Составляющая орг. структуры в управлении СКСиТ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 18:13, контрольная работа

Описание

Общая характеристика организационных структур управления туризмом
Туристская деятельность — это организованная деятельность по предоставлению туристских услуг. Рынок туризма характеризуется большим числом субъектов, участвующих в процессе производства и продвижения туристской услуги. При всем разнообразии субъектов рынка (туристские предприятия, объединения, турагенты, туроператоры и т.п.) между ними устанавливаются логические взаимоотношения уровней управления и функциональных служб, которые с помощью менеджмента строятся так, чтобы достичь стратегических целей туристской отрасли. Организационная структура управления туризмом позволяет упорядочить совокупность взаимосвязанных элементов внутри любой туристской организации, туристского рынка.
Управление туристской структурой представляет собой распределение задач между структурными подразделениями и работниками, в том числе наделение их полномочиями на осуществление того или иного направления туристской деятельности или деятельности по обеспечению функционирования организации.
Организационная структура управления в сфере туризма, также как в любой другой организации, включает звенья (отделы), уровни (ступени) управления и связи между ними — горизонтальные и вертикальные.
Звенья управления в туристской организации определяются ее масштабами. В небольших туристских организациях с малочисленным штатом управленческие звенья представлены отдельными специалистами. Крупные туристские организации разделяются на структурные подразделения, ориентированные на выполнение соответствующих функций управления. Связи между структурными подразделениями носят горизонтальный характер.

Содержание

Содержание

Общая характеристика организационных структур управления туризмом…………………………………………………………………………..3
Разделение труда в туристской организации…………………………..9
Формальная и неформальная структуры организации……………….12
Список литературы………………………………………………………17

Работа состоит из  1 файл

корп.docx

— 48.12 Кб (Скачать документ)

Вертикальное разделение труда связано с необходимостью деления процесса разработки и реализации управленческого решения на составляющие. Специалисты разных уровней управления берут на себя выполнение определенных обязанностей в соответствии с поставленной целью. Менеджеры высшего уровня занимаются разработкой управленческого  решения, а менеджеры среднего и  низшего уровней выполняют соответственно координацию и реализацию решения. Можно сказать, что данное разделение труда характеризует связи подчинения и иерархичность управления.

В современном менеджменте  выделяют следующие направления  вертикального разделения труда, характерные  и для менеджмента в туризме:- общее руководство — выработка  и воплощение главных, перспективных  направлений деятельности организации, например разработка стратегического  плана развития туристской организации  на период 5—7 лет;- технологическое  руководство — разработка и внедрение  прогрессивных технологий и рационализация производственных процессов с использованием современных методов управления, совершенствование информационных технологий в туризме. В сфере менеджмента в туризме технологическое руководство занимается применением интернет-ресурсов, маркетинговых стратегий и методов продвижения услуги, совершенствования производственных механизмов гостиничного бизнеса;- экономическое руководство — стратегическое и тактическое планирование, анализ экономической деятельности, внедрение хозрасчета и обеспечение рентабельной работы организации;

- оперативное управление  — составление и доведение  до подразделений и отдельных  исполнителей оперативных планов, расстановка исполнителей по  рабочим местам, их инструктирование, организация систематического контроля за ходом предоставления туристской услуги;

- управление персоналом  — подбор, отбор, расстановка  и развитие трудовых ресурсов  организации.

 

Формальная и  неформальная структуры организации

 

Отношения в любом коллективе носят не только формальный, но и  неформальный характер, в соответствии с чем складываются формальная и неформальная структуры организационных отношений.

Формальные (официальные) отношения  в организации составляют основу руководства и регламентируются соответствующими инструкциями, приказами, распоряжениями. Отношения и связи  между работниками организации  описываются в должностных инструкциях. Неформальные отношения никем и  нигде не регламентируются, но зачастую оказывают существенное влияние  на эффективность функционирования организации.

В менеджменте туризма  одинаково важно изучать оба  аспекта организационных отношений, так как вся туристская деятельность сосредоточена на взаимодействии персонала  организации с потребителем услуги и проблемы в формальной, а особенно в неформальной структуре отношений  отражаются на эффективности работы туристских менеджеров. Формальный коллектив  — это группа людей, объединившаяся по воле руководителя для достижения целей организации. Члены коллектива занимаются аккумулированием организационных  ресурсов для решения поставленных перед ними задач. Отношения между  ними регулируются нормативными документами — законами, постановлениями, приказами, распоряжениями и др.

Неформальная группа —  это группа людей, добровольно объединившихся для достижения определенных целей  в соответствии со своими проблемами и интересами. Основу отношений между  членами такой группы составляют личные симпатии, а функции и роли между ними распределяются без какой-либо официальной документации. Иногда в  основе создания коммерческой организации  лежат дружеские отношения и  интересы, которые впоследствии трансформируются в бизнес-отношения и оказывают существенное влияние на формирование организационной структуры управления. Практика показывает, что в современной России руководитель организации чаще всего подбирает помощников и заместителей из своего дружеского окружения. С одной стороны, это позволяет повысить эффективность управления и снизить риск проникновения в бизнес «чужих людей», но с другой стороны, дружеские отношения зачастую мешают развитию бизнеса, так как руководитель, пренебрегая уровнем профессионализма коллег, при подборе персонала отдает приоритет личным отношениям, не проводит объективную оценку профессиональной пригодности кандидата, что в дальнейшем проявляется в качестве его работы.

Доминирование неформальных групп над формальными чревато  нарушением исполнительской дисциплины, коммуникационного процесса и властными  злоупотреблениями. Мощная неформальная группа может приостановить или  заблокировать процесс реализации управленческого решения посредством  бездействия, шантажа, передачи ложной информации, несанкционированного установления производственных норм и т.п.

Неформальные группы могут  оказывать и благотворное влияние  на деятельность организации путем  коллективного творчества, объединения  усилий на решении организационной  задачи, инициативности и т.п. Таким  образом, умелое управление неформальными  группами может продвинуть вперед организацию или затормозить ее развитие. Поэтому задачами менеджера являются направление их потенциала в нужное русло и минимизация их отрицательного влияния.

Неформальную группу можно  выявить по признакам, ее характеризующим:- социальный контроль над своими членами  — осуществляется в любой неформальной группе. Неписаные нормы и правила, устанавливаемые членами коллектива, должны быть предметом постоянного  мониторинга менеджмента организации;

- сопротивление переменам  — отторжение инноваций в организации,  которое исходит, как правило,  от неформальных групп, поскольку  нововведения воспринимаются как  угроза для существования группы  или угроза изменения ее структуры;

- неформальный лидер —  индивид, авторитет которого группа  признает и подчиняется его  неформальным указаниям. Лидер  помогает группе в достижении  ее целей и поддерживает, укрепляет  ее существование. Иногда сфера  влияния неформального лидера  выходит за административные  рамки формальной структуры, что  ставит под угрозу авторитет  формального лидера — руководителя  организации.

Основой организации любой  неформальной группы является взаимодействие, которое, согласно законам человеческой психики, порождает чувства, а из чувств рождается консенсус. Мотивация  участников группы может быть самой  разнообразной:

- общение — обмен информацией  с коллегами, обсуждение организационных,  личных и других проблем;

- взаимопомощь — оказание  поддержки работникам не только  по профессиональным вопросам, но  и по личным;

- защита — объединение  как средство противостояния  давлению формальной структуры;

- чувство принадлежности  — потребность в социальных  контактах, которая зачастую не  реализуется в профессиональной  жизни работников;- интересы, симпатия — обнаружение в коллеге родственных интересов, привычек, подпадание под его харизматическое влияние. В сфере туризма мотивацией для объединения в неформальные группы может быть:- профессиональный статус участников, когда турагенты объединяются с турагентами, туроператоры — с туроператорами, администраторы гостиниц — с администраторами и т.п. Иногда туроператоры и агенты объединяются в неформальные группы с целью повысить эффективность работы с определенными клиентами, например спортсменами, любителями экзотики и приключений. В основе их взаимоотношений лежит потребность обмена опытом и повышения профессионального уровня;- локализация по месту работы, когда менеджеры офисов образуют неформальную группу в границах здания, в котором они контактируют, горничные взаимодействуют в пределах гостиницы, которую обслуживают, и т.п.

Менеджер, имеющий в подчинении формальную группу, должен согласиться  с тем фактом, что в этой группе уже существует неформальная группа. Для того чтобы она не мешала, а способствовала выполнению поставленных задач, необходимо:

- выявить лидера и установить  с ним взаимоотношения, заинтересовать  его работой;

- согласовать цели и  мотивы членов неформальной группы  с целями формальной организации;

- постоянно осуществлять  мониторинг отношений в неформальной  группе и не пытаться ее  разрушить.

Чтобы управлять неформальной группой и направить ее потенциал  в полезное для организации русло, рекомендуется использовать следующие  способы:- провести собрание членов коллектива с целью информирования и разъяснения  целей и задач организации  и определения роли каждого работника  в их достижении;

- привлечь неформального  лидера к участию в решении  организационных проблем и задач;

- создать инициативные  группы, способные аккумулировать  и реализовывать предложения  членов трудового коллектива  по совершенствованию деятельности  организации;

- проводить спортивные  и культурно-массовые мероприятия,  укрепляющие неформальные отношения  в организации и формирующие  корпоративную культуру.

 

 

Список литературы

 

  1. Аванесова Г.А. Сервисная деятельность: Историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент. М. 2010.
  2. Жукова М.А. Менеджмент в туристском бизнесе. М. 2009.
  3. Завьялова М.П. Методы научного исследования. М. 2007.
  4. Чудновский А.Д. Туризм и гостиничное хозяйство. М. 2007.
  5. Шнякина Ю.Р. Материалы по дисциплине «менеджмент в скс и туризме». М. 2008.

 

 

 

 


Информация о работе Составляющая орг. структуры в управлении СКСиТ