Содержание
Введение……………………………………………………………………….….3
1.Содержание и задачи кадровой политики………………………………….…5
2.Взаимосвязь кадровой политики и стратегии
развития предприятия………9
3.Типы кадровой политики………………………………………………..……15
Заключение………………………………………………………………………21
Список используемой
литературы……………………………………………..23
Введение
Реализация целей и
задач управления персоналом осуществляется
через кадровую политику. Кадровая
политика – главное направление
в работе с кадрами, набор основополагающих
принципов, которые реализуются кадровой службой
предприятия. В этом отношении кадровая
политика представляет собой стратегическую
линию поведения в работе с персоналом.
Проблемы кадровой политики
рассматривали еще представители
классической (научной и административной) школы менеджмента. Так, принципы научного
менеджмента Ф. У. Тейлора включали такие
элементы кадровой политики, как1:
- развитие каждого отдельного рабочего до максимальной доступной ему производительности и максимального благосостояния;
- подбор, обучение и расстановка рабочих на те рабочие места и задания, где они могут дать наибольшую пользу и т. п.
Административная концепция
А. Файоля рассматривала кадровую политику
как один из ключевых элементов функции
распорядительства, к принципам
которой относилось "постоянство состава персонала"2.
В условиях административно-командной
системы ей в значительной мере была
присуща политическая (идеологическая)
окраска, что отражалось в самом
ее содержании и определении: "Кадровая
политика – это генеральное направление
в кадровой работе, определяемое совокупностью
наиболее важных, принципиальных положений,
выраженных в решениях партии и правительства
на длительную перспективу или отдельный
период"3.
Переход к рыночной экономике
существенно меняет основополагающие
принципы и содержание кадровой политики. В настоящее
время это сознательная, целенаправленная
деятельность по созданию трудового коллектива,
который наилучшим образом способствовал
бы совмещению целей и приоритетов предприятия
и его работников.
Происходящие изменения, связанные с необратимостью экономических
реформ и движением к здоровой конкуренции,
заставляют организации России уделять
значительное внимание долгосрочным аспектам
кадровой политики, базирующейся на научно
обоснованном планировании.
Целью данной работы является изучение кадровой
политики .
Задачами данной работы является рассмотрение
таких вопросов как:
1. Содержание и задачи кадровой политики.
2. Взаимосвязь кадровой политики и стратегии
развития предприятия.
3. Типы кадровой политики
1. Содержание и задачи
кадровой политики.
Целевая задача кадровой
политики может быть решена по-разному,
и выбор альтернативных вариантов
достаточно широк:
- увольнять работников или сохранять; если сохранять, то каким путем лучше: а) переводить на сокращенные формы занятости; б) использовать на несвойственных работах, на других объектах; в) направлять на длительную переподготовку и т. п.;
- подготавливать работников самим или искать тех, кто уже имеет необходимую подготовку;
- набирать со стороны или переучивать работников, подлежащих высвобождению с предприятия;
- набирать дополнительно рабочих или обойтись имеющейся численностью при условии более рационального ее использования;
- вкладывать деньги в подготовку "дешевых", но узкоспециализированных рабочих или "дорогих", но маневренных и т. п.
Поскольку формирование
кадров предприятия связано не с
первоначальным решением, а с альтернативностью
возможных путей, с выбором наиболее
эффективного из них, то правомерна постановка
вопроса и о выборе стратегии
трудообеспечения с учетом всех факторов
и обстоятельств, характерных для настоящего
и будущего.
При выборе кадровой политики
учитываются факторы, свойственные
внешней и внутренней среде предприятия,
такие как4:
- требования производства, стратегия развития предприятия;
- финансовые возможности предприятия, определяемый ими допустимый уровень издержек на управление персоналом;
- количественные и качественные характеристики имеющегося персонала и направленность их изменения в перспективе и др.;
- ситуация на рынке труда (количественные и качественные характеристики предложения труда по профессиям предприятия, условия предложения);
- спрос на рабочую силу со стороны конкурентов, складывающийся уровень заработной платы;
- влиятельность профсоюзов, жесткость в отстаивании интересов работников;
- требования трудового законодательства, принятая культура работы с наемным персоналом и др.
Общие требования к кадровой
политике в современных условиях
сводятся к следующему:
- Кадровая политика должна быть тесно увязана со стратегией развития (или выживания) предприятия. В этом отношении она представляет собой кадровое обеспечение реализации этой стратегии.
- Кадровая политика должна быть достаточно гибкой. Это значит, что она должна быть, с одной стороны, стабильной, поскольку именно со стабильностью связаны определенные ожидания работника, с другой – динамичной, т. е. корректироваться в соответствии с изменением тактики предприятия, производственной и экономической ситуации. Стабильными должны быть те стороны, которые ориентированы на учет интересов персонала и имеют отношение к организационной культуре предприятия (фирмы). Последняя включает ценности и убеждения, разделяемые работниками и предопределяющие нормы их поведения, характер жизнедеятельности предприятия.
- Поскольку формирование квалифицированной рабочей силы связано с определенными издержками для предприятия, кадровая политика должна быть экономически обоснованной, т. е. исходить из его реальных финансовых возможностей.
- Кадровая политика должна обеспечить индивидуальный подход к своим работникам.
Таким образом, кадровая
политика в новых условиях направлена
на формирование такой системы работы
с кадрами, которая ориентировалась
бы на получение не только экономического,
но и социального эффекта при
условии соблюдения действующего законодательства, нормативных актов и правительственных
решений.
Последние, как отражение
государственной политики в отношении
воспроизводства рабочей силы, влияют
на кадровую политику через требования
к обеспечению надлежащей социальной
защиты работника.
В реализации кадровой политики возможны альтернативы:
она может быть быстрой, решительной (в
чем-то на первых порах, возможно, и не
очень гуманной по отношению к работникам),
основанной на формальном подходе, приоритете
производственных интересов, либо, наоборот,
основанной на учете того, как ее реализация
скажется на трудовом коллективе, к каким
социальным издержкам для него это может
привести.
Кадровая политика реализуется
через кадровую работу, поэтому выбор
кадровой политики связан не только с
определением основной цели, но и с выбором средств, методов,
приоритетов и т. д.
Кадровая работа базируется
на системе правил, традиций, процедур,
комплексе мероприятий, связанных
непосредственно с осуществлением
подбора кадров, необходимой их подготовки,
расстановки, использования, переподготовки, мотивации,
продвижения и т. д.
Поэтому содержание кадровой
политики не ограничивается наймом на
работу (выбор источников пополнения
кадров, требования к исполнителям
и т. п.), а касается принципиальных
позиция предприятия в отношении подготовки, развития персонала,
обеспечения взаимодействия работника
и организации. В то время как кадровая
политика связана с выбором целевых задач,
рассчитанных на дальнюю перспективу,
текущая кадровая работа ориентирована
на оперативное решение кадровых вопросов.
Между ними должна быть, естественно, взаимосвязь,
которая бывает обычно между стратегией
и тактикой достижения поставленной цели.
Кадровая политика носит
и общий характер, когда касается
кадров предприятия в целом, и
частный, избирательный когда ориентируется на решение специфических
задач (в пределах отдельных структурных
подразделений, функциональных или профессиональных
групп работников, категорий персонала).
Кадровая политика формирует:
- требования к рабочей силе на стадии ее найма (к образованию, полу, возрасту, стажу, уровню специальной подготовки и т. п.);
- отношение к "капиталовложениям в рабочую силу, к целенаправленному воздействию на развитие тех или иных сторон занятой рабочей силы;
- отношение к стабилизации коллектива (всего или определенной его части);
- отношение к характеру подготовки новых рабочих на предприятии, ее глубине и широте, а также переподготовке кадров;
- отношение к внутриорганизационному движению кадров и т. д.
2. Взаимосвязь кадровой
политики и стратегии развития
предприятия.
Определяющим в выборе
кадровой политики является стратегия
(концепция) развития предприятия (фирмы)
как производственно-хозяйственной
системы. Более того, удачно выбранная
и реализованная кадровая политика
способствует претворению в жизнь
и самой стратегии. Составными частями такой
стратегии являются:
- производственная деятельность предприятия – реорганизация производства в увязке со спросом на его продукцию;
- финансово-экономическая – возможное привлечение денежных ресурсов в производство, а следовательно, и в развитие рабочей силы;
- социальная, связанная с удовлетворением потребностей персонала предприятия.
Каждая из них имеет
самое непосредственное влияние
на кадровую политику, так как определяет,
какие кадры нужны предприятию,
финансовые возможности для их набора и интересы работников,
которые должны учитываться.
Организационные формы построения
и развития производственной деятельности
предприятия многообразны. Существует
три базовых стратегических направления5:
- производство продукции с возможно более низкими издержками. Это направление приемлемо при производстве товаров массового спроса. Хотя оно и связано с инвестициями в новое оборудование, технологию, но предполагает достижение максимального эффекта от экономии на затратах, в том числе и на оплате труда, инвестициях в развитие рабочей силы;
- диверсификация: ориентация на разнообразный потребительский спрос и выпуск товаров со специфическим дизайном, уникальными качественными характеристиками. Более высокие цены на такую продукцию могут компенсировать затраты на привлечение квалифицированных кадров или на их переподготовку;
- ориентация на определенные рыночные ниши: сбыт в разных географических зонах, выпуск продукции для конкретных групп покупателей. Выбор этого варианта практически ничего не меняет в кадровом обеспечении производства.
Наиболее ярко взаимосвязь
развития предприятия и кадровой
политики выявляется при классификации
стратегий, учитывающей ситуационные
факторы. Согласно данному подходу,
различают несколько ситуационных
стратегий, связанных с определенными стадиями развития
предприятия (фирмы):
- Организация нового бизнеса: приобретение ресурсов, необходимых для перехода от идеи к прибыльному производству, подготовка к ожесточенной конкуренции в условиях рынка. Формирование кадров в этом случае должно ответить на следующие принципиальные вопросы: какие кадры нужны, кого набирать, где готовить, нужна ли специальная подготовка, ее объемы применительно к специфике производства. Во многом влияет и сама ситуация: новый бизнес на "пустом" месте или на базе функционирующего (функционировавшего ранее) предприятия.
- Концентрация на одном направлении предпринимательской деятельности. Здесь в основе лежит исключительная компетентность фирмы в какой-либо одной области, в производстве одного или нескольких продуктов по сравнению с конкурентами. Постоянное превосходство в компетентности позволяет длительное время сохранять лидерство в меняющихся условиях рынка. Применительно к кадровой политике эта ситуация может проявиться по-разному. Во-первых, возможно расширение производства одной продукции за счет прекращения других. В этом случае кадры либо увольняются, либо переподготавливаются в соответствии с целью производства. Во-вторых, с изменением запросов потребителей необходимо быстро ввести в действие имеющиеся резервные мощности, что требует высокоманевренной рабочей силы.
- Вертикальная интеграция, когда предстоит определить, что более выгодно – закупать компоненты или производить их самостоятельно. Известно, что чем выше степень вертикальной интеграции, тем выше уровень концентрации и устойчивее производство, хотя требования к управлению повышаются. Кадровая политика в данном случае решает задачи по формированию кадров как по численности, так и по профессиональной структуре в связи с освоением (включением) новых производств. Кроме того, из-за возможной территориальной разобщенности производств (предприятий, подразделений в рамках объединения и т. п.) необходимо учитывать ситуацию на территориальных рынках труда, поскольку возможности перераспределения рабочей силы из одного производства (подразделения) в другое, находящееся в другом регионе, ограничены.
- Диверсификация – вторжение действующих предприятия в новые области производственной деятельности (относительно сложившейся специализации) с целью повышения экономической устойчивости предприятия. Диверсификация возможна в области, связанные с основной деятельностью компании, и в совершенно самостоятельные сферы бизнеса. При расширении компании за счет предприятий, не связанных прямо с ее основным профилем, корпоративное управление будет осуществляться не на уровне конкретных планов производственной деятельности, а на уровне общих финансовых показателей. Диверсификация – это альтернатива специализации, длительное время считавшейся эффективным направлением в развитии производства. При диверсификации в близкие к основной сферы деятельности изменяется производственная и организационная структура предприятия.
- Стратегия переноса капитала. Она состоит в ужесточении контроля за затратами и их всемерном сокращении, изъятии ресурсов из убыточных сфер и перемещении их в прибыльные сферы деятельности, в замене руководства (и даже рядовых сотрудников). Применительно к кадровой политике реализация данной стратегии может повлечь за собой и экономию средств на привлечение и содержание рабочей силы, высвобождение работников из убыточных производств, и, наоборот, увеличение численности рабочей силы в прибыльных сферах деятельности. В связи с тем, что данная стратегия реализуется в достаточно короткие сроки, кадровые вопросы также должны решаться в оперативном порядке.
- Изъятие капиталов и прекращение деятельности. В случае неудачи какого-либо из направлений деятельности применяются: переориентация на новые сегменты рынка, где большая вероятность успеха, сокращение масштабного бизнеса и вовлечение в дело всех резервов, прекращение деятельности – ликвидация предприятия или продажа его. Применительно к кадровой политике это наиболее жесткий вариант, так как связан с увольнением работников, большим экономическим ущербом, с необходимостью выплаты различного рода пособий в рамках социальной защиты.