Современные направления совершенствования структуры управления организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 17:19, реферат

Описание

Организация вертикальных и горизонтальных связей, проектного управления необходима и на средних по размеру предприятий. Это имеет прямое отношение ко всем случаям, когда между высшим руководством организации и персоналом, выполняющим непосредственную работу, существует промежуточный руководящий состав, а также когда вообще имеется возможность осуществить определенное разделение труда. При всех условиях возникает проблема выбора того или иного типа организационной структуры, адекватного реальным требованиям внешней и внутренней среды, задачам удовлетворения потребительского спроса, технологического и социального развития, достижения экономически эффективных результатов.
Далее мы рассмотрим основные типы организационных структур.

Работа состоит из  1 файл

Сашке.docx

— 52.98 Кб (Скачать документ)

При матричной  структуре управления руководитель программы (проекта) работает с непосредственно  не подчинёнными ему специалистами, которые подчинены линейным руководителям. Он в основном определяет, что и  когда должно быть сделано по конкретной программе. Линейные же руководители решают, кто и как будет выполнять  ту или иную работу.

Проблемы, возникающие  при установлении приоритетов заданий  и распределении времени работы специалистов над проектами, могут  нарушать стабильность функционирования фирмы и затруднять достижение её долгосрочных целей. Для обеспечения  координации работ в условиях матричной структуры управления центр управления программами призван  увязывать выполнение управленческих процедур отдельными функциональными  и линейными подразделениями.

Матричные структуры  управления, дополнившие линейно-функциональную организационную структуру управления новыми элементами, открыли качественно  новое направление в развитии наиболее активных и динамичных проблемно-целевых  и программно-целевых организационных  форм управления, которые нацелены на подъём творческой инициативы руководителей  и специалистов и выявление возможностей значительного повышения эффективности  производства на основе ускорения темпов его технического развития, обеспечивающего  рост производительности труда, снижение издержек производства и улучшение  качества выпускаемой продукции.

Преимущества  матричной структуры управления:

Значительная  активизация деятельности руководителей  и работников управленческого аппарата за счет формирования программных подразделений  активно взаимодействующих с  функциональными подразделениями, усиление взаимосвязи между ними.

Разделение функций  управления между руководителями, ответственными за обеспечение высоких конечных результатов (руководители проектных  и программных групп и управлений) и руководителями, ответственными за обеспечение наиболее полного использования  имеющихся производственных, материальных и трудовых ресурсов (начальники функциональных подразделений). Такие руководители совместно контролируют работы по составлению  оперативных производственных планов и их выполнению.

Вовлечение руководителей  всех уровней и специалистов в  сферу активной творческой деятельности по ускоренному техническому совершенствованию  производства.

Матричная структура  позволяет:

Сокращать нагрузки на руководителей высшего уровня управления путём передачи полномочий принятия решений на средний уровень  управления при сохранении единства координации и контроля за ключевыми  решениями на высшем уровне

Обеспечивать  гибкость и оперативность маневрирования ресурсами при выполнении нескольких программ в рамках одной фирмы

Ликвидировать промежуточные  структурные звенья при оперативном  управлении программами

Усилить личную ответственность руководителя как  за программу в целом, так и  за её элементы

Организовать  четкое взаимодействие на базе перераспределения  задач в системе управления

Применять современные  методы управления

Решать такие  задачи, как сокращение сроков создания новой техники и технологии, уменьшение стоимости работ, улучшение качества создаваемых технических систем, где сама специфика производства требует быстрого совершенствования  выпускаемой продукции и технологии её производства.

Матричные структуры  управления получили наиболее широкое  применение и развитие прежде всего  в аэрокосмической промышленности, где возникла объективная необходимость  в координации деятельности большого числа отдельных промышленных фирм для осуществления уникальных крупномасштабных проектов и программ в пределах ограниченных временных рамок и выделенных финансовых средств.

Матричные структуры  управления способствуют проведению частых перестроек, связанных с внедрением новейших технологических процессов  и более производительного технологического оборудования, что ведёт к изменениям в организационной структуре  управления фирмой в целом.

При переходе к  матричным структурам управления наибольший экономический эффект достигается  на крупных предприятиях и многозаводских промышленных комплексах, выпускающих  сложную продукцию.

Матричная структура  управления включает: проектную структуру  управления и проблемно-целевую  структуру управления.

Типы матричных  структур весьма разнообразны, что  позволяет выбирать наиболее подходящую структуру с учетом масштабов  и особенностей производства. Это  простейшие формы координации работ, получившие развитие в научно-исследовательских  организациях; внутрифирменные и  заводские проблемно-целевые формы  управления, применяемые для решения  локальных задач; сложные проектные  и программные (по продукту) матричные  структуры. Все они ориентированы  на ускорение и эффективное решение  поставленной конкретной цели.

Продуктовая структура. Один из распространенных способов развития фирм - это увеличение ассортимента производимой и реализуемой продукции. При успешном осуществлении управления несколько продуктовых линий могут достигнуть столь высокого объема продаж, что сами могут потребовать существенной структуризации. С этой проблемой столкнулись пионеры дивизионной структуры Procter & Gamble и General Motors. Они нашли решение путем создания дивизионально-продуктовой структуры организации, где отделения создавались по основному продукту. В настоящее время крупные производители потребительских товаров используют именно такую структуру.

При этой структуре  полномочия по руководству производством  и сбытом какого-либо продукта или  услуги передаются одному руководителю. Руководители вторичных функциональных служб должны отчитываться перед  управляющим по этому продукту.

Продуктовая структура  позволяет уделять конкретному  продукту столько же внимания, сколько  ему уделяет небольшая фирма, выпускающая один-два вида продукции. По результатам исследований, фирмы  с продуктовой структурой достигают  больших успехов в производстве и реализации новой продукции. Это  может происходить от того, что  в продуктовой структуре очень  четко определено, кто отвечает за получение прибыли, для нее характерен контроль затрат и соблюдение графиков. Эти организации способны на более  быстрое реагирование на изменения  условий конкуренции, технологии и  покупательского спроса.

Возможный недостаток структуры - увеличение затрат вследствие дублирования одних и тех же видов  работ для различных видов  продукции. В каждом продуктовом  отделении есть свою функциональные подразделения, но, возможно, не такого размера, чтобы максимально эффективно использовать имеющиеся технические  средства и оборудование.

Организационная структура, ориентированная  на потребителя. Некоторые организации производят большой ассортимент товаров или услуг, которые отвечают запросам нескольких крупных групп потребителей (рынков). Каждая группа имеет четко определенные специфические потребности. Если два или более таких клиента становятся особенно важными для фирмы, она может использовать организационную структуру, ориентированную на потребителей.

Цель такой  структуры состоит в том, чтобы  удовлетворить этих потребителей так  же хорошо, как и организация, которая  обслуживает всего одну их группу.

Большие издательства, например, имеют подразделения, занимающиеся литературой для взрослых (общего чтения), юношеской литературой, учебниками для высшей и средней школы. Каждое из этих подразделений ориентируется  на своего покупателя и действует  как практически независимая  компания. Следовательно, каждое из них  имеет свой редакторский отдел, отделы маркетинга и финансов, производственный. Другой пример активного использования  организационной структуры, ориентированной  на потребителя, - это коммерческие банки. Основные группы пользующихся их услугами - это индивидуальные клиенты (частные лица), фирмы, организации (пенсионные фонды и университеты), трастовые  фирмы, банки-корреспонденты, международные  финансовые организации. Организационные  структуры, ориентированные на покупателя, в равной степени характерны для  торговых фирм, торгующих оптом и  в розницу.

Преимущества  и недостатки структуры, ориентированной  на покупателя, в общем те же, что  и у продуктовой структуры, если учесть различия, связанные с разной целевой функцией.

 

 

2. Выводы и предложения  по совершенствованию исследуемой  структуры управления

И теоретический  менеджмент, и реальная практика убедительно  доказывают, что одна из наиболее серьезных  проблем, которая возникает при  реструктуризации компании - подавление сопротивления существующей организационной  структуры. Дело в столкновении интересов  внутри коллектива. Это, во-первых, лишняя численность в цехах вспомогательных  производств, возникающая при снижении объемов производства. Эти излишки  практически невозможно полностью  выявить традиционными административными  методами. Во-вторых, это наличие  подразделений, являющихся внутренними  монополистами, на признаках которых  мы также останавливались в предыдущих разделах. Довольно часто их услуги (например, транспортные) обходятся  предприятию намного (порой в  несколько раз) дороже реальной рыночной стоимости таких услуг. В-третьих, к резервам можно отнести наличие  функциональных подразделений и  отдельных работников, потребность  в которых отпала (полностью или  частично) в процессе перехода к  рынку.

Не смотря на то, что преобразование структуры  управления может длиться уже  в течении нескольких лет, множество  перечисленных проблем актуальны  и по сегодняшний день.

Основными направлениями, способствующими совершенствованию  структуры управления предприятия  можно назвать следующие:

1. Повышение  профессионализма в управлении.

Непрофессионально принятое решение ничуть не лучше  слишком тесной обуви или неправильно  назначенного лечения. Поэтому нужно  вести работу по повышению квалификации работников.

2. Применение  современных технологий управления.

3. Информация  требует должного внимания.

Ни одно управленческое решение не может  быть принято без ознакомления и  анализа соответствующей информации. Недостоверная информация приводит к ошибочным решениям.

4. Принять  эффективное управленческое решение  не такая простая задача.

Выработка и принятие управленческого решения - сердцевина управленческой деятельности руководителя предприятия. Выработка и принятие управленческого решения невозможно без использования хорошо проанализированной информации о проблеме, по которой  принимается решение, о ситуации в которой оно принимается.

Современные технологии предоставляют руководителю дополнительные средства как по анализу информации, так и по процедурам выработки  управленческих решений, сравнительной  оценки альтернативных вариантов решений, прогнозированию и разработке сценариев  ожидаемого развития ситуации.

5. Надо пользоваться  услугами консультантов.

Сегодня уже понятно, что руководитель не обязан, да и  не в состоянии, одинаково хорошо разбираться во всех областях деятельности предприятия.

6.Выполнение  принятого решения надо контролировать.

Совершенствование системы контроля повысит эффективность принимаемых решений.

7.Управленческий  процесс надо, по возможности,  автоматизировать.

На столе у  каждого руководителя должен стоять, по крайней мере, компьютер, который  он должен уметь эффективно использовать.

 

Список литературы

1. Виханский О. С., Наумов А.  И. Менеджмент. Учебник. Третье  издание. - М.: Гардарики, 2001.

2. Герчикова И. Н. Менеджмент. Учебник. Третье издание. - М.: ЮНИТИ, 2002.

3. Виханский, О.А.. Наумов, А.И. Менеджмент: учебник / О.А Виханский, А.И. Наумов. - М.: Экономистъ, 2007. - 288 с

4. Егоршин, А.П.  Основы менеджмента. Учебное пособие  / А.П. Егоршин. - Н. Новгород, 2008. –  317с

5. Катернюк, А.  В. Исследование систем управления. Введение в организационное проектирование/Учебник  для вузов//Феникс, 2009 - 320 с.

6. Клишевич, Н.  Б. Финансы организаций: менеджмент  и анализ. Учебное пособие / Н.  Б. Клишевич, М.: Кнорус, 2009. - 301 с.

7. Комплексный  экономический анализ предприятия  / Под ред. Н.В. Войтоловского,  А.П. Калининой. - СПб.: Питер, 2010. - 256 с.19. Крейчман, Ф. С. Эффективное управление  предприятием. Учебное пособие / Ф. С. Крейчман, М.:РАЕН, - 2009. - 367 с.

8. Менеджмент  организации: Учебник. Под ред.: А. В. Тебекина, Б. С. Касаева  / М.: Кнорус, - 2010. - 414 с

9. Мильнер, Б.З.  Теория организации Учебник / Б.З. Мильнер, 7-е изд.,перераб. и  доп. - М.: ИНФРА-М, - 2010. - 864 с.

10. Поршнев, А.Г.  Управление организацией. Учебник  / А.Г. Поршнев, З.П. Румянцева,  Н.А. Саломатина. - 3-е изд., перераб.  и доп. //М.: ИНФРА-М, 2009. - 736 с.

 


Информация о работе Современные направления совершенствования структуры управления организации