Современные концепции лидерства и их использование (на примере нескольких крупных компаний)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 12:34, курсовая работа

Описание

Главной целью данной курсовой работы является - показать важную роль лидерства в организации. И для того, чтобы раскрыть данную цель, в работе решаются следующие задачи:
раскрыть и проанализировать различные подходы к проблеме лидерства.
охарактеризовать лидерство и руководство.
проиллюстрировать успешный опыт применения лидерства на практике.
раскрыть проблему, связанную с непониманием лидерства в современном мире.

Содержание

ВВДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
1 ЛИДЕРСТВО
1.1 Основы лидерства……………………………………………………………...4
1.2 Характеристики лидерства и руководства…………..……………………….5
2 СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЛИДЕРСТВА
2.1 Концепция атрибутивного лидерства………………..………………………9
2.2 Концепция харизматического лидерства…………………………….…….12
2.3 Концепция преобразующего лидерства……………………………………14
3 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОНЦЕПЦИЙ ЛИДЕРСТВА НА
ПРИМЕРЕ НЕСКОЛЬКИХ КРУПНЫХ КОМПАНИЙ………...………………..16
4 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...21
5 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..…………..23

Работа состоит из  1 файл

Современные концепции лидерства и их использование.doc

— 112.50 Кб (Скачать документ)

         Определение лидером причин поведения  подчиненного базируется на трех составляющих: личность, сама работа, организационное окружение или

обстоятельства.

         В поиске причин лидер пытается  получить три различных вида  информации о поведении подчиненного, степень отличия, последовательность и степень уникальности. Первое связано с желанием руководителя понять связь между поведением и работой с той точки зрения, насколько данное поведение можно приписать отличительным особенностям задания. Во-вторых, лидера интересует то, насколько подчиненный последователен в проявлений данного поведения или как часто  такое поведение у него проявляется. И наконец, лидер учитывает, насколько другие подчиненные ведут себя таким же образом. ТО есть, является ли данное поведение уникальным, характерным для одного подчиненного или наблюдается у многих.

         На описанный выше процесс  определения лидером причин случившегося влияют атрибутивные регуляторы или помехи, искажающие его восприятие и заставляющие лидера быть непоследовательным в своем поведении. Чем больше поведение подчиненного видится лидеру, как результат его личностных характеристик «внутренние причины», тем больше лидер возлагает на подчиненного ответственности за результаты. В этом случае отдельные черты личности подчиненного становятся атрибутивными помехами.

         Исследования свидетельствуют, что  руководителям свойственно приписывать успех в работе у женщин внешним причинам, а неудачи внутренним. По-другому рассуждают руководители в отношении работников мужского пола.

       Данная модель атрибутивного  лидерства имеет существенные  отличия от

раннее  рассмотренных традиционных моделей, являющихся излишне описательными и, главное, не отвечающих на вопрос, почему.

         В модели имеются две важные  связки. Первая связка отражает  стремление лидера определить причины плохой работы. Этот поиск регулируется тремя типами информации о поведении подчиненного: отличительные особенности, последовательность и степень уникальности. Вторая связка отражает ответное лидерское поведение, являющееся следствием того, что, по мнению лидера, является причиной плохой работы. Взаимосвязь между установленными лидером причинами результатов работы и его последующим поведением определяется тем, кто, по мнению лидера должен нести ответственность за происшедшее. Если лидер считает что причины носят внутренний характер, то ответственность, по его мнению должен, нести подчиненный, и к нему принимаются соответствующие меры[6].

         Приводимые ниже результаты исследований  по данной модели представляют большой практический интерес:

  • подчиненные склонны видеть причины их плохой работы вне, а руководители - в подчиненных;
  • руководители, склонные отдавать предпочтение внутренним причинам при объяснении плохой работы подчиненных, обычно проявляют большую пунктуальность и направляют свое воздействие непосредственно на подчиненных;
  • плохая работа подчиненного в прошлом, согласно всем трем типам информации, скорее всего, приведет к выявлению руководителем внутренних причин;
  • серьезность сложившейся ситуации приводит руководителя, скорее всего, к выявлению внутренних причин и к высокой степени пунктуальности в ответных мерах;
  • уклонение «с объяснением» подчиненного от ответственности или его извинения за случившееся делает руководителя менее суровым и пунктуальным в ответном поведении;
  • неизменный уровень выполнения работы переключает внимание руководителя с причин, связанных со способностями подчиненного, на причины, имеющие отношение к количеству прилагаемых усилий.

         Последующие исследования показали, что в рамках данной модели, скорее всего, происходит не воздействие лидера на поведение подчиненного, а взаимодействие между лидером и подчиненным, то есть подчиненный своей реакцией на меры руководителя оказывает влияние на последующее поведение последнего.

         При этом в зависимости от  эффективности лидерства, спираль  отношений лидер последователь может раскручиваться вверх «отношения дают большой эффект» или вниз «отношения дают меньший эффект». Последнее может, в конечном счете, привести к разрыву отношений между участниками: увольнению работника или уходу руководителя.

     2.2 Концепция харизматического лидерства

         Имеются две противоположные  позиции формирования имиджа  лидера. Одна отрицает вообще какое-либо влияние лидера на организационную эффективность, а другая - ведет к лидерской харизме и попытке последователей приписать лидеру почти магические, а в отдельных случаях божественные качества[7].

         Харизма является формой влияния  на других посредством личностной привлекательности, вызывающей поддержку и признание лидерства, что обеспечивает обладателю харизмы власть над последователями. Как источник лидерской власти харизма относится к власти примера, связанной со способностью руководителя влиять на подчиненных в силу своих личных качеств и стиля руководства. Харизма дает руководителю преимущества эффективнее оказывать свое влияние на подчиненных. Многие считают, что получение харизмы связано со способностью лидера находить своих обожателей и почитателей и даже менять их состав в зависимости от ситуации. Другие определяют харизму как набор специфических лидерских качеств. Последнее легло в основу рассматриваемой ниже концепции харизматического лидерства, являющейся, по сути, продолжением концепции атрибутивного лидерства и строящейся на комбинации качеств и поведения лидера.

         Харизматическим  считается тот  лидер, который в силу своих  личностных качеств, способен оказывать глубокое воздействие на последователей. Лидеры этого типа испытывают высокую потребность во власти, имеют сильную потребность в деятельности и убеждены в моральной правоте того, во что они верят. Потребность во власти мотивирует их в стремлении стать лидерами. Их вера в свою правоту деятельным передает людям чувство того, что он способен быть лидером. Эти качества развивают такие черты харизматического поведения, как моделирование роли, создание образа, упрощение целей «фокуса простые и драматического характера цели», упор на большие ожидания, проявление доверительности у последователей импульса к действиям.

         Исследования свидетельствуют, что  у харизмы есть негативная  сторона, связанная с узурпацией личной власти или полным фокусом лидера на самого себя, и позитивная - связанная с упором на разделяемую власть и тенденцией к  делегированию части ее последователям. Это помогает объяснить разницу между такими лидерами, как Гитлер, Ленин, Сталин и такими, как Сахаров, Мартин Лютер Кинг и им подобные. В целом харизматическому лидеру приписывают наличие уверенности в себе, высокой чувствительности к внешнему окружению, видения решения проблемы за пределами статус-кво, умения свести это видение до уровня, понятного последователям и побуждающего их к действиям; неординарного поведения в реализации своего видения.

         Модели харизматического лидерства  различаются количеством стадий развития самой харизмы и отношений с последователями. Считается, что вначале необходимо развить чувствительность к обнаружению проблемы, на которую можно было бы обрушиться с критикой. Затем необходимо развить в себе видение идеализированных путей решения этой проблемы. В видении должно быть включено что-то новое, ранее ни кем не предлагавшееся и относительно которого кажется, что оно может немедленно продвинуть решение проблемы.

         Следующий шаг связан со способностью  лидера передать значение своего видения посредством межличностной коммуникации «публикации, речь, жесты, позы и т.п.» последователям таким образом, чтобы это произвело на них сильное впечатление и стимулировало к действиям. Далее лидеру для сплочения последователей вокруг себя важно развить отношения доверия с ними, проявляя такие качества, как знание дела, умение добиваться успеха, принятия на себя риска и совершение неординарных действий или поступков.                          На заключительном этапе лидер обязан продемонстрировать способность к реализации своего видения через делегирование полномочий последователям. Это возможно сделать, ставя последователям напряженные и значимые задачи, привлекая их к участию в управлении, ослабляя бюрократические путы, вознаграждая их за результаты соответствующим образом[7].

         Исследование практики деловых  организаций показало, что в обычной ситуации харизматическое лидерство не всегда требуется для достижения в бизнесе высоких результатов. Чаще оно подходит к тем случаям, когда последователи сильно идеализируют свои желания и пути их выполнения. Это во многом объясняет более частое наличие харизмы у лидеров, проявляющих себя в политике,  религии, военных действиях. Для бизнеса важность харизматического лидерства возрастает по мере необходимости проведения в организации радикальных изменений в связи с критичностью ситуации. Однако в этих обстоятельствах возникает другая концепция лидерства: концепция лидера - преобразователя или лидера реформатора.

        2.3 Концепция преобладающего лидерства

     Понятие преобразующего или реформаторского  лидерства имеет много общего с харизматическим лидерством, но трактуется существенно. Лидер-реформатор мотивирует последователей путем повышения уровня их сознательности в восприятии важности и ценности поставленной цели, предоставление им возможности совместить свои личные интересы с общей целью, создания атмосферы доверительности и убеждения последователей в необходимости саморазвития. Лидер - реформатор - это преобразователь, а не спаситель, он проявляет творчество, а не кудесничество, за ним стоят реалии, а не мифы, он ведет последователей от результата к результату, а не от обещания к обещанию, ориентирует людей на труд, а не на дивиденды, его цель не изменить мир, а измениться в мире через развития[5].

         Модель преобразующего или реформаторского  лидерства предполагает наличие у лидера и последователей определенного поведения, пригодного, по мнению разработчиков модели, для творческого решения проблемы  кризисной ситуации.

         Модель имеет ряд отличительных  моментов. Во-первых, признается необходимым для лидера влиять на последователей через привлечение их к участию в управлении, быть самому частью группы организации, а не «стоять над ней», с энтузиазмом поддерживать совместные усилия. От последователей требуется не слепое следование за лидером, а критическая оценка предоставляемых возможностей и осознанный подход к своим действиям, уменьшение влияние эмоций и увеличение значимости рациональности в поведении. Во-вторых, поскольку атмосфера доверия развивает сильную взаимозависимость между лидером и последователями, то возникает серьезная опасность того, что руководитель окружит себя соглашателями, либо же наоборот, руководитель пойдет на поводу у подчиненных. Эти два  традиционных подхода не пригодны для лидера-преобразователя. 
 
 

    1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОНЦЕПЦИЙ ЛИДЕРСТВА НА ПРИМЕРЕ  НЕСКОЛЬКИХ КРУПНЫХ КОМПАНИЙ

     Рассмотрим пять крупных компаний. Эти компании являются наглядным примером практической реализация лидерства. То есть руководители этих компаний (одновременно являющиеся и лидерами) сделали их общеизвестными и помогли им занять определенную нишу на международном рынке. Итак, рассмотрим эти компании:

     1. Корпорация «Макдональда».

     В 1930 году два молодых брата по имени  Дик и Морис Макдональда в  поисках американской мечты перебрались  с Востока Америки в калифорнию. Где нашли, себе работу на киностудии[1].

     Через некоторое время свойственный братьям предпринимательский  дух побудил их открыть свой кинотеатр. Но, несмотря на все усилия, братья никак не могли сделать свой бизнес прибыльным.

     Однако  желание братьев добиться успеха не ослабело. И в 1937 году им, наконец, удалось натолкнуться на то, что давало реальную отдачу. Они открыли в Пасадене маленький ресторан для автомобилистов.

     Крошечный придорожный ресторанчик Дика и  Мориса пользовался большим успехом. Их бизнес начал бурно расти. Объем  ежегодных продаж  достиг 200 долларов, и братья каждый год делили между собой прибыль в размере 50 тыс. долларов - сумму, которая обеспечивала им принадлежность к финансовой элите города.

     Однако  на вершине своего успеха Дик и  Морис обнаружили, что не в состоянии  прыгнуть выше своей головы. Они  были замечательными управляющими, но, к сожалению, плохими лидерами.

     В 1954 году братья познакомились с человеком  по имени Рей Крок, который был  настоящим лидером. Как только он посетил заведение братьев, то сразу  оценил заложенный потенциал труда. В воображении ему увиделся подобный ресторан, функционирующий в общенациональном масштабе.

     Братья  заключили договор с Кроком. В 1961 году Крок купил у братьев исключительные права на их ресторан и приступил  к его превращению в обще американский институт, а затем в глобальное учреждение.

     С 1955 по 1959 годы Кроку удалось успешно  открыть 100 ресторанов, четырьмя годами позже их было уже 500. В 1998 году действовало  свыше 21 тыс. ресторанов, по меньшей  мере, в 100 странах.

     Именно  лидерские способности Рея Крока  помогли ему превратить несколько ресторанов в корпорацию «Макдональда», которая известна сейчас во многих странах мира.

Информация о работе Современные концепции лидерства и их использование (на примере нескольких крупных компаний)