Современные особенности организации инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 09:01, контрольная работа

Описание

Новое знание расширяет наши представления об окружающем мире, и в этом состоит его важнейшее предназначение. Но наряду с этим наука открывает новые возможности для удовлетворения реальных практических потребностей общества.
Судьба научных результатов складывается за порогом исследовательской лаборатории по-разному.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
1. Определение инновации и цели инновационной деятельности……………………4
2. Классификация инноваций…………………………………………………………….6
3. Организация управления инновационной деятельностью…………………………..9
Заключение………………………………………………………………………………13
Используемая литература……………………………………………………………….15

Работа состоит из  1 файл

совр. особ. организ.инновац. деят.docx

— 39.81 Кб (Скачать документ)

3. Организация управления инновационной деятельностью 

     Понимание роли и значения инновационной деятельности, усиление важности технологических  факторов в выборе стратегии развития организации находят свое отражение  в соответствующем качественном преобразовании организационных структур управления. При этом особое значение приобретает оценка взаимозависимости  изменения данных структур и конкретного  типа инновационной стратегии, избираемого  организацией. Результаты оценки необходимы для решения задач эффективного управления инновационной деятельностью  на всех этапах жизненного цикла нововведений в рамках принятой стратегии.

     Анализ  динамических процессов, происходящих во внутренней и внешней средах организации  при условии достаточно стабильной ситуации в экономике в целом, позволяет выявить взаимосвязь  между организационными и продуктово-технологическими изменениями с учетом целей, интенсивности  и масштабов последних.

     Результаты  анализа позволяют судить о влиянии  характера, интенсивности и масштабности научных, технических и технологических  нововведений на содержание и направленность организационных и управленческих нововведений. Первые являются своеобразным источником необходимости и возможности  последних, определяющим фактором их возникновения.3

     Кроме этого организационно-управленческие изменения, обеспечивающие новые качества оргструктур управления инновационной  деятельностью, как правило, влекут за собой расширение сферы их компетенции и в итоге повышение общего уровня инновационности организации как в сравнении с прежним уровнем, так и в сравнении с конкурентами.

     Важным  моментом в решении организационных  вопросов инновационного менеджмента  в организации является выбор  конкретного типа оргструктуры управления. Универсальной организационной  формы для всех видов инноваций  нет. Но в зависимости от сущности и характера определенного новшества  можно выбрать наиболее эффективные  организационные формы. Выбор будет  зависеть от:

    • готовности организации к изменениям;
    • основных тенденций долгосрочной технологической политики;
  • наличия благоприятной среды для возникновения идей и ресурсной базы для их реализации;
  • степени восприятия состояния внешней среды и быстроты реакции на ее изменения;
    • состояния внутренних и внешних коммуникаций;
  • климата, способствующего разрешению внутриорганизационных противоречий и конфликтов.

     Практика  показывает, что организационные  формы, а также приемы и методы управления инновационной деятельностью  передовых организаций не имеют  каких-либо принципиальных различий и  не отличаются особым совершенством  по сравнению с другими. Но такие  организации, как правило, применяют  свои уникальные, наиболее отвечающие условиям и характеру их деятельности – периодичности нововведений, источникам инновационных идей, масштабам и  типу организационной структуры  в целом, характеру технологии, параметрам рынка новой продукции и т.д.

     Таким образом, выбор и создание новых  организационных форм инновационного менеджмента в организации представляет собой совокупность следующих процессов:

  • формирование системы служб, охватывающей все аспекты инновационной деятельности;
    • определение сферы компетенции этих служб;
  • распределение обязанностей, ответственности и установление межфункциональных взаимосвязей как внутри самой системы, так и с другими подразделениями, прежде всего со службой маркетинга. Одновременно осуществляется распределение конкретных видов работ внутри инновационных служб.

     Основным  признаком, определяющим особенности  организации инновационного менеджмента, является профиль деятельности хозяйствующего субъекта. Следует учитывать специфику  инновационной деятельности научно-исследовательских, инженерных и других организаций, основной целью которых является проведение НИОКР, и организаций, где инновации  выступают средством достижения общехозяйственных целей. На практике в том и другом случаях применяются  различные формы организации  управления нововведениями.

     В зависимости от того, какие структуры  составляют организационную базу инновационного менеджмента, выделяются:

  • организации со специализированными структурами, обособленно управляющими инновационной деятельностью;
  • организации, не имеющие специализированных структур (функции инновационного менеджмента распределяются между традиционно существующими функциональными и производственными подразделениями);
  • организации со структурами смешанного типа, где существует специализированная служба, взаимодействующая с другими подразделениями и имеющая возможность реально воздействовать на них в сфере своей компетенции.

     Важной  характеристикой организации управления инновационной деятельностью является то, что здесь задействованы практически  все функциональные и производственные подразделения организации. С повышением степени их участия активнее протекают  инновационные процессы и пропорционально  увеличивается конечный эффект производственно-хозяйственной  деятельности в целом. Эта зависимость  означает, что наиболее рациональной является третья форма организации  управления инновационной деятельностью. Специализированные службы, обеспечивающие основное производство внутренними и внешними НИОКР, наиболее эффективны в крупных организациях, обладающих высоким научно-техническим потенциалом и собственной опытно-производственной базой и занимающих лидирующее положение в отрасли.4

     Современная практика инновационного менеджмента  имеет примеры разнообразных  организационных форм, которые достаточно точно отражают уникальность внешних  и внутренних условий деятельности каждой организации. Среди множества  тенденций в этой области, реализуемых  компаниями промышленно-развитых стран  для усиления ориентации инновационной  деятельности на цели рыночной конкуренции, в качестве ведущих выделяются следующие  способы организации управления инновационной деятельностью:

  • организационное обособление служб перспективного развития, т.е. внедрение «инновационных» структур
  • использование «рыночно-стратегических» структур и их разновидностей
  • развитие форм горизонтальной координации, т.е. проектного управления.

     Как известно, одним из основных этапов инновационного процесса является массовое производственное освоение конкретных нововведений. Оно обеспечивается несколькими  способами:

     во-первых, в рамках ранее сложившейся структуры  при условии формирования соответствующих  специализированных служб, возглавляющих  этот процесс

     во-вторых, во вновь создаваемых структурах, ориентированных именно

     на  него.

     От  выбора того или иного варианта зависит  конкретная форма организации управления инновационной деятельностью, избираемая товаропроизводителем.

     В мировой практике инновационного менеджмента  все известные организационные  формы разработки и освоения нововведений условно подразделяются на несколько  больших групп:

  • специальные подразделения по разработке новых продуктов (впервые стали образовываться в 50-е годы)
  • группа внутриорганизационных венчурных подразделений (разновидность этой формы – центры по развитию новых сфер бизнеса)
  • подразделения, объединяющие границы хозяйственной деятельности и позволяющие достигнуть высокого уровня рационального сочетания рутинного и инновационного процессов в рамках конкретного производства с учетом его специфики.5

     Заключение

     Внедрение новой техники и технологии –  это весьма сложный и противоречивый процесс. Принято считать, что совершенствование  технических средств снижает  трудозатраты, долю труда в стоимости  единицы продукции. Однако в настоящее  время технический прогресс «дорожает», так как требует создания и  применения все более дорогостоящих  станков, линий, роботов, средств компьютерного  управления; повышенных расходов на экологическую  защиту. Все это отражает на увеличении доли затрат на амортизацию и обслуживание применяемых основных фондов в себестоимости  продукции.

     Тем не менее, конкурентоспособность фирмы  или предприятия, их способность  удержаться на рынке товаров и  услуг зависит, в первую очередь, от восприимчивости производителей товаров к новинкам техники и  технологии, позволяющим обеспечить выпуск и реализацию высококачественных товаров при наиболее эффективном  использовании материальных ресурсов.

     Создатели инновации (новаторы) руководствуются  такими критериями, как жизненный  цикл изделия и экономическая  эффективность.

     Их  стратегия направлена на то, чтобы  превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области.

     Эффект  от использования инноваций зависит  от учитываемых результатов и  затрат. Определяют экономический, научно-технический, финансовый, ресурсный, социальный и  экономический эффект.

     Особенностью  современного этапа развития инновационной  деятельности является образование  в крупнейших фирмах единых научно-технический  комплексов, объединяющих в единый процесс исследование и производство. Это предполагает наличие тесной связи всех этапов цикла «наука - производство". Создание целостных  научно-производственно-сбытовых систем объективно закономерно, обусловлено  научно-техническим прогрессом и  потребностями рыночной ориентации фирмы.    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Используемая  литература

Валдайцев Р.В. Управление инновационным бизнесом М.-ЮНИТИ, 2001

Вераткова Ю.В., Симоненко Е.С. Управление инновациями: теория и практика – М.: Эксмо, 2008

Оголелова Л.Н. Инновационный  менеджмент – М.: ИНФРА-М, 2002

Оголелова Л.Н., Радиковский В.М.Инновационная деятельность предприятий Учебное пособие  М.: ФА, 1997

Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент – СПб.: Питер, 2005 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Информация о работе Современные особенности организации инновационной деятельности