Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 12:34, курсовая работа
Главной целью данной курсовой работы является - показать важную роль лидерства в организации. И для того, чтобы раскрыть данную цель, в работе решаются следующие задачи:
раскрыть и проанализировать различные подходы к проблеме лидерства.
охарактеризовать лидерство и руководство.
проиллюстрировать успешный опыт применения лидерства на практике.
раскрыть проблему, связанную с непониманием лидерства в современном мире.
ВВДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
1 ЛИДЕРСТВО
1.1 Основы лидерства……………………………………………………………...4
1.2 Характеристики лидерства и руководства…………..……………………….5
2 СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЛИДЕРСТВА
2.1 Концепция атрибутивного лидерства………………..………………………9
2.2 Концепция харизматического лидерства…………………………….…….12
2.3 Концепция преобразующего лидерства……………………………………14
3 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОНЦЕПЦИЙ ЛИДЕРСТВА НА
ПРИМЕРЕ НЕСКОЛЬКИХ КРУПНЫХ КОМПАНИЙ………...………………..16
4 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...21
5 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..…………..23
CoolReferat.com
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФИЛИАЛ
ГОУ ВПО
специальность: 080507
форма обучения: очная
Квалификация: менеджмент
организации
Курсовая работа
по дисциплине Основы менеджмента
На тему: «Современные концепции лидерства и их использование
(на
примере нескольких крупных
Выполнила студентка 4 курса
Ухина Юлия
г. Кировск
2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВДЕНИЕ……………………………………………………………
1.1
Основы лидерства……………………………………
1.2 Характеристики лидерства и руководства…………..……………………….5
2
СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ
ПРИМЕРЕ
НЕСКОЛЬКИХ КРУПНЫХ КОМПАНИЙ………...………………..
5
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ
ВВЕДЕНИЕ
Одна из важнейших истин такова: лидерство есть лидерство независимо от того, куда вы движетесь или чем занимаетесь. Времена меняются. Технологии неудержимо рвутся вперед. Культурный контекст меняется в зависимости от страны и континента. Но истинное лидерство постоянно - посмотрите ли вы на граждан Древней Греции, на армии последних двух столетий или деловых людей сегодняшней глобальной экономики. Лидерство — неопровержимо. Поэтому, независимо от многочисленных изменений, которые происходят в современном мире, проблема лидерства всегда оставалась, остается, и будет оставаться актуальной. Т.е. не смотря на все изменения, которые происходят в истории, данная проблема выдержала испытания временем.
Необходимо также отметить актуальность данной проблемы для всех менеджеров. Эффективный руководитель должен представлять собой интеграцию менеджера и лидера, так как это поможет ему и его организации преодолевать все трудности и вывести организацию на совершенно новый уровень. И данная работа рассматривает проблему лидерства именно в аспекте руководства.
Главной целью данной курсовой работы является - показать важную роль лидерства в организации. И для того, чтобы раскрыть данную цель, в работе решаются следующие задачи:
1 ЛИДЕРСТВО
1.1 Основы лидерства
Слово «лидер» многозначно,
В менеджменте лидерство является ключевой ситуационной переменной, определяется качествами руководителя, и подчиненных, ситуацией:
Лидерство
– управленческие взаимоотношения
между руководителем и
Выделяют формальное и неформальное лидерство. В первом случае влияние на подчиненных оказывается с позиций занимаемой должности. Процесс влияния на людей через личные способности, умения и другие ресурсы получил название неформального лидерства.
Считается, что идеальным для лидерства является сочетание двух основ власти: личностной и организационной.
Решение проблем, возникающих перед группами людей при достижении ими общей цели, решалось путем сплочения вокруг одного лидера. В предпринимательстве этот тип лидерства является основным. Это позволяет за счет концентрации власти в одних руках решать сложные задачи выживания.
Однако, такой способ взаимодействия в рамках организации имеет и слабые стороны:
В целом лидерство
1.2
Характеристики лидерства и
С древнейших времен и до наших дней в трудах, посвященных искусству успешного управления хозяйством (Каутилья «Артхашастра», Ли Гоу «План обогащения государства», Н. Макиавелли «Государь» и др.) указывалось, что эффективное руководство должно содержать в себе лидерство. Таким образом, выделялось, что лидерство – это важнейший компонент эффективного руководства[5].
Лидерство – это способность вести людей за собой для достижения конкретных целей. Руководство же – это процесс влияния на подчиненных, являющийся способом заставить их работать на достижение единой цели. Сравнивая эти два понятия, исходя только из определения, можно отметить, что лидер ведет за собой людей, используя свой авторитет, свои способности и люди чувствуют удовлетворение от достижения данной цели. Здесь необходимо привести слова китайского философа Лао-Цзы: «Когда вождь, заслуживающий названия самого лучшего, завершает работу, люди говорят, что мы все сделали сами». Руководитель заставляет работать на достижение цели, используя свое положение в организации, и люди при этом не чувствуют удовлетворение от работы[2].
Соотношению
понятий «менеджер» и «лидер»
в последнее время уделяют
все больше внимания. Гарвардская
школа выдвинула следующую
Эффективный менеджер не обязательно является эффективным лидером и наоборот. Их основные характеристики находятся как бы в разных измерениях. Различия между ними проводятся по многим позициям (смотри табл. 1).
Таблица 1
Отличие менеджера от лидера
Менеджер | Лидер |
Администратор | Инноватор |
Поручает | Вдохновляет |
Работает по целям других | Работает по своим целям |
План – основа действия | Видение – основа действий |
Полагается на систему | Полагается на людей |
Использует доводы | Использует эмоции |
Контролирует | Доверяет |
Наиболее часто различие идет по линии, с одной стороны, формального и неформального лидерства, а с другой – шаблонного и инновационного, творческого поведения. Например, по мнению Й.П. Коттера (США), менеджер должен заботиться о том, чтобы работники эффективно выполняли задания, лидеры же, напротив, призваны своевременно постигать вызовы и требования времени, развивать инновационные идеи. Они концентрируют внимание на влияние тех или иных событий на предприятии в целом, а не на решении отдельных частных проблем. При этом менеджмент трактуется как управление всей организацией, а руководство – как управление изменениями [6].
Такая точка зрения трактует понятие менеджмента, лидерства (и руководства) чрезмерно узко, не учитывая более распространенные в науке значения этих терминов.
Исходя из того, представляется более обоснованной позиция авторов, которые проводят различие между менеджером и лидером по линии формального и неформального лидерства соответственно. Менеджеры делают так, как нужно; лидеры делают то, что нужно. Менеджеры заставляют людей делать то, что нужно; лидеры вызывают у людей желание сделать то, что нужно.
Очевидно, что на практике не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений управления. Желание быть лидером присуще, по-видимому, отнюдь не малому числу людей. Исследования показывают, что значительная группа менеджеров во многом обладает лидерскими качествами. Так, например, были проведены исследования на факультете менеджмента 3 курса. Результаты исследований были следующие: из 10 опрошенных у двоих людей лидерство выражено слабо, у одного человека – сильно, а у всех остальных – средний уровень лидерства. Таким образом, результаты исследований показывают, что студенты данного факультета в основном обладают лидерскими качествами (смотрите приложение) Но необходимо отметить, что проведенное исследование носит ограниченный характер, так как было опрошено небольшое количество людей, и был ограничен выбор вариантов ответов. Однако обратный вариант встречается в реальной жизни реже. Лидеров, способных к руководству в области менеджмента, не более 15% всего населения. Лидеры – это люди, которые выявляют все лучшее в других. В организациях-неудачниках слишком много менеджеров и слишком мало лидеров. XXI век – век лидеров, которые будут двигать мир вперед.
Все
вышеперечисленное
2.1 Концепция атрибутивного лидерства
Данная концепция опирается на
теорию атрибуции, объясняющую
причинно-следственную связь
Рассматриваемый подход
ситуацию,
усиливает лидерское понимание
и способность предсказать
людей на ситуацию. Концепции и модели, разработанные на этой основе,
пытаются ответить на вопрос, почему люди ведут себя так, а не иначе. При
этом учитывается то, что в большинстве случаев лидер не имеет возможности
непосредственно наблюдать за работой подчиненного.
В рамках данного подхода
информационного процессора. Он ведет поиск информационных подсказок,
помогающих ему ответить на вопрос, почему то или иное происходит. Найденное таким образом объяснение причин направляет его лидерское поведение.