Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2011 в 04:01, курсовая работа
Переход к рыночным отношениям в экономике и научно-технический прогресс чрезвычайно ускорили темпы внедрения во все сферы социально-экономической жизни российского общества последних достижений в области информатизации. Термин «информатизация» впервые появился при создании локальных многотерминальных информационно-вычислительных систем и сетей массового обслуживания.
Информатизация в области управления экономическими процессами предполагает, прежде всего, повышение производительности труда работников за счет снижения соотношения стоимость/производство, а также повышения квалификации и профессиональной грамотности занятых управленческой деятельностью специалистов. В развитых странах проходят одновременно две взаимно связанные революции: в информационных технологиях и в бизнесе.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ: СИСТЕМНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ 5
1.1. Состав подсистемы управления 5
1.2. Коммуникационный процесс 10
2.МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТОКОВ 19
2.1. Методы исследования информационного обеспечения 19
2.2. Графические и матричные методы исследования информации 22
2.3. Применение CASE-технологий для проектирования информационной системы 31
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТОКОВ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОАО «ЭЛЕКТРОАГРЕГАТ» 39
3.1. Диагностический анализ информационных связей между функциональными подразделениями предприятия 39
3.2. Построение графической и матричной модели документооборота 42
3.3. Обоснование направлений совершенствования информационных потоков 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
"ЧЕЛЯБИНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ"
ЦЕНТР
ЗАОЧНОГО ДИСТАНЦИОННОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
КУРСОВАЯ РАБОТА
По предмету: Оперативное управление производством
Тема: Совершенствование оперативного управления
информационными
потоками предприятия
Переход
к рыночным отношениям в экономике
и научно-технический прогресс чрезвычайно
ускорили темпы внедрения во все сферы
социально-экономической жизни российского
общества последних достижений в области
информатизации. Термин «информатизация»
впервые появился при создании локальных
многотерминальных информационно-вычислительных
систем и сетей массового обслуживания.
Информатизация в области управления
экономическими процессами предполагает,
прежде всего, повышение производительности
труда работников за счет снижения соотношения
стоимость/производство, а также повышения
квалификации и профессиональной грамотности
занятых управленческой деятельностью
специалистов. В развитых странах проходят
одновременно две взаимно связанные революции:
в информационных технологиях и в бизнесе.
Информационные технологии существовали
давно, поэтому с развитием компьютеров
и средств связи начали появляться различные
вариации: «информационные и коммуникационные
технологии», «компьютерные информационные
технологии» и др. В настоящей работе под
информационными технологиями будем понимать
современное значение, то есть интеграцию
компьютеров, электроники и средств связи.
Существует множество определений данному
термину, например:
Информационная технология – системно
организованная для решения задач управления
совокупность методов и средств реализации
операций сбора, регистрации, передачи,
накопления, поиска, обработки и защиты
информации на базе применения развитого
программного обеспечения, используемых
средств вычислительной техники и связи,
а также способов, с помощью которого информация
предлагается клиентам.
Существует связь между информационными
технологиями и менеджментом. Менеджеру
все время приходится принимать решения
в условиях большой неопределенности:
инфляция, изменения валютного курса,
изменение налоговых и правовых условий
работы, да и конкуренты не дремлют. Компьютеры
могут быстро и точно просчитывать варианты
и давать, таким образом, ответы на всевозможные
вопросы подобного типа. В этом, пожалуй,
одно из главных преимуществ компьютера
над человеком.
Информационные технологии обладают следующими
свойствами, которые полезны для экономиста-менеджера:
- помогают преодолевать пропасть между
экономикой и математикой;
- являются самыми эффективными носителями
современных методов решения экономических
задач;
- способствуют согласованию экономических
процедур с международными требованиями;
- подключают к единому информационному
пространству – экономическому и образовательному.
Незаменимость компьютерной технологии
в том, что она дает возможность оптимизировать
и рационализировать управленческую функцию
за счет применения новых средств сбора,
передачи и преобразования информации.
Реформа методов управления экономическими
объектами повлекла за собой не только
перестройку организации процесса автоматизации
управленческой деятельности, но и распространение
новых форм реализации этой деятельности.
Анализ
организации управления представляет
собой комплексный
Анализ состоит из трех взаимосвязанных этапов работы:
Выполнение первой стадии анализа представляет собой информационно-образующую работу. Вторая стадия связана с отбором системы показателей, характеризующих изучаемую часть организации управления; разработку методов их измерения и описанием их взаимосвязей. Третья стадия работы выполняется по-разному в зависимости от особенностей анализируемого объекта и поставленной перед анализом задачи с разной степенью применения качественных и количественных методов.
Процесс управления можно рассматривать в статике, т. е. как застывший на какой-то конкретный момент времени, и в динамике (с учетом движения и развития).
Анализ организации управления может иметь полный (всесторонний) характер или изучать какую-то часть системы (тематический анализ); может быть глобальным, затрагивая все основные уровни и звенья управления, или локальным, касаясь одного какого-то уровня или звена [9, c. 107-108].
Для устранения последствий, вызываемых неверными подходами к определению актуальных направлений совершенствования управления (включая автоматизацию), необходимо использовать системный анализ.
В полном виде последовательность процесса системного анализа включает в себя 9 этапов:
Реализация первых семи этапов процесса позволяет принимать решение на верхнем уровне руководства вне зависимости от того, функционирует ли на предприятии Автоматизированная система управления предприятием (АСУП). Реализация двух последних этапов позволяет автоматизировать сбор и переработку информации для принятия стандартных решений руководителями среднего звена.
Содержание этапов сводится к следующему.
I. Формулировка проблемы. До начала исследования формулируется целевая задача. Если у руководителей нет опыта решения задачи или ее не удается решить традиционными методами, задача переводится в ранг проблемы (проблемного вопроса).
II. Структуризация исследования (построение "типового" дерева целей). Для решения сформулированной проблемы, стоящей перед системой, необходимо комплексное исследование многих вопросов, соприкасающихся с проблемным. Но каждый вопрос, в свою очередь, имеет отношение к тому или иному элементу системы. Таким образом, на данном этапе в самом общем виде выявляется совокупность факторов, которые предположительно могут влиять на изучаемый проблемный вопрос. Причем одна группа факторов будет иметь отношение к внешней среде, другая - к компетенции руководителей изучаемого предприятия. В итоге необходимо отчетливо определить круг вопросов, которые следует включить в исследование.
III. Составление модели объекта управления. Прогностическую модель можно рассматривать как некоторую производную от метода, используемого в прогнозе. Для прогнозирования состояния экономических объектов на уровне предприятия достаточно надежны модели, создаваемые методами математической статистики: тренды, кусочно-линейные зависимости, конечные разности, производственные функции (в том числе - регрессии), - а также экспертные оценки. При их составлении используются отчетные и статистические данные о работе предприятия, результаты анкетных опросов, показатели работы родственных предприятий.
IV. Прогнозирование будущего состояния объекта управления; оценка "риска". Разработанные на третьем этапе модели используются при прогнозах важнейших экономических показателей работы предприятия. Наиболее часто на уровне предприятий используются прогнозные оценки, получаемые с помощью трендов, регрессий и производственных функций степенного вида. Желательно, чтобы интервал прогнозирования не превышал одной трети интервала, обеспечиваемого отчетными данными. При прогнозе также можно ожидать качественных изменений факторов, включаемых в модель. Важной частью прогнозных расчетов является определение вероятности их исполнения (или "риска ошибиться").
V. Диагностирование системы и формирование альтернатив развития управляемой системы (выявление направлений совершенствования производственной деятельности и путей их реализации). Диагностирование состояний управляемой системы - ответственный этап системного анализа проблемы. Диагноз позволяет выявить характер зависимостей между параметрами системы и уточнить факторы достижения целей, оценить общую величину резервов в разных сферах деятельности предприятия. В ходе диагноза вскрываются "узкие места" в системе управления и производства, характеризуется "организационно-технический уровень". Для диагноза, помимо отчетных и статистических данных, используются также результаты прямых интервью с руководителями разных уровней и рядовыми функционерами и рабочими, результаты анкетирования. В ряде случаев целесообразно привлекать статистические сведения по родственным предприятиям. Для уточнения факторов достижения целей и оценки организационно-технического уровня привлекаются формализованные (статистические) методы и методы экспертных оценок. Известны подходы, когда факторы уточняются с помощью выделения в направлениях управленческой деятельности "областей ключевых результатов" [31,с.11].
В
том случае, когда на предприятии
уже функционирует АСУ и
VI. Отбор альтернатив. Из совокупности мероприятий, сформированных в процессе диагноза, математическими или графическими методами отбираются те, которые удовлетворяют внешним и внутренним ограничениям на ресурсы и критериям отбора оптимальной альтернативы.
VII. Реализация программы мероприятий. Для рациональной организации работ на этапе внедрения необходимо:
Если
на предприятии еще не внедрена АСУП,
в программу включаются проектные
работы по автоматизации задач
VIII. Разработка информационно-логической схемы системы управления. На этом этапе определяются информационные процедуры, с помощью которых рассчитываются значения показателей, характеризующих состояние факторов. В первую очередь АСУП включаются все задачи, в которых рассчитываются значения показателей, характеризующих факторы нижнего уровня дерева целей. Все задачи (процедурные расчеты) увязываются (по возможности) в граф; таким образом, последний становится многоуровневым информационным основанием дерева целей.
IX. Проектирование и внедрение автоматизированной системы в систему управления. Последовательность проектирования процедур АСУП должна быть такой, чтобы процедуры, расположенные на верхних уровнях информационно-логической схемы, внедрялись более ускоренно, так как с их помощью будет формироваться информация, используемая процедурами на более низких уровнях. При этом необходимо принимать во внимание информационную взаимосвязанность выбранных первоочередных задач с другими; появление этого фактора обусловлено тем, что при проектировании автоматизированной информационной системы или ее совершенствовании учитывают не только трудоемкость и сроки вычислительных работ, но и необходимость интеграции условно-постоянных массивов. Дело в том, что некоторые несложные (и, может быть, даже экономически невыгодные) задачи все же необходимо решать на ЭВМ, поскольку их результаты необходимы для других расчетов.
Информация о работе Совершенствование оперативного управления информационными потоками предприятия