Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 22:20, контрольная работа
Цель работы – рассмотреть современные подходы к управлению персоналом.
Для осуществления поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие персонал;
2. Узнать кто такой менеджер по персоналу;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… 3
1.Понятие персонала и его характеристика………………………….....5
2.Кто такой менеджер по персоналу………………………………..…..7
3.Цели и задачи управлением персонала…………………………..…...9
4.Концепции и теории управлением персоналом……………………..12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….20
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………….21
Другая цель или задача управления персоналом — стабилизация, сохранение организации. Поддержание внутренней гармонии тесно связано с первой целью — завоеванием внешнего благополучия, стабильности на рынке через высокие прибыль и производительность. Когда компания достигла внутренней прочности, т. е. в ней нет межличностных конфликтов, работники приобрели высокую квалификацию, вознаграждаются и продвигаются вверх в соответствии с заслугами и индивидуальным трудовым вкладом, наконец, заинтересованы в труде, компании легче сохранить лидирующие позиции на рынке.
Стабильность персонала, конечно же, зависит не только от внутренних условий, скажем, совершенного механизма — продвижения, высоких заработков и комфортных условий труда. Менеджеру по персоналу приходится решать также и внешние проблемы. Например, в регионе, где расположена фирма, в данный период переизбыток высококвалифицированных кадров и дефицит мало- или неквалифицированной рабочей силы. Как следствие, менеджеры и инженерно-технический персонал будут испытывать конкуренцию за рабочие места. А это сопряжено с конфликтами и профессиональным стрессом. Напротив, малоквалифицированные работники, чувствуя высокую рыночную цену своего труда, станут выдвигать неумеренные претензии, диктовать выгодные им условия продажи рабочей силы, оказывать давление на высший менеджмент, преследуя свои узкогрупповые интересы.
Менеджер
по персоналу обязан знать специфику
и формы поведения социальных
групп в экстремальных
На практике случалось так, что фирма, имеющая твердые рыночные позиции, теряла их вследствие внутренней нестабильности, причины которой менеджерам по персоналу не удавалось своевременно обнаружить и устранить.
Принято
считать, что знания по экономике
и маркетингу помогают менеджерам избежать
внешних стрессов и нестабильности (положение
на рынке), а информация из области социологии
и психологии способствует правильному
пониманию природы внутренних стрессов
и нестабильности (положение в организации).
Менеджер по персоналу должен быть прежде
всего специалистом в поведенческих науках,
а другие менеджеры обязаны знать хотя
бы азы и общие принципы поведенческих
наук.
4.Концепции
и теории управления
персоналом.
Формирование науки управления персоналом началось вместе с формированием теории управления как науки, которое прошло более ста лет назад в самом начале периода промышленной революции. Тогда управление организацией и управление ее персоналом не различались. Кроме того, наиболее ключевые проблемы науки об управлении относились к управлению персоналом. Теория и практика управления персоналом являлись основой управления как науки. В настоящее время «Управление персоналом» формируется на стыке теории и организации управления, психологии, социологии, конфликтологии, этики, экономики труда, трудового права, политики и ряда других наук.
Развитие теорий управления персоналом (человеческими ресурсами) шло под влиянием различных школ управления. За более чем столетие (период промышленной революции) роль человека в организации существенно менялась, поэтому развивались, уточнялись и теории управления персоналом. По мере развития теории становятся все более гуманными.
В настоящее время различают три группы теорий:
Классические теории получили развитие в период с 1880 по 1930г. Видными представителями классических теорий являются: Ф.Тейлор, А.Файоль, Г.Форд, М.Вебер.
Теории человеческих отношений стали применять с начала 1930-х годов. К представителям теорий человеческих отношений относятся:Э.Мэйо,К.Арджерис, Р. Блейк и др.
Теории человеческих ресурсов являются современными. Авторами теорий являются: А.Маслоу, Ф.Герцберг, Д.Макгрегор и др.
Среди многообразия объективных предпосылок формирование новых моделей кадрового менеджмента выделим основные:
- ориентация на действие, предрасположенность к свершениям и нововведениям;
- постоянное удовлетворение нужд потребителя, предвосхищение его желаний;
- поддержка самостоятельности и предприимчивости, поощрение энтузиастов;
- рассмотрение людей
как главного источника
- связь с жизнью, ценностное руководство;
- простая организационная форма и скромный штат управления;
- свобода действий
и жесткость одновременно, сосуществование
централизации управления в
Проблема управления персоналом анализируется с точки зрения постулатов «человек как ресурс» и «человек как субъект» в рамках трех основных подходов к управлению: экономического, органического и гуманистического.
Экономический подход дал начало концепции «использование трудовых ресурсов». В рамках данного подхода ведущее место занимает техническая (то есть направленная на овладение трудовыми приемами), а не управленческая подготовка людей на предприятии. Организация здесь означает упорядоченность отношений между ясно очерченными частями целого, имеющими определенный порядок. В сущности организация – это набор механических отношений и действовать она должна подобно механизму: упорядоченно, эффективно, надежно и предсказуемо. Среди основных принципов этой концепции можно выделить следующие:
В рамках органического (организационного) подхода последовательно сложилась концепция управления персоналом и концепция управления человеческими ресурсами. Именно организационный подход обозначил новую перспективу управления персоналом, выведя данный тип управленческой деятельности за рамки традиционных функций организации труда и заработной платы. Кадровая функция стала распространятся на поиск и подбор работников, повышение их квалификации. Акцент на человеческом ресурсе способствовал рождению нового представления об организации. Она стала восприниматься как живая система, существующая в окружающей среде. Основные принципы этой концепции:
Гуманистический подход исходит из концепции «управления человеком» и из представления об организации как культурном феномене. При этом культура рассматривается сквозь призму соответствующих эталонов развития, которые отражены в системе знаний, идеологии, ценностях, законах и повседневных ритуалах социальных общностей.
Согласно гуманистическому подходу культура рассматривается как процесс создания реальности, которая позволяет людям видеть и понимать события, действия, ситуации определенным образом и придавать смысл и значение своему собственному поведению.
Помимо указанного в практике управления персоналом можно выделить три взаимосвязанных подхода, вытекающих из экономических и организационных теорий.
Первый подход связан с формированием человеческого капитала. Второй подход связан с использованием в управлении персоналом факторов, мотивирующих работодателя к поиску на внешнем рынке труда рабочей силы оптимального профессионального профиля.
Третий подход опирается на концепцию преданности корпорации, что приводит к созданию поведенческой модели корпорации.
Эволюция концепции управления человеческими ресурсами в организации.
Годы | Концепция | Работника рассматривается как…. |
20-40-е гг. ХХ века | Управление кадрами | Носитель трудовой функции. «живой придаток машины» |
50-70-е гг. ХХ века | Управление персоналом | Субъект трудовых отношений. Личность |
80-90-е гг. ХХ века | Управление человеческими ресурсами | Ключевой стратегический ресурс организации |
XI века | Гуманистическая концепция | Не люди для организации, а организация для людей. |
При всем многообразии существующих в мире подходов у управлению людьми в организации, отличиях в средствах и методах их практической реализации, можно сформулировать основополагающие принципы современной концепции управления персоналом:
Информация о работе Современные подходы к управлению персоналом