Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 17:19, реферат
Организация вертикальных и горизонтальных связей, проектного управления необходима и на средних по размеру предприятий. Это имеет прямое отношение ко всем случаям, когда между высшим руководством организации и персоналом, выполняющим непосредственную работу, существует промежуточный руководящий состав, а также когда вообще имеется возможность осуществить определенное разделение труда. При всех условиях возникает проблема выбора того или иного типа организационной структуры, адекватного реальным требованиям внешней и внутренней среды, задачам удовлетворения потребительского спроса, технологического и социального развития, достижения экономически эффективных результатов.
Далее мы рассмотрим основные типы организационных структур.
1.3 Принципы формирования организационных структур
Под организационной структурой
Структура управления обеспечивает выполнение общих и конкретных функций управления, сохраняет целесообразные вертикальные и горизонтальные связи и разделение элементов управления.
Вертикальное
разделение определяется числом уровней
управления, а также их подчиненностью
и директивными отношениями. Горизонтальное
разделение осуществляется по отраслевым
признакам. Оно может быть ориентировано
на:- подпроцессы промышленного
Организационная структура регулирует:- разделение задач по отделениям и подразделениям;- их компетентность в решении определенных проблем;- общее взаимодействие этих элементов.
Основные законы
рациональной организации:- упорядочение
задач в соответствии с важнейшими
точками процесса;- приведение управленческих
задач в соответствии с принципами
компетентности и ответственности
(согласование компетентности и ответственности,
согласование «поля решения» и доступной
информации, способность компетентных
функциональных единиц принять к
решению новые задачи);- обязательное
распределение ответственности (не
за сферу, а за «процесс»);- короткие
пути управления;- баланс стабильности
и гибкости;- способность к
На организационную структуру влияют следующие факторы:- размеры предприятия;- применяемая технология;- окружающая среда.
Можно выделить несколько требований к построению рациональной организационной структуры:
1. Организационная
структура управления должна, прежде
всего, отражать цели и задачи
организации, а, следовательно,
2. Следует предусматривать
оптимальное разделение труда
между органами управления и
отдельными работниками,
3. Формирование
структуры управления надлежит
связывать с определением
4. Между функциями
и обязанностями, с одной
Важность формирования
эффективной организационной
1.Принцип обоснованности
Этот принцип
подразумевает обязательность применения
научных методов и подходов, учета
реальных условий функционирования
организации, анализа недостатков
действующей организационной
2. Принцип оптимальности и сба
Это способность
организационной структуры
3. Принцип гибкости и динамичн
Имеется ввиду необходимость учета влияния фактора времени, анализа проявляющихся и прогнозируемых в будущем причин, которые могут привести к
изменению внешних и внутренних условий работы организации. Это наделяет организационную структуру способностью к своевременной перестройке и совершенствованию.
4. Принцип эффективности
Подразумевает необходимость формирования организационной структуры,
способствующей наилучшему достижению цели организации.
5. Принцип плановости и перспе
На основе изучения прогнозов развития организации, изменения его структуры, технологии
планировать изменения в организационной структуре с целью эффективной реализации проектов и поддержки приоритетных направлений
деятельности организации.
6. Принцип компетентности
Наличие в подразделениях
организационной структуры
Применяемые в
настоящее время
Основополагающими факторами, под воздействием которых должна формироваться организационная структура управления организации, являются:
- особенность
целей, которые преследует
- масштаб производства, объем продаж, сложность работы;
- производственная структура организации;
- имеющиеся научно-
- степень самостоятельности организации;
Работа по формированию
и совершенствованию
Качественный подход содержит аргументацию, не облеченную
в математическую форму, а представляющую собой совокупность логических оценок.
Количественный подход предполагает формализацию процедуры принятия решения на основе использования математических моделей и оценочных показателей.
1.4 Типы организационных структур
Организационная структура предусматривает распределение функций и полномочий на принятие решений между руководящими работниками фирмы, ответственными за деятельность структурных подразделений, составляющих организацию фирмы.
Основные проблемы, возникающие при разработке структур управления:
установление правильных
взаимоотношений между
распределение ответственности между руководителями;
выбор конкретных схем управления и последовательности процедур при принятии решений;
организация информационных потоков;
выбор соответствующих технических средств.
Проблема совершенствования
организационной структуры
Организационная структура направлена прежде всего на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями фирмы, распределения между ними прав и ответственности. В ней реализуются различные требования к совершенствованию систем управления, выражающиеся в тех или иных принципах.
Организационные структуры управления промышленными фирмами отличаются большим разнообразием и определяются многими объективными факторами и условиями. К ним могут быть отнесены, в частности, размеры производственной деятельности фирмы (мелкая, средняя, крупная); производственный профиль фирмы (специализация на выпуске одного вида продукции или широкой номенклатуры изделий различных отраслей); характер выпускаемой продукции и технология её производства (продукция добывающих или обрабатывающих отраслей, массовое или серийное производство); сфера деятельности фирмы (ориентация на местный рынок, национальный или внешний рынок); масштабы заграничной деятельности и формы её осуществления (наличие дочерних предприятий за границей, в том числе производственных, сбытовых и др.); характер монополистического объединения (концерн, финансовая группа).
Организационная структура фирмы и её управление не являются чем-то застывшим, они постоянно изменяются, совершенствуются в соответствии с изменяющимися условиями.
В зависимости от характера
связей между различными подразделениями
различают следующие формы
Линейная организационная структура основывается на принципе единства распределения поручений, согласно которому право отдавать распоряжения имеет только вышестоящая инстанция. Соблюдение этого принципа должно обеспечивать единство управления.
Такая организационная структура образуется в результате построения аппарата управления из взаимоподчинённых органов в виде иерархической лестницы, т.е. каждый подчинённый имеет одного руководителя, а руководитель имеет несколько подчинённых.
Два руководителя
не могут непосредственно
Простое построение
Однозначное ограничение задач, компетенции, ответственности
Жесткое руководство органами управления
Оперативность и точность управленческих решений
Недостатки:
Затруднительные связи между инстанциями
Концентрация власти в управляющей верхушке
Сильная загрузка средних уровней управления
Линейная структура управления используется мелкими и средними фирмами, осуществляющими несложное производство, при отсутствии широких кооперационных связей между предприятиями.
Функциональная
организационная структура осно
Например, рабочий в цехе получает поручения не от одного человека (мастера), а от нескольких штатных единиц, т.е. действует принцип многократной подчинённости. Поэтому такую организационную структуру называют многолинейной.
Функциональная структура управления производством нацелена на выполнение постоянно повторяющихся рутинных задач, не требующих оперативного принятия решений. Функциональные службы обычно имеют в своём составе специалистов высокой квалификации, выполняющих в зависимости от возложенных на них задач конкретные виды деятельности.
К преимуществам такой структуры можно отнести:
Сокращение звеньев
Уменьшение дублирования работ
Укрепление вертикальных связей и усиление контроля за деятельностью нижестоящих уровней
Высокая компетентность специалистов, отвечающих за выполнение конкретных функций
К недостаткам:
Неоднозначное распределение ответственности
Затруднённая коммуникация
Длительная процедура принятия решений
Возникновение конфликтов из-за несогласия с директивами, так как каждый функциональный руководитель ставит свои вопросы на первое место
Функционально-линейная структура (штабное управление) представляет собой комбинацию линейной структуры с системой выделения определённых функций. При линейных руководителях создаются специальные подразделения (штабы), которые помогают линейному менеджеру в выполнении отдельных функций управления.
Эти штабы могут:
Ограничиваться центральными уровнями управления (штабы руководства);
Находиться в нескольких уровнях управления;
Образовывать штабную иерархию на всех уровнях управления.
Штабы на нескольких уровнях
иерархии должны давать консультации
и участвовать в подготовке решений,
но они не обладают правами принятия
решений и руководства
Информация о работе Современные направления совершенствования структуры управления организации