Современные организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 15:13, контрольная работа

Описание

В теории управления и организации существует множество различных определений организации. Остановимся на одном из самых распространенных, предложенных американским теоретиком Честером Барнардом. [1, с. 25]
Организация – объединение людей, чья совместная деятельность сознательно координируется ради достижения общей цели или совокупности целей.

Содержание

1. Современные организации. Виды и типы организаций, преимущества и недостатки 3
2. Задание 9
3. Определить типы организационных структур. 14
Список использованной литературы 18

Работа состоит из  1 файл

менеджмент 1.docx

— 98.76 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

 

1. Современные организации. Виды и типы организаций, преимущества и недостатки 3

2. Задание 9

3. Определить типы организационных структур. 14

Список использованной литературы 18

 

  1.  Современные организации. Виды и типы организаций, преимущества и недостатки

 

В теории управления и организации  существует множество различных определений организации. Остановимся на одном из самых распространенных, предложенных американским теоретиком Честером Барнардом. [1, с. 25]

Организация – объединение людей, чья совместная деятельность сознательно координируется ради достижения общей цели или совокупности целей.

При всем многообразии определений  организации – это особые социальные образования, позволяющие обществу и людям добиваться целей, которых не могут достичь индивиды, действуя в одиночку.

Для организаций характерен целый  комплекс признаков, которые отличают их от других разновидностей групп  и социальных образований. [1, с. 26–27]

Наличие совокупности целей. Организация  функционирует до тех пор, пока у  нее есть хотя бы одна объединяющая всех ее членов цель. Все организационные цели выстроены в определенной системе, которую называют «деревом целей» или «целевой иерархией».

Совместная деятельность. Эта деятельность в самом общем плане имеет целерациональную ориентацию, т.е. люди – члены организации – в основном действуют рационально по отношению к целям своей организации.

Особая система организационных  отношений. Организационная деятельность в целом и деятельность входящих в нее людей в существенной степени структурирована и имеет определенную иерархию, существуют определенные регуляторы внутриорганизационных взаимодействий.

Управление – сознательная координация усилий и организационной деятельности для достижения целей.

Технологичность. Деятельность людей в организации связана с преобразованием определенных ресурсов. При этом используются достаточно стабильные по содержанию и структуре алгоритмы и процедуры, которые вместе с инструментарием и знаниями составляют технологию деятельности.

Организационная культура. Закрепление и объективизация определенных действий и символики, формирование на этой основе организационной культуры – специфичного для организации набора норм и моделей поведения людей, ценностей, идеологии, который позволяет достаточно четко отделить организацию от других типов социальных групп и образований.

Известный американский специалист в  области теории организации Ричард Дафт так формулирует основные социальные функции организации. [3, с. 41]

Интеграция ресурсов и возможностей ради достижения желаемых целей. Люди могут это сделать только с помощью организаций. Всякое другое объединение (например, толпа или группа зрителей в кинотеатре) не решает таких задач.

Эффективное и удовлетворяющее  потребителей производство продуктов и услуг. Ни индивиды, ни человеческие сообщества, созданные на других основах, не могут эффективно удовлетворять разнообразные потребности людей в комплексе.

Улучшение и упрощение инновационных  процедур и процессов. Научно-технический прогресс и, в частности, новые информационные и производственные технологии проникают в жизнь каждого человека благодаря разнообразным организациям.

Приспособление к изменениям во внешней среде и оказание влияния  на нее. Организации изменили наш  мир, но и мир меняет организации.

Создание новых ценностей для  владельцев, работников и потребителей. Речь идет не только о материальных ценностях, хотя, конечно, о них в первую очередь. Такие духовные ценности, как лояльность, корпоративный дух, удовольствие от работы, имидж, репутация, связаны с появлением и деятельностью организаций.

Составление любой типологии – это способ лучше понять окружающий нас мир, в данном случае – мир организаций. Для менеджера или человека, занимающегося исследованиями в области управления, типология организаций играет роль своеобразного путеводителя, помогающего создать определенный образ окружающей реальности.

Американский исследователь Чарльз Уорринер [5, с. 128] называл такие классификации традиционными, народными или «типологиями здравого смысла». Классификации организации по организационно-формальным критериям – самые явные и очевидные. Собственно, они гораздо более важны с точки зрения практики управления и права, чем теории организации, но все же уделим им внимание.

Типы организации по форме собственности (кому они принадлежат) подразделяются на частные, государственные, муниципальные, смешанные.

По отношению к прибыли –  на:

– коммерческие организации – в которых получение и распределение прибыли между учредителями (акционерами) является уставной целью деятельности;

– некоммерческие организации – основная цель состоит в удовлетворении неких общественных потребностей, а прибыль (если вдруг она появляется) может быть направлена только на развитие самой организации.

По организационно-правовым формам выделяют: товарищества, кооперативы, акционерные общества (с различными степенями ответственности), дочерние и зависимые общества, фонды, ассоциации, учреждения, некоммерческие партнерства и т.д.

Все они отличаются особенностями  создания, регистрации, осуществления полномочий руководством, формами отчетности и ведения документации и т.д. Здесь же выделяют организации с образованием юридического лица и без такового (ПБОЮЛ).

По отрасли производства выделяют большое количество организаций, например: промышленные, сельскохозяйственные, торговые, образовательные и т.д.

По содержанию деятельности организации подразделяются на: добывающие, обрабатывающие, сборочные (например, в промышленности и сельском хозяйстве), исследовательские, проектные, обучающие, просветительские (музеи) и т.п.

В рамках этого же подхода выделяются так называемые «надорганизации» – объединения, имеющие в своем составе несколько полностью или относительно юридически самостоятельных организаций, часто – функционирующих в различных сферах и выпускающих разнообразную продукцию (услуги). К таким организациям можно отнести холдинги, концерны, тресты, консорциумы, конгломераты. Они могут строиться для решения различных задач, иметь постоянный или временный характер, сильно различаться по способам построения и структуре и т.д. Главное, что их всех объединяет – все они, являясь тоже организациями, состоят из организаций в рассматриваемом нами смысле слова. Поэтому с точки зрения организационной теории они находятся в том же положении, что и все остальные организации.

Функциональный подход предложен в 1960 г. американским социологом Толкоттом Парсонсом (1902–1979) [5, с. 131] в рамках его теории структурно-функционального анализа общества и социальных явлений.

В этом подходе организации выделяются по функциям, реализуемым в обществе – по их предназначению.

Производственные организации производят вещи и продукты, потребляемые членами общества.

Регулятивные (политические) организации обеспечивают формулирование и достижение общественных целей, «отвечают» за формирование и реализацию властных отношений. Сюда можно отнести большинство организаций государственного и муниципального управления, политические партии и т.д.

Социальные организации сохраняют традиции, обеспечивают социальную преемственность, передачу социального опыта. Это и церковь, и образовательные организации, и музеи, и редакции, и издательства и тому подобное.

Интегративные организации выполняют функции улаживания конфликтов, мотивирования членов общества, согласования целей и деятельности отдельных социальных групп и общностей. Это, например, прокуратура и суд; отчасти – средства массовой информации, некоторые из государственно-муниципальных организаций (собесы).

В рамках социально-психологического подхода организации классифицируются по совокупности социально-психологических отношений, которые в них складываются, включая степень регламентации деятельности, иерархичности, контроля за деятельностью людей, особенностями отношений между людьми в процессе работы.

Простые (харизматические) организации. Это, как правило, небольшие организации, создаваемые членами одной семьи, близкими друзьями или соратниками. Во главе таких организаций стоит лидер, обладающий харизмой, способный управлять силой своего обаяния. Такие организации нестабильны, в них нет выраженной иерархии и норм. Место члена организации в ее иерархии в очень большой степени зависит от степени близости к лидеру.

Очень многие, особенно малые, организации, в начале своего пути представляются именно как простые. По мере развития происходит институционализация отношений (установление норм, формализация отношений и т.д.), и такая организация превращается в другие типы.

Ассоциации. Этот тип организаций называют еще союзными, подчеркивая тот факт, что они представляют собой своеобразный союз людей, объединившихся на добровольной основе.

Ассоциации создаются для защиты и продвижения интересов своих  членов, членство в них добровольное и она слабо связана с регулятивными  органами. В таких организациях уже  более четко структурированы  и формализованы отношения, есть даже то, что называют аппаратом управления (но он, как правило, выполняет представительские и координирующие функции). Отношения между членами организации регулируются достаточно гибкими правилами и нормами и мало зависят от отношений с лидером, да и сам лидер не играет той роли, которая характерна для харизматических организаций.

Примеры ассоциаций: хобби-сообщества (нумизматы, филателисты), политические партии (кроме, например, КПСС и нацистской партии в фашистской Германии), научные, религиозные, этнические (землячества) сообщества, потребительские и экологические и подобные им организации.

Ассоциации – это одна из форм гражданского общества, они являются главным способом самовыражения людей, которые не могут сделать это иными способами – через участие во власти или бизнес.

Тотальные организации. Эти организации, в отличие от ассоциаций, создаются, как правило, «сверху» – государством, политическими и религиозными структурами, армией и т.д. Они создаются для того, чтобы реализовывать четко сформулированные задачи: оборона и охрана, развитие государства, защита государственных и общественных интересов, содействие общественному благу (в понимании указанных органов). Отношения в таких организациях жестко структурированы, формализованы и иерархизированы. Члены тотальных организаций находятся в относительной или даже абсолютной изоляции от общества, их деятельность (а часто даже внеорганизационная жизнь) находится под контролем руководства или других членов организации. Лидер (руководитель) назначается и обладает практически неограниченной властью. В таких организациях складывается ярко выраженная субкультура (свой язык – жаргон, способы общения, ритуалы и т.д.)

  1. Задание

В каких предприятиях линейную организационную  структуру и почему их следует  применять.

— линейно-функциональную организационную  структуру управления предприятием.

— штабную организационную  структуру управления предприятием.

— матричную организационную  структуру управления предприятием.

 

Линейно-фукциональные организационные структуры являются наиболее распространенными в настоящее время. Они удачно сочетают линейные (производственные) подразделения, выполняющие весь объем основной производственной деятельности, с отделами и службами, реализующими конкретные функции управления в масштабах всей организации (планирование, финансы, бухгалтерия, маркетинг, кадры).

Оформленные по линейно-функцональному принципу организации, сохранив жесткость и простоту линейных структур, приобрели высокопроизводительный, специализированный управленческий потенциал. Освобождение линейных подразделений от решения общеорганизационных управленческих задач позволило резко увеличить масштабы их деятельности и реализовать тем самым полученный от этого положительный эффект . Выполнение управленческих функций на базе их разграничения и специализации менеджмента обеспечило рост качества управления всей организацией, повышение эффективности контроля за линейными подразделениями и достижение общеорганизационных ориентиров.

Передача текущего управления руководителям  линейных подразделений и функциональное разделение управленческой деятельности организации в целом позволяют  высшему руководству сосредоточиться  на решении стратегических проблем  развития предприятия, обеспечить его  наиболее рациональное взаимодействие с внешней средой. Впервые организационная  структура приобретает некоторый  стратегический потенциал, а менеджмент - условия его реализации .

Безусловным достоинством рассматриваемых  организационных структур является их гибкость. Линейно-функциональная организация  обеспечивает достаточные возможности  реструктуризации линейных подразделений  по мере роста организации, изменения  технологии, отделения родственных  производств. С развитием предприятия  изменяется и “набор” функциональных отделов, а также содержание выполняемых  ими задач. Так, в недавнем прошлом  отделы кадров сравнительно слабо взаимодействовали  с отделами организации труда  и заработной платы, в настоящее  время эти отделы все чаще объединяют в рамках единой службы управления персоналом фирмы. Заметим здесь  же, что само выделение функциональных подразделений придает особую значимость выполняемым ими операциям и  ведет к повышению роли и значения управленцев в организации.

Информация о работе Современные организации