Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 09:03, курсовая работа
Целью настоящей работы является комплексное исследование организации системы управления запасами на предприятиях и разработка предложений по внедрению системы управления.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
- исследованы теоретические и методические вопросы организации системы управления материальными запасами;
- разработаны предложения по внедрению системы управления материальными запасами на предприятии.
Введение………………………………………………………………………
1 Теоретические основы регулирования материальными запасами …….
1.1 Экономическая сущность, классификация и оценка
материальных запасов………………………………………………………
1.2. Управление материальными запасами в розничных торговых предприятиях…………………………………………………………………
1.3. Внедрение современных средств автоматизации и анализа товарных запасов…………………………………………………………………………
2. Совершенствование управления запасами……………………………….
2.1 Управление материальными запасами…………………………………
2.2Оптимизация товарных запасов…………………………………………
2.3 Меры по повышению управляемости товарными запасами…………
2.4 Ликвидация слабооборачивающихся запасов………………………….
Заключение……………………………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………..
Для автоматизации процесса управления существует множество прикладных систем.
Обычные результаты внедрения впечатляют:
Технические характеристики
Программа написана
на языке C. В настоящее время она
поставляется как клиентская версия,
поскольку обработка
Необходимо помнить, что система управления запасами - не просто компьютерная программа. При внедрении, требуется поддержка руководства, обучение сотрудников и понимание персоналом принципов управления запасами.
2 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ
2.1 Управление материальными запасами
Цель данной работы не будет достигнута, если не показать работу всего процесса управления материальными ресурсами на конкретном примере. Для этого, я хотел бы проанализировать работу нескольких Российских предприятий:
- торговый дом “Силена ” (сначала занимался реализацией швейных машин, но постепенно перешел к их производству);
- концерн “Меркс“ (занимался продажей швейных машин из Италии и Польши, позже принято решение об основании производства);
- ОАО “Заря”;
- АО “Лагода”;
- “Мост” (специализируется на производстве);
- фирма “Гарлен” (выпускает швейные машины);
- ЗАО “Тексон”;
- кооператив “Тесляры” (изготавливает на заказ швейный машины с декором).
Материалы и поставщики.
Производящие швейные машины компании в 90 случаях из 100 используют иностранное сырье, поставками которого занимается большое количество импортеров. Проще всего “Мост” - предприятие само импортирует нужное для производства, т.е. сырье приобретается без торговой наценки. “Силена” получает все материалы для производства из-за рубежа. “Тесляры” используют немецкие и итальянские комплектующие. Они полагаются на своих постоянных поставщиков. Найти их было нетрудно, поскольку предложений, включающих поставку комплектующих прямо на предприятие заказчика, в избытке. Выбор поставщика делается исходя из качества предлагаемого им материала, т.к. разница цен у поставщиков невелика. Не влияет на размер издержек для заказчика и место, откуда поставляются комплектующие. Председатель кооператива “Тесляры” двумя правилами, которым нужно следовать, чтобы не “проколоться” с поставщиками. Первое - заранее обговаривать все параметры. Второе - оплату производить только после получения материала.
Руководство ЗАО “Тексон” считает, что для поисков поставщиков вполне достаточно прайс-листов. Как правило, стоит где-то появиться информации о твоей фирме, они первые тебя найдут. Главное правило во взаимоотношениях с незнакомыми партнерами - оплата по факту поставки.
Интересно, что традиционная для нашей страны проблема поиска надежных партнеров оказывается характерна и для транснационального рынка. У торгового дома “Силена” 90% поставщиков - постоянные партнеры. В процессе работы происходит отсев. И представление о том, что на Западе производство работает идеально, далеко не всегда верно. В Италии можно встретить ненадежных партнеров, которые месяцами не выполняют поставки. Разница между поставщиками в том, что у лучших всегда есть альтернатива.
В фирме “Гарлен” комплектующие получали непосредственно от производителя из Чехии, но потом поняли, что это можно производить и в России. Чешские партнеры отказались в ответ на ультиматум об отдаче на консигнацию не менее трех машин комплектующих и предприятие перешло на украинских производителей.
АО “Лагода” производил закупку исходных материалов в Украине, но, испытав немецкую, польскую, белорусскую и прибалтийскую плиты, руководство “Лагоды” подписало контракт на поставку такого материала из Латвии. Материалы покупаются в Литве, Македонии и других странах Европы. Все отечественные товары доставляются собственным автотранспортом.
На ОАО “Заря” основная масса сырья и материалов завозится из-за рубежа. Предприятие поддерживает контакты с рядом фирм-производителей из Италии, Германии, Испании. Выбирают того, кто предложит более высокое качество и самую низкую цену.
Складские помещения.
В АО “Лагода” склады рассчитаны на хранение трехдневного объема выпущенной продукции. Сырьевой склад располагает большой номенклатурой по применяемым материалам. По одной позиции имеются запасы на 2-3 дня, по другой - на неделю, по третьей - на месяц, а по некоторым заготовкам - на несколько месяцев, поскольку они требуют сушки.
Концерн “Меркс” использует для хранения материалов, доставляемых с ОАО «Заря», складские помещения, площадью 6000 кв. м. А для продукции, изготовленной под заказ на отгрузку, оборудован отдельный склад.
Как правило, такие предприятия обходятся минимумом складских помещений, чтобы избежать больших накладных расходов.
В конце нужно добавить, что никто из вышеприведенных предприятий на склад не работает, т.е. данные предприятия вполне конкурентоспособны.
Рассматриваемые предприятия по производству швейных машин имели разный подход к поставленной им задаче управления материальными ресурсами своего предприятия. Но в каждом случае результат был положительным, хотя и с переменным успехом. Путем исправления ошибок, они учатся управлять своим производством и получать достаточную прибыль.
В результате можно сделать вывод, что существуют разные взгляды на одну проблему и разные пути ее решения. Каждое предприятие руководствуется собственными соображениями и опытом в управлении своими материальными ресурсами.
2.2 Оптимизация товарных запасов
Рациональная величина товарных запасов обеспечивает выполнение и перевыполнение плана розничного товарооборота, удовлетворение спроса населения, сокращение части издержек. Основное звено в этом комплексе – нормирование запасов.
Чтобы выйти из сложившейся ситуации, предприятию необходимо проделать ряд мероприятий, которые позволили бы ему нормально функционировать.
Величина текущих запасов является не постоянной, но от неё зависит вся торговля в целом. Поэтому предприятию необходимо расширить ассортиментный перечень.
Время обращения товарных запасов, выражается в днях оборота и рассчитывается по формуле
OT = Z * Т : Q (2)
Oт - средний запас;
Т – количество дней в периоде;
Q – товарооборот.
Частота завоза продовольственных товаров значительно выше, чем непродовольственных. Некоторые продукты питания (хлеб, молоко) завозятся ежедневно.
Определение гарантийного запаса имеет особенности. Для продовольственных товаров он устанавливается в среднем 50 – 100% величины текущего запаса.
Сокращение времени обращения, ускоряет денежное обращение, а значит, создаёт условия для роста эффективности.
В нестабильных экономических условиях нужно обеспечить максимально возможную скорость оборачиваемости товарных запасов, чтобы отдел не нес инфляционных убытков.
Таким образом,
для обеспечения бесперебойного
снабжения покупателей и
1) систематически отслеживать динамику спроса
2) контролировать динамику реализации товаров
2.3 Меры по повышению управляемости товарными запасами
Непрерывность соблюдения условий хранения заключается в обязательности соблюдения на всех этапах товарной стадии установленных требований к климатическому и санитарно-гигиеническому режимам.
Защита от неблагоприятных
внешних воздействий
Рис. 1 Основополагающие принципы хранения.
Экономическая эффективность – способность сохранять товары с наименьшими потерями и рациональными затратами на хранение. [25, 75].
Для достижения
перечисленных принципов
Интересы сбыта и предприятия в целом в области управления товарными запасами не совпадают. Сбыт предпочитает иметь значительные товарные запасы по каждой товарной группе.
В практике ИП часто
применяется двухуровневое
- на основании плана по сбыту и остатков товаров на складах, с учетом возможностей поставщиков. Уменьшение запасов до нижнего предела служит основанием дополнительной закупки минимальной партии товара.
Этот метод работоспособен, но не всегда оптимален. Согласование планов закупки и сбыта реально происходит раз в месяц. Построение вертикальной иерархии и вынесение оперативных вопросов на высший уровень не оправдывает себя. Оптимизация товарных запасов - именно оперативный вопрос, который должен решаться ежедневно.
В некоторых случаях в ИП эффективное решение проблемы может быть получено подчинением закупки сбыту. При этом проводится переориентация материального стимулирования сбыта от валовой прибыли к прибыли чистой. Может применяться следующая формула расчета прибыли за период:
Пв = (Т2 + Д2 - К2) - (Т1 + Д1 - К1) + Вп - Р, (3)
где: Пв - валовая
прибыль до налогообложения,
Т2 - товарный запас в учетных ценах на
конец периода,
Д2 – дебиторская задолженность.
Другим, более простым, но менее эффективным способом удержания товарных запасов в определенных рамках является директивное задание его верхних и нижних границ в учетных ценах.
Оприходование товара проводится на основании сопроводительных документов, в которых указана цена товара и стоимость доставки. Если не брать в расчет случаи брака и пересортицы, остается одна существенная проблема с документацией: на практике довольно часто документы оформлены недостаточно полно, и стоимость, например, доставки, не указана в накладных; счет за доставку выставляется продавцом много позже.
Имея представление, что товар, пришедший на склад, но не готовый к продаже, является "мертвым" капиталом, легко подсчитать финансовые потери при существующей ситуации (или финансовые выгоды при ее изменении).
Можно привести целый ряд существенных требований к поставщику, которые могут быть более важны для предприятия, что определяется спецификой его деятельности. В числе таких требований находятся:
- надежность поставщика;
- возможность получения товарного кредита;
- ритмичность и оперативность поставок;
- уровень технологического консультирования;
- широта ассортимента;
- и т.д.
Внезапное прекращение поставок одним из поставщиков неспособно значительно ограничить возможности предприятия. Применение такого деления повышает надежность функционирования предприятия, но увеличивает затраты, т.к. снижается разовый объем закупаемых партий товара и, соответственно, оптовая скидка. Необходимо налаживать структуру управления товарными запасами, от этого будет зависеть финансовое благополучие предприятия.
Для того чтобы
иметь возможность систематичес
В дальнейшем будет использоваться ряд условных обозначений понятий, которые рассматриваются на данном этапе. Поэтому каждой категории далее по тексту присваивается соответствующее условное обозначение. Каждый из четырех названных этапов обозначен далее как время (t - количество дней), требующееся на выполнение каждого из них.
Рис. 2 Этапы управления товарными запасами.
Рассмотрим подробно содержание каждого этапа.
а) Процесс формирования заказа в ИП включает:
1) подбор оптимальных цен и условий поставки;
2) составление заказа;
3) размещение заказа.
б) Исполнение заказа в ИП включает:
- прием товара;
-подбор и упаковка;
-оформление расчетно-платежных документов;
-доставка заказа.
в) Обработка заказа в ИП включает:
-прием поступивших по заказу товаров;
-оприходование товара, в том числе:
1) внесение приходных
данных в программу учета
2) ценообразование
3) этикетирование товара;
4) размещение товара по местам хранения.
Информация о работе Совершенствование методов управления материальными запасами