, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, адекватные воздействию окружающей среды и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что, в конечном счете, способствует выживанию организации и достижению своих целей в долгосрочной перспективе.

     Стратегический  менеджмент (СМ) имеет ряд отличий  от оперативного (ОМ):

     - миссия организации в СМ — выживание организации в долгосрочной перспективе посредством установления динамического баланса с окружением, в ОМ — производство товаров и услуг с целью получения прибыли;

     - в СМ внимание концентрируется преимущественно на проблемах внешнего окружения, на поисках новых возможностей в конкурентной борьбе, на адаптации к изменениям в окружении;

     - в ОМ — на проблемах, возникающих внутри предприятия, связанных с более эффективным использованием ресурсов:

     - СМ ориентирован на долгосрочную перспективу, а ОМ — на кратко- и среднесрочную;

     - основными факторами построения системы управления для СМ являются люди, система информационного обеспечения и рынок, для ОМ — организационные структуры, техника и технология;

     - при управлении персоналом СМ рассматривает работников как основу организации, источник благополучия, ОМ — как ресурсы организации, исполнителей работ;

     - эффективность в СМ выражается в том, насколько своевременно и точно организации в состоянии реагировать на новые запросы со стороны рынка и изменятся в зависимости от изменения окружения, в ОМ — в максимизации прибыли, рациональном использовании производственного потенциала.

     Стратегический  менеджмент обычно рассматривается  как совокупность пяти взаимосвязанных  процессов: анализ среды (внешней и  внутренней), определение миссии и  целей, анализ и выбор стратегии, реализация стратегии, оценка и контроль выполнения стратегии.

     В чем разница между стратегическим планированием и стратегическим менеджментом?

     Стратегическое  планирование сфокусировано на принятии оптимальных стратегических решений, в то время как стратегический менеджмент связан с достижением стратегических результатов: новых рынков, новых товаров и (или) новых технологий. Перефразируя Питера Друкера, стратегическое планирование — управление планами, а стратегический менеджмент — управление результатами. Стратегическое планирование — аналитический процесс, а стратегический менеджмент — организационный.

     Стратегический  менеджмент состоит из:

    • формулирования стратегий;
    • развития деловых способностей компании;
    • управления внедрением стратегий и развитием способностей.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Сущность стратегического менеджмента

     Сущность  стратегического менеджмента заключается  в ответе на три важнейших вопроса:

     - В каком положении предприятие  находится в настоящее время?

     - В каком положении оно хотело  бы находиться через три, пять, десять лет?

     - Каким способом достигнуть желаемого  положения?

     Для ответа на первый вопрос менеджеры  должны хорошо понимать текущую ситуацию, в которой находится предприятие, прежде чем решать, куда двигаться  дальше. А для этого необходима информационная основа, обеспечивающая процесс принятия стратегических решений соответствующими данными для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций. Второй вопрос отражает такую важную особенность стратегического менеджмента, как его ориентация на будущее. Для ответа на него необходимо четко определить, к чему стремиться, какие цели ставить. Третий вопрос стратегического менеджмента связан с реализацией выбранной стратегии, в ходе которой может происходить корректировка двух предыдущих этапов. Важнейшими составляющими или ограничениями данного этапа являются имеющиеся или доступные ресурсы, система управления, организационная структура и персонал, который будет реализовывать выбранную стратегию.

     По  своему предметному содержанию стратегический менеджмент обращается лишь к основным, базисным процессам на предприятии и за его пределами, уделяя внимание не столько наличным ресурсам и процессам, сколько возможностям наращивания стратегического потенциала предприятия. В основе стратегического менеджмента лежат стратегические решения.

     Стратегические  решения - это управленческие решения, которые:

     1) ориентированы на будущее и  закладывают основу для принятия  оперативных управленческих решений;

     2) сопряжены со значительной неопределенностью,  поскольку учиты-вают неконтролируемые внешние факторы, воздействующие на предприятие;

     3) связаны с вовлечением значительных  ресурсов и могут иметь чрез-вычайно  серьезные, долгосрочные последствия  для предприятия.

     К числу стратегических решений можно  отнести:

     - реконструкцию предприятия;

     - внедрение новшеств (новая продукция,  новые технологии);

     - организационные изменения (изменения организационно-правовой формы предприятия, структуры производства и управления, новые формы организации и оплаты труда, взаимодействия с поставщиками и потребителями);

     - выход на новые рынки сбыта;

     - приобретение, слияние предприятий и т. д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3 Содержание стратегического менеджмента

     Стратегический  менеджмент распространяется на долгосрочные цели и действия компании. Можно сказать, что формулировка стратегии (образа действий) и ее четкий инструментарий являются ядром управления и наиболее верным признаком хорошего менеджмента компании.

     Содержанием стратегического менеджмента являются:

     - определение назначения и главных  целей бизнеса фирмы;

     - анализ внешней среды фирмы;

     - анализ ее внутренней обстановки;

     - выбор и разработка стратегии на уровне стратегической зоны хозяйствования (СЗХ) фирмы;

     - анализ портфеля диверсифицированной  фирмы;

     - проектирование ее организационной  структуры;

     - выбор степени интеграции и  систем управления;

     - управление комплексом "стратегия  - структура - контроль";

     - определение нормативов поведения  и политик фирмы в отдельных  сферах ее деятельности;

     - обеспечение обратной связи результатов  и стратегии компании;

     - совершенствование стратегии; структуры  управления.

     Взаимосвязь этих компонентов отражена на рисунке 1

     

     Рисунок 1 - Содержание стратегического менеджмента

     Стратегический  менеджмент начинается с определения  миссии (назначе-ния) и главных целей  фирмы. Это устанавливает контекст, в пределах которого должна формироваться стратегия и определяться критерии ее пригодности. Миссия (назначение) устанавливает, зачем фирма существует и что она должна делать. Целью внешнего анализа является идентификация стратегических благоприятных возможностей и угроз. Внешнее окружение фирмы рассматривается на двух уровнях: отраслевое и более широкое макроокружение.

     Целью внутреннего анализа является идентификация  сильных и слабых сторон в деятельности фирмы. Это включает идентификацию количественных и качественных характеристик ресурсов организации в сферах производства, маркетинга, управления материалами, НИОКР, информационного обеспечения, финансов и т.д.

     Стратегический  выбор включает генерацию ряда стратегических альтернатив, соответствующих миссии и задачам фирмы, ее внутренним сильным и слабым сторонам, внешним благоприятным возможностям и альтернативам. Основой этого процесса обычно является SWOT-анализ. Для диверсифицированной фирмы проблемой является выбор оптимального набора СЗХ (создание оптимального портфеля СЗХ), для чего используются специальные процедуры (так называемая "матричная техника"). Оптимизация портфеля СЗХ связана с использованием стратегий входа на рынок и ухода из него.

     Для реализации избранной стратегии  фирма должна использовать подходящую организационную структуру и соответствующую систему организационного контроля.

     Практически стратегия разрабатывается на четырех  уровнях управления фирмой (таблица 1).  
 
 
 
 
 

     Таблица 1 - Основные уровни разработки стратегии фирмы

Информация о работе Содержание и структура стратегического менеджмента