Современные методы и подходы мотивации персонала в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 20:39, курсовая работа

Описание

В современном менеджменте все большее значение приобретают мотивационные аспекты. Мотивация персонала является основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового потенциала. Основная цель процесса мотивации – это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия.

Содержание

Введение
1. Мотивация персонала как фактор повышения эффективности производства
1.1 Роль и значение мотивации персонала
1.2 Теоретические основы мотивации персонала
1.3 Методы мотивации персонала
2. Организация стимулирования персонала на примере ООО «Мираж»
2.1 Общая характеристика деятельности предприятия
2.2 Анализ систем стимулирования персонала на предприятии
2.3 Совершенствование системы мотивации персонала.
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 75.21 Кб (Скачать документ)

Основными процессуальными  теориями мотивации являются теория ожиданий: основным стимулом людей  к деятельности является определенное ожидание результатов или вознаграждения, поэтому мотивацию нужно осуществлять путем создания у людей соответствующих  ожиданий, теория справедливости: основным мотивом деятельности людей служит оценка справедливости возложения на них данного вида деятельности и  вознаграждения за него, именно воспринимаемая людьми степень справедливости определяют усилия затрачиваемые людьми степень  справедливости определяют усилия затрачиваемые  людьми на ту или иную деятельность, модель мотивации Портера – Лоуера: согласно этой модели результативность труда и степень прилагаемых  усилий зависит от оценки работником ценности вознаграждения и уверенности, а том, что оно будет получено.

На формирование потребностей влияют следующие факторы:

– пол;

– возраст;

– профессия;

– семейное положение;

– экономическая ситуация;

– политическая ситуация;

– уровень образования;

– воспитание;

– социальная принадлежность.

Применяемые в современной  хозяйственной практике системы  стимулов достаточно разнообразны и  зависят от множества условий  как объективного характера (экономическое  положение в стране, уровень безработицы, цены, состояние социального страхования  и т.п.), так и от более частных  обстоятельств (квалификационный уровень  сотрудников, их число, человеческие черты, возраст, психологический климат).

Между тем, жизнь не стоит  на месте и «…тот фактор, который  сегодня мотивирует конкретного  человека к интенсивному труду, завтра может способствовать «отключению» того же самого человека. Никто точно  не знает, как действует механизм мотивации, какой силы должен быть мотивирующий фактор и когда он сработает, не говоря уж о том, почему он срабатывает».[21] Поэтому в кадровом менеджменте происходит постоянное исследование и развитие различных стимулов трудовой деятельности, разработка новых методов и систем организации стимулирования.

Научные и учебные издания  по менеджменту содержат довольно подробный  анализ и переработку в соответствии с современными условиями классических теорий мотивации, а так же разработку новых.

Так, широкое применение сегодня находит партисипативный  к мотивации персонала, реализующий  программы вознаграждения за труд, направленные на усилие внутренней мотивации  и заинтересованности работников в  трудовом процессе путем расширения их полномочий в деятельности фирмы[11]. Основные формы партисипации: участие работников в доходах и прибылях компании, участие работников в управлении.

Особое внимание заслуживает  подход к управлению персоналом, принятый в стратегическом управлении, основанный на ролевом подходе к взаимодействию человека и организации.[13]

По мнению авторов, все  перечисленные теории можно применять  в российских условиях, только необходимо анализировать особенности конкретных людей, группы людей, к которым применяется  мотивация, и, исходя из этого, выбирать необходимый метод мотивации. При  этом необходимо учесть, что структура  потребностей в нашем обществе, равно  как и основные факторы деятельности, в силу кризисного и переходного  состояния общества имеют ряд  особенностей (неудовлетворение у большей  части первичных потребностей, но в, то, же время, способность людей  работать без оплаты труда, основываясь  либо на вторичных потребностях, либо на привычке и т.п.), поэтому, применяя какие-либо методы мотивации, основываясь  как на содержательных, так и на процессуальных теориях, необходимо подстраивать их под конкретную ситуацию и характеристики трудового коллектива.

В литературе сегодня существует множество разработок, детально рассматривающих  предметы, процессы и методы мотивации.[8]

Так, к примеру, в статье В.Н. Верхоглазенко приведен вариант трудовой позиционности, который на взгляд авторов, является оптимальной основой формирования мотивационно – стимулирующих условий по отношению к работнику (таблица 1)[6].

 

Таблица 1 – Система  создания мотивационно – стимулирующих  условий труда.

Функция привлеченного

человека

Позиционер

Что необходимо поддерживать у работающего

Работник (собственник рабочей  силы)

Работодатель (собственник  денежных средств и средств производства)

Заинтересованность в  результатах своего труда, в максимальном приложении своих рабочих сил.

Специалист-профессионал

Предприниматель (хозяин дела)

 

Сотрудник фирмы

Фирма в целом

Самоопределение к работе в этой конкретной фирме, имеющей  свои традиции, корпоративную культуру, условия труда и пр.

Исполнитель

Менеджер

Самоопределение к исполнительным нормам

Коллега

Коллега (работник вспомогательной  службы и т.п.)

Самоопределение к конструктивному  взаимодействию с коллегами.

Рационализатор

Заинтересованный в нормативной  организации труда (НОТ)

Заинтересованность во внесении рациональных предложений

Член коллектива

Коллектив

Самоопределение к культурным нормам общения, к поддержанию здравого психологического климата

Работник-пользователь оргтехникой, спецоборудованием и т.д.

Технолог

Готовность и способность  к технологически правильному использованию  оборудования, оргтехники и т.д.


 

Ключевым пунктом в  данной методике является обеспечение  позитивного отношения работника  к кругу своих обязанностей и  к предложенным «правилам игры», для чего необходимо культивирование  и поощрение правильного самоопределения  работника. Самоопределение означает не только адекватное понимание, но и  осознанное принятие работником нормативных  условий его труда и жизни  в организации.

 1.3 Методы мотивации персонала

Методы мотивации персонала  могут быть самыми разнообразными и  зависят от проработанности системы  стимулирования на предприятии, общей  системы управления и особенностей деятельности самого предприятия.

Классификация методов  мотивации может быть разделена  на организационно-распорядительные (организационно-административные), экономические и социально-психологические  является одной из наиболее широко распространенны[10].

В зависимости от ориентации на воздействие на те или иные потребности  методы управления делятся на:

– Экономические методы управления, обусловленные экономическими стимулами. Они предполагают материальную мотивацию, то есть ориентацию на выполнение определенных показателей или заданий, и осуществление после их выполнения экономического вознаграждения за результаты работы. Использование экономических методов связано с формированием плана работы, контролем за его осуществлением, а также экономическим стимулированием труда, то есть с рациональной системой оплаты труда, предусматривающей поощрение за определенное количество и качество труда, и применение санкций за несоответствующее его количество и недостаточное качество.

– Организационно-административные методы, основанные на директивных указаниях. Эти методы базируются на властной мотивации, основанной на подчинении закону, правопорядку, старшему по должности и т.п., и опирающейся на возможность принуждения. Они охватывают организационное планирование, организационное нормирование, инструктаж, распорядительство, контроль. В правлении властная мотивация играет весьма существенную роль: она предполагает не только безусловное соблюдение законов и нормативных актов, принятых на государственном уровне, но и четкое определение прав и обязанностей руководителей и подчиненных, при которых исполнение распоряжения руководства обязательно для подчиненных. Властная мотивация создает необходимые условия для организации и взаимодействия, а сами организационно – распорядительные методы призваны обеспечить эффективную деятельность управления любого уровня на основе его научной организации.

– Социально-психологические методы, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников. С помощью этих методов воздействуют преимущественно на сознание работников, на социальные, эстетические, религиозные и другие интересы людей и осуществляют социальное стимулирование трудовой деятельности. Данная группа методов включает в себя разнообразный арсенал способов и приемов, разработанных социологией, психологией и другими науками, изучающими человека. К числу этих методов относятся: анкетирование, тестирование, опрос, интервью и т.п. «Применение социально-психологических методов в менеджменте, в торговле рассматривается в двух аспектах: в традиционном аспекте их применение при руководстве персоналом и с точки зрения управления поведением покупателя (при выборе социальной мишени торговой фирмой, в рекламной деятельности и др.)».

В практике управления, как  правило, одновременно применяют различные  методы и их комбинации. Для эффективного управления мотивацией необходимо использовать в управлении предприятием все три  группы методов. Так, использование  только властных и материальных мотиваций  не позволяет мобилизировать творческую активность персонала на достижение целей организации. Для достижения максимальной эффективности необходимо применение духовной мотивации.

Отмеченный рядом авторов, рост роли экономических методов  управления в России связан, прежде всего, с формированием и совершенствованием рыночной экономической системы. В  условиях рынка экономические методы управления неизбежно получат дальнейшее развитие, повысится действенность  и результативность экономических  стимулов, что позволит поставить  каждого работника и коллектив  в такие экономические условия, при которых появится возможность  наиболее полно сочетать личные интересы с рабочими целями. Однако, акцентирование внимания на экономические методы стимулирования, зачастую приводит к снижению внимания к социально-психологическим аспектам мотивации, определяющим внутреннюю мотивацию  персонала.

Приведенная схема классификации  методов стимулирования является классической. В современном менеджменте применяются  и иные группировки методов стимулирования. Укрупнено все методы стимулирования можно так же сгруппировать в  следующие четыре вида:

1.       Экономические стимулы всех типов (заработная плата во всех ее разновидностях, включая контрактную, премии, льготы, страховки, беспроцентные кредиты и т.п.).

2.       Успешность их воздействия определяется тем, насколько коллектив принимает принципы системы, признает их справедливыми, в какой мере соблюдается неотвратимость поощрения (наказания) и результатов работы, их тесная связь во времени.

3.       Управление по целям. Эта система широко используется в США и предусматривает установление для личности или группы цели, способствующие решению главной задачи организации (достижение определенных количественных или качественных уровней, повышение квалификации персонала и т.п.). Достижение каждой цели автоматически означает повышение уровня заработной платы или другую форму поощрения.

4.       Обогащение труда – это система в большей степени относится к неэкономическим методам и означает предоставление людям более содержательной, перспективной работы, значительной самостоятельности в определении режима труда, использовании ресурсов. Во многих случаях к этому добавляется и рост оплаты труда, не говоря уже о социальном статусе.

5.       Система участия в настоящее время существует в многообразных формах: от широкого привлечения коллектива к принятию решений по важнейшим проблемам производства и управления.

2. Организация стимулирования  персонала на примере ООО «Мираж»

2.1 Общая характеристика деятельности  предприятия

Ресторан "Мираж" на 60 посадочных мест располагается по адресу: г. Калининград, ул. Озёрная, д.57, данный ресторан пользуется спросом у населения и имеет своих постоянных клиентов.

Миссия организации  определяет место, роль и положение  в обществе, её общественный статус. Иногда это понятие заменяют таким  выражением, как "девиз организации". Миссия организации - это выраженное словесно, основное социально значимое, функциональное назначение организации  в долгосрочном периоде. Как правило, организация при разработке своей  миссии подчеркивает именно социальный характер своего предназначения для  общества. Миссия ресторана "Мираж" - это удовлетворение нужд человека в еде и отдыхе, хорошего время провождения.

Миссия реализует цели развития организации, которые по существу определяют перспективные направления. В зависимости от значимости, цели подразделяются на главную и дополнительные цели, обеспечивающие достижение главной  цели. Далее они разделяются до уровня задач.

Миссией ресторана "Мираж" является максимум внимания каждому гостю с тем, чтобы его пребывание было приятным, комфортным и роскошным.

Люди ходят в ресторан для того, чтобы отдохнуть в комфортной для них обстановке в процессе выбора того или иного любимого ими блюда, таким образом основными целями ресторана "Мираж" являются качественный уровень обслуживания, поддержание и укрепление здоровья, удовлетворенности трудом и финансовым благосостоянием своих сотрудников.

Информация о работе Современные методы и подходы мотивации персонала в современных условиях