Современные концепции и основные школы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:58, реферат

Описание

В современной фазе развития науки менеджмента свойственен качественный переход от локальных направлений исследований к построению концепций как основы общей теории менеджмента.
Концепция – система взглядов на определенное явление, способ понимания, толкования определенных явлений, процессов, основная идее любой теории.

Содержание

Введение
Глава 1. Современные концепции в системе менеджмента
1.1 Современные концепции менеджмента
1.2 Современные концепции менеджмента в России и в Японии
Глава 2. Основные школы научного менеджмента
2.1 Основные школы менеджмента и развитие менеджмента
2.2 Административная школа
2.3 Научная школа
Глава 3. Сравнительный анализ административной и научной школ менеджмента
3.1 Сходства и различия
3.2 Взгляды
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по менеджменту.docx

— 32.47 Кб (Скачать документ)

политической – необходимость  установления и поддержания порядка  в группах;

экономической – необходимость  в изыскании, производстве и распределении  ресурсов;

оборонительной – защита от врагов и диких зверей.

Даже в самых древних  обществах требовались личности, которые бы координировали и направляли деятельность групп.

Рассматривая развитие теории и практики управления, выделяют несколько  исторических периодов.

I период – древний период. Наиболее длительным был первый период развития управления – начиная с 9-7 тыс.лет до н.э. примерно до XVIII в. Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления.

Одним из первых, кто дал  характеристику управления как особой сферы деятельности, был Сократ (470-399 гг. до н.э.). он проанализировал различные  формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления.

Платон (428-348 гг. до н.э.). дал  классификацию форм государственного управления, сделал попытки разграничить функции органов управления.

Александр Македонский (356-323 гг. до н.э.). развил теорию и практику управления войсками.

II период – индустриальный период (1776-1890). Наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении в этот период принадлежит А. Смиту. Он является не только представителем классической политической экономики, но и специалистом в области управления, так как сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства.

Большое влияние на формирование многих сформировавшихся к настоящему времени научных направлений  и школ менеджмента оказало учение Р. Оуэна. Его идеи гуманизации управления производством, а также признание  необходимости обучения, улучшения  условий труда и быта рабочих  актуальны и сегодня.

Первый переворот в  теории и практике управления связан с созданием и использованием вычислительной техники. В 1833 г. английский математик Ч. Беббидж разработал проект «аналитической машины» - прообраз современной цифровой вычислительной техники, с помощью которой уже  тогда управленческие решения принимались  более оперативно.

III период – период систематизации (1856-1960). Наука об управлении находится в постоянном движении. Формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат, наконец, меняются сами исследователи и их взгляды. С течением времени менеджеры изменяли ориентиры от потребностей своей конкретной организации на изучение сил управления, действующих в их окружении. Некоторые из них решали свои управленческие проблемы теми способами, которые, казалось, срабатывали и в прошлые периоды. Другие исследователи искали более систематизированные подходы к управлению. Их индивидуальные успехи и провалы могут дать ценные уроки для сегодняшних менеджеров.

В сущности то, что мы сегодня  называем менеджментом, зародилось во времена промышленной революции  в XIX в. Возникновение фабрики как первичного типа производства и необходимость обеспечения работой больших групп людей означали, что индивидуальные владельцы больше не могли наблюдать за деятельностью всех работников – обучали для того, чтобы они могли представлять интересы владельца на рабочих местах. Это и были первые менеджеры.

Самые первые исследования в области менеджмента были сделаны  классической школой.

Классическая, или административная школа управления. Наибольший вклад  в ее развитие внес францазский ученый А. Файоль. Представители этой школы  пытались определить общие характеристики и закономерности организаций, подходы  к совершенствованию управления организацией в целом.

Целью административного  управления было создание универсальных  принципов управления. Это можно  признать первым самостоятельным результатом  науки администрирования. Данные принципы затрагивали два основных аспекта:

- определение лучшего  способа разделения организации  на подразделения ( такими подразделениями  они считали финансы, производство, маркетинг) в целях выявления  основных функций управления;

- предложение принципов  построения структуры организации  и управления работниками ( это  прежде всего принципы единоначалия, полномочия и ответственности,  стабильности рабочего места  и др.). многие из них до сих  пор полезны и используются  на практике.

Представители административной школы не заботились о социальных аспектах управления. Он рассматривали  организацию с точки зрения широкой  перспективы. Главный вклад А. Файоля в теорю управления состоял в  том, что он считал управление универсальным  процессом, состоящим из взаимосвязанных  функций планирования и организации.

Первый крупный шаг  к рассмотрению менеджмента как  науки был сделан Ф. Тейлором, который  возглавил движение научного управления. Он заинтересовался не эффективностью деятельностью человека, а эффективностью деятельности организации, что и положило начало развитию школы научного управления.

Ф. Тейлор рассматривал научный  менеджмент как действенное средство сближения интересов всех работников благодаря росту их благосостояния и налаживанию тесного сотрудничества с хозяевами и администрацией для достижения производственных целей  организации. Он полагал, что, если система  научного менеджмента будет воспринята в полном объеме, это позволит решить все споры и разногласия между  сторонами.

К представителям школы научного управления следует отнести также  некоторых российских ученых, прежде всего А.А Богданова и А.К  Гастева.

Для данной школы характерны также следующие черты:

- использование научного  анализа для определения лучшего  способа решения хозяйственных  задач;

- целенаправленный отбор  работников, лучше всего подходящих  для выполнения задач, их обучение;

- равномерное и справедливое  распределение обязанностей между  рабочими и менеджерами;

- обеспечение работников  ресурсами;

- применение материального  стимулирования.

Концепция научного управления стала серьезным переломным этапом, благодаря которому управление стало  признаваться самостоятельной областью научных ииследований. Родилась новая  наука, выявляющая методы и подходы, которые эффективно могли быть использованы практиками для достижения целей  организации.

Определенный прорыв в  области менеджмента, ознаменовавшийся появлением «школы человеческих отношений», был сделан на рубеже 30-х годов. В  ее основу положены достижения психологии и социологии. Поэтому в рамках этого учения в процессе управления предлагалось сосредоточивать основное внимание на работнике, а не на его  задании.

Самыми крупными ее авторитетами являются М. Фоллетт (Англия), Э. Мэйо ( США). Представители этой школы полагали, что если руководство повышает заботу о своих работниках, то и уровень  удовлетворенности работников должен возрастать, что неизбежно приведет к увеличению производительности. Они  рекомендуют использовать приемы управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия непосредственных начальников, консультации с работниками  и предоставление им более широких  возможностей общения на работе.

Менеджмент – психологически насыщенная система управления, главные  функции которой непосредственно  связаны с психологией. Поэтому  для эффективного осуществления  этих функций менеджеру нужноовладеть  психологическими компонентами менеджерского  мастерства: уметь взаимодействовать  с людьми, вытупать перед аудиторией, убеждать и т.д.

В суровых условиях рыночной конкуренции только умение общаться с людьми обеспечивает успех в  бизнесе. Известные японские, американские, европейские менеджеры добиваются завидных успехов в производстве товаров именно благодаря бережному  отношению к персоналу.

 

 

 

 

 


Информация о работе Современные концепции и основные школы менеджмента