Совершенная и несовершенная конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 20:25, доклад

Описание

Конкуренция - ключевая категория рыночных отношений. Она выступает в различных формах и осуществляется разными способами и может быть внутриотраслевой (между аналогичными товарами) и межотраслевой (между товарами различных отраслей), ценовой и неценовой. Ценовая предполагает продажу товаров и услуг по ценам, которые ниже, чем у конкурента. Снижение цены возможно либо за счет снижения издержек, либо за счет уменьшения прибыли, что могут позволить себе лишь крупные фирмы. Неценовая конкуренция основана на продаже товаров более высокого качества и надежности, достигаемых благодаря техническому превосходству.

Содержание

1. Сущность конкуренции, ее виды
2. Механизм функционирования совершенной конкуренции
3. Механизм функционирования несовершенной конкуренции: чистой монополии, олигополии, монополистической конкуренции
Сущность монополистических образований
Основные формы монополистических объединений
1. Сущность конкуренции, ее виды

Работа состоит из  1 файл

Совершенная и несовершенная конкуренция.docx

— 28.15 Кб (Скачать документ)

     Способность удерживать цены в краткосрочном  периоде заложена в самой структуре  фирм-олигополистов: планируя производство, они заранее подготавливают его  к возможным падениям или увеличениям  спроса.

Чистая  монополия существует на рынке в  том случае, если на нем действует  только один продавец, у которого нет  конкурентов. Ее особенность в том, что продавец может изменить цену в очень широких пределах, а  максимально высокая цена ограничивается только платежеспособным спросом. Если на рынке существует только один покупатель, то имеет место монопсония.

      Роль  монополии в экономике двойственна. Положительная сторона в том, что продукция монополистических  компаний отличается, как правило, высоким  качеством, а крупные масштабы производства позволяют снижать издержки и  экономить ресурсы. Отрицательный  эффект состоит в том, что монополия, господствуя на рынке и имея большие  прибыли благодаря монопольно высокой  цене, ограничивает выпуск продукции. Кроме того, в условиях, когда  нет конкуренции, монополия теряет стимул для повышения эффективности  за счет технического прогресса. Учитывая это, государство старается противостоять  монополизму, поощряя конкуренцию. Важнейшим средством для этого  служит антимонопольное законодательство, т.е. пакет законов, который является средством поддержания государством равновесия между конкуренцией и  монополией.

Сущность  монополистических  образований

      Монополистические образования - это отдельные крупные  предприятия, объединения предприятий, хозяйственные товарищества, которые  производят значительное количество продукции  определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможности влиять на процесс ценообразования, добиваясь  выгодных цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.

      Главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность  самостоятельно или вместе с другими  предпринимателями ограничивать конкуренцию  на рынке определенного товара.

      Монопольное положение позволяет предприятию  избежать целый ряд проблем и  рисков, связанных с конкуренцией, занять привилегированную позицию  на рынке, концентрируя в своих руках  определенную хозяйственную власть, они имеют возможность с позиций  силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия.

     Характерные черты монополии:

    1.       Отрасль состоит из одной фирмы, которая является единственным производителем данного продукта или поставщиком услуги.

    2.       Из первого признака вытекает, что покупатель должен приобретать продукт у монополиста или обходиться без него.

    3.       В условиях монополизированного производства производитель диктует цену и имеет возможность манипулировать количеством предложенного продукта.

    4.       Существование монополии предполагает наличие барьеров для появления в отрасли аналогичных производств, создаваемых другими производителями. Эти барьеры могут быть экономическими, техническими или юридическими.

     Есть  несколько причин существования  монополии, самая простая из которых  приводит к появлению «естественной монополии». Если производство любого объема продукции одной фирмы обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, отрасль является естественной монополией. Основой монополизации является экономия от масштаба – чем больше произведено продукции, тем меньше ее стоимость. Вторая причина связана с тем, что единственная фирма обладает контролем над некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете. Например, алмазная монополия «Де Бирс» опирается на контроль над сырьем; фирма «Ксерокс» контролировала процесс изготовления копий, называемый ксерографией, потому что она обладала знаниями в области технологий, в ряде случаев защищенных патентами. Третья причина основана на государственном ограничении. Монополии существуют, т.к. они покупают или им предоставляется исключительное право на продажу некоего блага, а государство может оставить за собой это право, например, продавать табак или алкоголь.

2. Основные формы монополистических объединений

      Существуют  разные виды монополий, которые можно  классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.

      Естественная  монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется  одной или несколькими фирмами. В ее основе особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или  нежелательна. Примером могут служить  энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

      Административная  монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного  права на выполнение определенного  рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры  для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются  разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия  одной отрасли. Они выступают  на рынке как один хозяйственный  субъект и между ними не существует конкуренции.

      Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые  сумели завоевать монопольное положение  на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его  масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении  или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при  помощи обеих, предприятие достигает  таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

      В настоящее время выделяется три  типа монополий:

1) монополия отдельного предприятия;

2) монополия как соглашение;

3) монополия, основывающаяся на дифференциации продукта.

      Достичь монопольного положения первым путем  нелегко, о чем свидетельствует  сам факт исключительности этих образований. Кроме этого, этот путь к монополии  можно считать «легитимным», поскольку он предусматривает постоянное повышение эффективности деятельности, достижения преимущества над конкурентами.

      Более доступным и распространенным является путь соглашения нескольких крупных  фирм. Он дает возможность быстро создать  ситуацию, когда продавцы (производители) выступают на рынке единым целым, когда сводится на нет конкурентная борьба, прежде всего ценовая, покупатель оказывается в безальтернативных  условиях.

      В зависимости от того, насколько монополизированы все сферы общественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и потребление, различаются  пять основных форм монополистических  объединений. На основе монополизации сферы обращения возникли простейшие монополистические объединения - картели и синдикаты.

      Картель – это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность  на средства производства и произведенный  продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле (квоте) каждого в общем  объеме производства, ценах, рынках сбыта.

      Синдикат  – это объединение ряда предприятий  одной отрасли промышленности, участники  которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность  на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У  синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.

      Более сложные формы монополистических  объединений возникают тогда, когда  процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного  производства. На этой основе появляется трест – объединение ряда предприятий  одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность  на средства производства и произведенный  продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, то есть объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право  принимать участие в управлении и присваивать соответствующую  часть прибыли треста.

      Еще более высокой формой является концерн. Многоотраслевой концерн это  объединение десятков и даже сотен  предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность  на средства производства и произведенный  продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения  финансовый контроль.

      В 1960-х гг. начали развиваться конгломераты, т.е. монополистические объединения, образованные путем поглощения прибылей разноотраслевых предприятий, не имеющих  технического и производственного  единства.

      Особый  вид монополии – международные  монополии. Экономической основой  возникновения и развития международных  монополий является высокая степень  обобществления капиталистического производства и интернационализация хозяйственной  жизни. Существуют две разновидности  международных монополий:

    Транснациональные монополии, которые национальны  по капиталу и контролю, но международны по сфере своей деятельности. Например американский концерн «Стандарт ойл оф Нью-Джерси», имеющий предприятия более чем в 40 странах, швейцарский пищевой концерн «Нестле», подавляющая часть производительных мощностей и сбытовых организаций которого размещена в других странах.

    Собственно  международные монополии (международные  тресты и концерны), особенность  которых в международном рассредоточении  акционерного капитала и многонациональном  составе ядра треста или концерна; примером здесь является англо-голландский  химико-пищевой концерн «Юнилевер». Число таких образований относительно невелико, поскольку объединение капитала разной национальной принадлежности сопряжено с большими сложностями: различие в законодательстве стран, двойное налогообложение, противодействие какого-либо правительства и т.д. Основные формы таких объединений: учреждение монополиями разных стран совместной компании в форме самостоятельно существующего треста или концерна; приобретение одной монополией доли контрольного пакета акций иностранной монополии; непосредственное слияние активов фирм разных стран (слияние де-юре); объединение компаний различных национальностей посредством «квазислияний». Последнее осуществляется путем обмена акциями между фирмами, сохраняющими юридическую независимость, либо посредством взаимного назначения администраторов, либо через коллективное владение акциями совместный компаний. Слияние такого типа – наиболее распространенная форма образования международных трестов и концернов. Они помогают разнонациональным фирмам, объединяющим оперативную деятельность, не только избежав двойного налогообложения, но и сохранить формальную самостоятельность, корпоративную структуру, индивидуальные особенности производства и сбыта, собственные торговые знаки, прежнее место расположения штаб-квартир материнских компаний и принадлежность к национальному законодательству своей страны.  

Информация о работе Совершенная и несовершенная конкуренция