Современные модели менеджменнта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 14:07, реферат

Описание

Японская модель менеджмента
1. Роль национальных особенностей в разработке концепций конкурентоспособности.
2. Переход управления конкурентоспособностью в тотальный менеджмент качества.
3. Эволюция менеджмента качества.

Работа состоит из  1 файл

Японская модель менеджмента.docx

— 29.32 Кб (Скачать документ)

Японская модель менеджмента

1. Роль национальных особенностей  в разработке концепций конкурентоспособности.

2. Переход управления конкурентоспособностью  в тотальный менеджмент качества.

3. Эволюция менеджмента качества.

4. От малого предприятия к  транснациональной корпорации.

Многие исследователи утверждают, что центр мировой экономики  в XXI в. переместится из Северной Америки  и Европы на берега Тихого океана.

К странам Тихоокеанского бассейна относятся США, Канада, Австралия, Новая  Зеландия и 10 стран Тихоокеанского кольца, которые по уровню развития экономики подразделяются на четыре категории.

1. Япония — страна с высокоразвитой  экономикой.

2. Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг — быстро развивающиеся  страны.

3. Филиппины, Таиланд, Индонезия  и Малайзия — развивающиеся  страны (страны АСЕАН).

4. Китай с населением свыше  1 млрд человек и национальным доходом на душу населения, составляющим 2/3 соответствующего показателя стран АСЕАН.

Среди отмеченных государств Япония доминирует по своим экономическим  показателям (доход на душу населения  почти в 50 раз выше, чем в Китае), передовым технологиям, высококвалифицированной  и производительной рабочей силе. На ее долю в 2000 г. приходилось почти 20 % мирового валового национального  продукта.

Япония доминирует по производству почти всех категорий массовых полупроводниковых  схем, является крупнейшим в мире производителем легковых автомобилей. Из десяти крупнейших банков мира (по объему вкладов) семь —  японские. В этой стране самая высокая  продолжительность жизни и самые  высокие требования к обучению в  начальной и средней школе. Японцы известны тем, что в любом деле стремятся к усовершенствованию, хорошему обслуживанию, высокому качеству, снижению затрат и высокой производительности.

Следует отметить, что так было далеко не всегда. После Второй мировой  войны американский менеджмент стал стремительно распространяться по миру. Американские менеджеры и преподаватели  обучали всех желающих принятию решений, методам управления, стратегическому  планированию. Увлекшиеся научным менеджментом американцы не сразу обратили внимание на большое количество японцев, проходивших  обучение в США. Через несколько  лет производительность труда в  США оставалась все еще на планируемом  уровне 3,2%, а в Японии она возросла до 10%. В 1974 г. произошел «нефтяной  кризис». В первый раз за всю историю  США ежегодный прирост производительности сократился на 1,1 %, с 1977 по 1986 г. он снизился еще больше — до уровня 0,8 %. Менеджеры, которые поднимали экономику  США в 35-50 лет в условиях конкуренции  и привели ее к расцвету, в период спада уже были 65-80-летними. Новое  поколение менеджеров во многом пользовалось успехами отцов и не ощутили приближения  серьезного конкурента.

Впоследствии все причины и  факторы приостановления победоносного  экономического роста были определены, и Япония была внесена в список главных конкурентов. О феномене Японии написано много прекрасных и  увлекательных книг, но неожиданность  ее экономического расцвета еще долгое время будет под пристальным  вниманием исследователей. Мы остановимся  только на основных моментах, позволяющих  понять особенности модели японского  менеджмента.

1. Образование является первым  фактором растущего превосходства  японского менеджмента. Оно заключается прежде всего в единодушном понимании важности учебы и умении японцев учиться с рождения до смерти. На обучение ориентировано все население, детей и взрослых учат трудиться и радоваться общим победам. Сравнение систем образования США и Японии показывает, что Америка лидирует только в системе высшего образования, у Японии мировое лидерство в таких сферах образования, как начальное и среднее, домашнее образование, образование в повседневной жизни и профессиональное обучение. Отличительной чертой японского образования является ориентацияобучения (с младшего возраста) на способность наблюдать процессы, анализировать их, интерпретировать результаты и предпринимать действия. При этом знания о мире, математика, статистика и научная методология являются исходными материалами обучения.

2. Категория «конкурентоспособность»  (во многом благодаря японским  методам управления) включает две  составляющие: поддержание повышающихся  жизненных стандартов и сохранение  лидирующих позиций в мировой  экономике.

Классическая теория менеджмента  для увеличения конкурентоспособности  организации давала рекомендации по совершенствованию следующих сфер управления:

•   Капиталовложения и сокращение издержек производства (конкурентоспособность  повышается за счет совершенствования  технологии).

•   Исследования и разработки (при недостаточных инвестициях  уменьшают эффект от развития техники  и технологии).

•   Энергоресурсы (при увеличении цен делают многие виды оборудования неэффективными).

•   Структура рабочей силы оказывает влияние на качество продукции.

Эффективность рекомендаций в предлагаемых сферах во многом зависела и от особенностей управления организациями

 

К решению вопросов конкурентоспособности  японские менеджеры подошли с  точки зрения обновленных идей качества. С конца 40-х гг. началось широкое, повсеместное освоение статистических методов контроля качества, основанное на обучении и овладении навыками их практического применения. Это  был первый шаг японской промышленности к комплексному управлению качеством.

Вторым шагом было настойчивое  и последовательное изучение запросов потребителя и воспитание уважения к его требованиям. Потребителю  стали доверять больше, чем любым  прогнозным методам, — потребитель  лучше всех знал свои потребности  и свои экономические возможности. Культ потребителя проник так  глубоко, что на многих предприятиях персонал низшего звена призывал, чтобы в цепочке исполнителей каждый исполнитель последующей операции рассматривался как потребитель. Это помогло установить контроль качества за производством сырья, материалов и комплектующих изделий. При этом все население стремилось к участию в «качестве», а на государственном уровне всеобщее стремление поддерживалось законодательством и гласной оценкой ошибок, допущенных изготовителями продукции. В организации работ по обеспечению высокого качества большую роль играло среднее звено производства: мастера и бригадиры. Для этой категории работников с середины 1960-х гг. по национальному телевидению стали специально проводить курсы по овладению передовыми методами организации работ по повышению качества и конференции, позволяющие мастерам и бригадирам рассказывать о своем положительном опыте.

Важную роль в реализации стратегии  качества сыграла мобилизация физического  и интеллектуального потенциала рабочих. Этот процесс больше известен как «кружки качества». Работа кружков  представляла групповой анализ положения  дел на конкретном участке производства и выработку конкретных предложений  по совершенствованию организации  качества. Особенностью кружков была спокойная обстановка обсуждения и  академический дух дискуссий. Это  помогало развивать систему пропаганды национального значения изготовления и эффективного использования высококачественной продукции.

Важную роль играло государственное  влияние на повышение качества. Продукция, предназначенная для продажи  на внешнем рынке, подлежала обязательной сертификации. Если предпринимались  попытки продать несертифицированную  продукцию за рубежом, такие действия рассматривались как контрабанда (со всеми вытекающими из этого  последствиями).

В процессе реализации стратегии тотального качества руководители японских промышленных предприятий научились максимально  использовать потенциал своих сотрудников  с гораздо большей эффективностью, чем в каком-либо другом государстве. Многие руководители японских предприятий  прошли все этапы становления  системы качества и стали выдающимися  менеджерами.

К их числу относится доктор К. Исикава. Он родился в 1915 г. в семье промышленника и будущего президента Федерации экономических ассоциаций «Кейдарен», окончил в 1939 г. Токийский университет по специальности «прикладная химия» и поступил на работу в компанию, которая занималась сжижением угля. В 1939-1941 гг. был офицером технической службы. В 1949 г. он возвратился в университет и стал изучать в Японском союзе ученых и инженеров (ЯСУИ) статистические методы контроля. С этого времени кроме дисциплин проектирования он преподавал и методы управления качеством. Через восемь лет стал консультантом по использованию статистических методов контроля и начал проявлять интерес к исследованиям социологических проблем. управления качеством.

В 1950 г. приехавший из США по приглашению  Японского союза ученых и инженеров  для чтения лекций по управлению качеством  известный американский специалист по статистическим методам контроля качества У. Э. Деминг свой авторский гонорар от публикации курса этих лекций предоставил для учреждения премий: две для отдельных лиц и одну — для предприятия. Одну из премий для развития теоретических принципов статистических методов контроля предоставляют К. Исикаве. Премия У.Э. Деминга в Японии является одной из самых престижных. Предприятия, получившие эту премию, внесли большой вклад в организационную перестройку многих отраслей промышленности.

В 1952 г. К. Исикава стал директором ЯСУИ и руководил исследованиями по разработке стандартов качества промышленной продукции. Эти научные изыскания впоследствии стали основой стандартов Международной организации по стандартизации (ИСО). Следует отметить, что Япония стала членом ИСО еще в 1952 г. и оказала большое влияние на ее развитие.

В 1969 г. К. Исикава стал членом Японского национального комитета по участию в ИСО, с 1976 г. он постоянный участник работы Генеральной ассамблеи и Совета ИСО, с 1981 г. — член исполкома ИСО и участник Конгресса стран Тихоокеанского бассейна по стандартизации (ПАСК). Исследования социологических проблем качества привели К. Исикаву к идее, реализация которой отличает японские методы управления качеством от любых других.

Его идея основывалась на следующих  постулатах. Если дефекты в продукции  возникают на различных этапах процесса производства, то вряд ли даже самый строгий контроль их устранит. Вместо того чтобы полагаться на контроль, нужно предупреждать возникновение дефектов. Это можно сделать с помощью контроля за факторами, которые влияют на возникновение дефектов в конкретном технологическом процессе.

Подход к управлению качеством  процесса производства в корне изменял  применяемую систему контроля качества. Дело в том, что при создании системы  контроля вся работа в соответствии с классическим принципом должна выполняться только одним подразделением (отделом технического контроля, отделом  качества). Основная задача этого подразделения  — «на выходе» не допускать  дефектные изделия в дальнейшее использование. Управление процессом  заставляет включаться в обеспечение  качества сборочные участки, субподрядчиков, отдел сбыта, материально-технического снабжения и технологический. В  дальнейшем, после реализации первого  шага процессного подхода, в управление качеством включились: отдел планирования, опытно-конструкторских разработок и исследований, связанных с внедрением в производство новых видов продукции, а также бухгалтерия, отдел трудовых отношений и отдел кадров.

В эволюционном переходе от функции  качества (отдельной операции и отдельного рабочего) до процесса качества (участвуют  соответствующие подразделения) и  привлечения всех подразделений  организации и всего персонала  решались проблемы конкурентоспособности  продукции. ЯСУИ как исследовательское  подразделение оказывало (и оказывает  в настоящее время) ключевое влияние  на развитие образования в области  качества для всего населения.

В 1950-х гг., для того чтобы привлечь в процесс обучения как можно  больше людей, были организованы по радиовещанию заочные курсы по управлению качеством  для мастеров. Программы были настолько  хорошо приняты, что Японская радиовещательная корпорация согласилась транслировать  все программы учебного курса. По материалам занятий большим тиражом  издали «Учебное пособие по управлению качеством для мастеров (статуса "А" и "В")», через год редакция журнала «Статистический контроль качества» выпустила специальное  дополнение, в котором в простой, доходчивой форме освещались теоретические  и практические вопросы, касающиеся функций мастеров. С 1962 г. стал выпускаться  журнал «Управление качеством для  мастеров», время от времени он устраивал  дискуссии для рабочих. Простые статистические методы, которые узнавали рабочие из журнала, групповая работа по их изучению и обсуждение применения методов на рабочем месте оказались эффективными.

Групповая деятельность стала основной формой работы кружков качества на промышленном предприятии. Но для того чтобы не нарушить сложившуюся традицию, К. Исикава разработал несколько принципов вовлечения в работу.

 

•   Принцип добровольности (начинать кружковую работу с теми, кто заинтересован).

•   Самосовершенствование (члены  кружка должны проявлять желание  учиться).

•   Взаимное развитие (члены  кружка должны расширять свой кругозор и сотрудничать с членами других кружков).

•   Всеобщее участие (цель кружка качества — полноценное участие  всех рабочих в управлении качеством).

В 1965 г. было зарегистрировано 3700 групп, занимающихся проблемами управления, в 1990 г. — около полутора миллионов  кружков качества, включающие более 10 млн членов.

Следует отметить, что реализация принципов работы кружков соответствовала  общественным и культурным традициям  японцев (рис. 3.3.3).

В США и Европе — другие традиции. Решение вопросов управления качеством, несмотря на желание использовать опыт Японии, остается прерогативой ученых. В США и Европе специалист по качеству после получения соответствующего диплома принимается на работу сотрудником  отдела управления качеством. В дальнейшем его ждет карьера в этой области  — руководитель группы, начальник  отдела и т. д. Он становится профессионалом, к нему обращаются за консультацией  по конкретным вопросам, но фактически — только он и решает все проблемы качества. В Японии инженер, поступая на работу, знает, что должен пройти поочередно различные подразделения: от коммерческого отдела до отдела по управлению качеством, где с накопленной базой знаний и опыта может сделать карьеру.

Информация о работе Современные модели менеджменнта