Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:58, реферат
В современной фазе развития науки менеджмента свойственен качественный переход от локальных направлений исследований к построению концепций как основы общей теории менеджмента.
Концепция – система взглядов на определенное явление, способ понимания, толкования определенных явлений, процессов, основная идее любой теории.
Введение
Глава 1. Современные концепции в системе менеджмента
1.1 Современные концепции менеджмента
1.2 Современные концепции менеджмента в России и в Японии
Глава 2. Основные школы научного менеджмента
2.1 Основные школы менеджмента и развитие менеджмента
2.2 Административная школа
2.3 Научная школа
Глава 3. Сравнительный анализ административной и научной школ менеджмента
3.1 Сходства и различия
3.2 Взгляды
Заключение
Список использованной литературы
политической – необходимость установления и поддержания порядка в группах;
экономической – необходимость в изыскании, производстве и распределении ресурсов;
оборонительной – защита от врагов и диких зверей.
Даже в самых древних
обществах требовались
Рассматривая развитие теории и практики управления, выделяют несколько исторических периодов.
I период – древний период. Наиболее длительным был первый период развития управления – начиная с 9-7 тыс.лет до н.э. примерно до XVIII в. Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления.
Одним из первых, кто дал
характеристику управления как особой
сферы деятельности, был Сократ (470-399
гг. до н.э.). он проанализировал различные
формы управления, на основе чего провозгласил
принцип универсальности
Платон (428-348 гг. до н.э.). дал классификацию форм государственного управления, сделал попытки разграничить функции органов управления.
Александр Македонский (356-323 гг. до н.э.). развил теорию и практику управления войсками.
II период – индустриальный период (1776-1890). Наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении в этот период принадлежит А. Смиту. Он является не только представителем классической политической экономики, но и специалистом в области управления, так как сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства.
Большое влияние на формирование многих сформировавшихся к настоящему времени научных направлений и школ менеджмента оказало учение Р. Оуэна. Его идеи гуманизации управления производством, а также признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих актуальны и сегодня.
Первый переворот в теории и практике управления связан с созданием и использованием вычислительной техники. В 1833 г. английский математик Ч. Беббидж разработал проект «аналитической машины» - прообраз современной цифровой вычислительной техники, с помощью которой уже тогда управленческие решения принимались более оперативно.
III период – период систематизации (1856-1960). Наука об управлении находится в постоянном движении. Формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат, наконец, меняются сами исследователи и их взгляды. С течением времени менеджеры изменяли ориентиры от потребностей своей конкретной организации на изучение сил управления, действующих в их окружении. Некоторые из них решали свои управленческие проблемы теми способами, которые, казалось, срабатывали и в прошлые периоды. Другие исследователи искали более систематизированные подходы к управлению. Их индивидуальные успехи и провалы могут дать ценные уроки для сегодняшних менеджеров.
В сущности то, что мы сегодня называем менеджментом, зародилось во времена промышленной революции в XIX в. Возникновение фабрики как первичного типа производства и необходимость обеспечения работой больших групп людей означали, что индивидуальные владельцы больше не могли наблюдать за деятельностью всех работников – обучали для того, чтобы они могли представлять интересы владельца на рабочих местах. Это и были первые менеджеры.
Самые первые исследования в области менеджмента были сделаны классической школой.
Классическая, или административная школа управления. Наибольший вклад в ее развитие внес францазский ученый А. Файоль. Представители этой школы пытались определить общие характеристики и закономерности организаций, подходы к совершенствованию управления организацией в целом.
Целью административного управления было создание универсальных принципов управления. Это можно признать первым самостоятельным результатом науки администрирования. Данные принципы затрагивали два основных аспекта:
- определение лучшего
способа разделения
- предложение принципов
построения структуры
Представители административной школы не заботились о социальных аспектах управления. Он рассматривали организацию с точки зрения широкой перспективы. Главный вклад А. Файоля в теорю управления состоял в том, что он считал управление универсальным процессом, состоящим из взаимосвязанных функций планирования и организации.
Первый крупный шаг к рассмотрению менеджмента как науки был сделан Ф. Тейлором, который возглавил движение научного управления. Он заинтересовался не эффективностью деятельностью человека, а эффективностью деятельности организации, что и положило начало развитию школы научного управления.
Ф. Тейлор рассматривал научный
менеджмент как действенное средство
сближения интересов всех работников
благодаря росту их благосостояния
и налаживанию тесного
К представителям школы научного управления следует отнести также некоторых российских ученых, прежде всего А.А Богданова и А.К Гастева.
Для данной школы характерны также следующие черты:
- использование научного
анализа для определения
- целенаправленный отбор
работников, лучше всего подходящих
для выполнения задач, их
- равномерное и справедливое
распределение обязанностей
- обеспечение работников ресурсами;
- применение материального стимулирования.
Концепция научного управления стала серьезным переломным этапом, благодаря которому управление стало признаваться самостоятельной областью научных ииследований. Родилась новая наука, выявляющая методы и подходы, которые эффективно могли быть использованы практиками для достижения целей организации.
Определенный прорыв в области менеджмента, ознаменовавшийся появлением «школы человеческих отношений», был сделан на рубеже 30-х годов. В ее основу положены достижения психологии и социологии. Поэтому в рамках этого учения в процессе управления предлагалось сосредоточивать основное внимание на работнике, а не на его задании.
Самыми крупными ее авторитетами являются М. Фоллетт (Англия), Э. Мэйо ( США). Представители этой школы полагали, что если руководство повышает заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности работников должен возрастать, что неизбежно приведет к увеличению производительности. Они рекомендуют использовать приемы управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия непосредственных начальников, консультации с работниками и предоставление им более широких возможностей общения на работе.
Менеджмент – психологически
насыщенная система управления, главные
функции которой
В суровых условиях рыночной
конкуренции только умение общаться
с людьми обеспечивает успех в
бизнесе. Известные японские, американские,
европейские менеджеры
Информация о работе Современные концепции и основные школы менеджмента