Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 22:05, лекция
В настоящее время государственное управление не получило в России статус самостоятельного научного направления и развивается как практика государственно-управляющего воздействия на общественные процессы, отношения, деятельность людей. Трудности становления науки государственного управления можно объяснять многими причинами. Одна из них в том, что трудно вычленить объект, предмет изучения, ибо сфера государственного управления отличается уникальной всеохватностью, всеобъемлющим влиянием на все проявления общественной жизни.
1) Концепция «нового государственного управления»
2) Концепция «координируемого капитализма»
3) Концепция демократического государственного управления
Тема
3. Современные взгляды (концепции)
на сущность государственно-
План:
1)
Концепция «нового
2) Концепция «координируемого капитализма»
3)
Концепция демократического государственного
управления
В
настоящее время
Наука государственного управления формируется как одна из общественных наук, изучающая формирование государственной политики:
связей, а также взаимодействие с общественной средой, институтами гражданского общества.
Наука государственного управления не является чисто академическим знанием, схоластической дисциплиной, а имеет конкретную прагматическую задачу – вырабатывать аргументированные рекомендации для управления изменениями в системе публичной власти и государственной службы с тем, чтобы обеспечить целостность и эффективность государственного управляющего воздействия на общество, социальные процессы и отношения, внутреннюю слаженность в работе органов власти, администрации.
Наука государственного управления логично делится на вполне самостоятельные отрасли государственно-управленческого знания, имеющие свой предмет и задачи исследования:
– государственное строительство, то есть институциализация власти и общества;
– государственно-
– государственно-
– государственно-правовое регулирование общественных отношений;
– муниципальное управление и местное самоуправление.
Развитие каждой отрасли, как и в целом системы знаний государственного управления, требует: а) уточнения базовых и ключевых понятий, т.е. выработку адекватного языка описания изучаемых проблем в государственном управлении; б) установления взаимосвязей, выделения общих и особенных черт системообразующих элементов в государственном управлении и в) выявления закономерностей развития, эффективного функционирования системы государственного управления.
Исследователям и практическим работникам сферы государственного управления еще предстоит обосновать теоретический образ государственного (и муниципального) управления, адекватный реалиям XXI века, тем более что в мире не существует такой универсальной концепции, которую можно было бы признать удовлетворительной и признать в качестве основы формирующейся в новой России новой системы государственного управления.
Какие
же в новейшей истории появились
новые концепции для объяснения и модернизации
практики государственного управления,
взаимодействия государства и общества
и решении публичных дел?
Концепция
«нового государственного
управления»
С 80-х гг. XX в. заметной стала общемировая тенденция уменьшения роли национального государства путем передачи его функций либо на надгосударственный , общеевропейский уровень, либо – на более низкий, начиная с агентств, независимых от правительства и завершая уровнем муниципалитетов. Сформировалась новая концепция вытеснения, буквально вымывания государства (hollowingout). Концепция минимального государства, по сути дела, возрождала идеи либерализма (Дж. Локк, Т. Гоббс, Ш.-Л. Монтескье, др.) XVII века. В основе данного мировоззрения, как известно, было признание приоритета свободы человека от государственного вмешательства, неприкосновенности частной собственности, невмешательства власти в частную жизнь, сокращения роли государства до функций пожарника, ночного сторожа. Неолиберализм – ультралиберальные воззрения идеологов «малого государства» находил воплощение в государственной политике США при Президенте Р. Рейгане («рейгономику» характеризовали как безграничный либерализм), в Англии при премьер-министре М. Тэтчер, в скандинавских странах, Австралии, частично в Германии на уровне земель (местных правительств), других стран. В 90-е годы неолиберализм был взят на вооружение в России пришедшей к власти политической силой (Е. Гайдар, А. Чубайс и др.).
Новая либеральная модель общественного переустройства в сфере государственного управления декларировала три постулата: открытость экономики (и в целом – «открытое общество»), приватизацию собственности, предоставление максимума свободы рыночным механизмам. Особая роль отводилась, так называемой, «невидимой руке рынка», ее способности «все расставить на свои места». В обширной современной литературе появились новые концептуализированные категории: managerialism, new public management (переводимый на русский язык как новый государственный, публичный менеджмент, т.е. новый тип государственного управления).
Появление и распространение идей нового публичного менеджмента и связанные с этим административные реформы, проводившиеся во многих странах трех континентов, нельзя оценивать как спонтанные явления, нужно понять ряд серьезных причин.
Все
большее присутствие
Наиболее полно «философия» new public management, ее базовые принципы были сформулированы в книге американских исследователей Д. Осборна и Т. Геблера2.
Что же все-таки произошло в формате новой парадигмы3 государственного управления?
1.
Власть стала трактоваться не
как право и возможность,
2.
Были лишены привилегий
3. Сократились масштабы государственного аппарата.
4. Проведена реорганизация высшего руководства министерств с целью замены политических руководителей, стратегов управления на «жестких управленцев» – менеджеров, беспрекословных исполнителей в рамках законов, инструкций, независящих от политиков.
5.
В процессе всесторонней
Все
это по мнению инициаторов новой
модели государственного управления,
которая повсеместно стала
1. Критикуется риторика и понятийный аппарат, особенно когда речь идет о потребителях и клиентах.
Нужно понимать, что в современных обществах дифференцированы политико-административная и экономическая системы. В одной присутствует гражданин политического сообщества – государства (или его местной общины), в другой – потребитель, фактический или потенциальный участник рыночного спроса. Граждане равноправны, их права не зависят от финансового состояния каждого. Другое дело – гражданин как элемент экономической системы. Здесь его возможности и получаемые услуги зависят от его финансового состояния.
Термины «потребитель» и «услуги», широко используемые в рыночной экономике (государственном менеджменте) нельзя столь же широко использовать в государственном управлении, ибо трудно определить как услугу полицейский арест нарушителя порядка, призыв в армию, надзорно-контрольные отношения налоговой инспекции и т.д. – в сущности, все эти акты суверенной власти государства и его связь при этом с механизмом обслуживания, предоставления услуг, если и имеет место быть, то лишь во вторичном значении.
2.
Причина отказа от концепции
государственного менеджеризма
и в том, что принципы рынка
и конкуренции далеко не
Свободный потребительский выбор не может быть надлежащим механизмом гармонизации противоречий спроса на общественные услуги (жилья, медицины, образования). Экономические рыночные механизмы управления должны совмещаться с государственным перераспределением общественных доходов и услуг, оказанием государственной поддержки малоимущим, инвалидам, мало- и старовозрастным социальным группам, чтобы смягчить социальную дифференциацию граждан, социальную напряженность, выровнять «стартовые» возможности развития людей. Экономическая политика государства может означать регулирование, а также сверх-, дерегулирование. Решающий фактор в том, чтобы политика регулирования была способна поддерживать функционирование рынка. И этот тезис выводом имеет следующее: политико-административная система не должна растворяться в экономической системе, государственное управление – в государственном менеджменте.
3.
Существенной неудачей «нового
государственного управления»