Современные взгляды (концепции) на сущность государственно-административного управления. Смена парадигм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 22:05, лекция

Описание

В настоящее время государственное управление не получило в России статус самостоятельного научного направления и развивается как практика государственно-управляющего воздействия на общественные процессы, отношения, деятельность людей. Трудности становления науки государственного управления можно объяснять многими причинами. Одна из них в том, что трудно вычленить объект, предмет изучения, ибо сфера государственного управления отличается уникальной всеохватностью, всеобъемлющим влиянием на все проявления общественной жизни.

Содержание

1) Концепция «нового государственного управления»
2) Концепция «координируемого капитализма»
3) Концепция демократического государственного управления

Работа состоит из  1 файл

1 Концепции гос управления.doc

— 98.00 Кб (Скачать документ)

     4. Государственный менеджеризм не  стал идеальной моделью управления  и потому, что не дал экономической  эффективности, не помог предупредить  финансовый кризис, который принял  глобальный масштаб в конце  первого десятилетия XXI века.

     5. И, наконец, для сферы государственного и муниципального управления невозможно измерять эффективность с помощью одних экономических стандартов и норм, цели и результаты управления должны быть социально-значимыми.

     Эффективность деятельности администрации измеряется социальными (не всегда количественными) показателями, степенью соответствия предоставляемых услуг и товаров в государственном секторе, общественным запросам и потребностям, повышением качества жизни населения данной территории.

     Вывод: Модель «нового публичного менеджмента», разработка и реализация которой в разной степени характерна для большинства развитых стран, требует ее постоянной корректировки по признаку социальной приемлемости  осуществляемых мероприятий и используемых механизмов. Нерешенной проблемой (знаем что делать, но не знаем как) в рамках парадигмы «нового государственного управления» (государственного менеджмента) осталась задача создать адекватные регулирующие связи между политическими, правовыми и экономическими механизмами управления. Другими словами: как интегрировать в целостную систему государственного управления ее политико-административную, правовую и экономические системы (подсистемы). Решение этой проблемы ведется в различных странах и в России в том числе. 

     Концепция «координируемого капитализма» 

     Новый финансово-экономический кризис начала XXI века знаменовал собой «возвращение государства». В США (как и в России) усилился государственный аппарат, влияние государственной администрации на финансовые потоки и структуры4.

     «Но государство не может вернуться в своем прежнем виде» - эту мысль подчеркивал премьер-министр Франции Франсуа Фийон, выступая в Ярославле на экономическом форуме в сентябре 2009 г5.

     В каком же «не прежнем» виде возвращается государство в своем воздействии  на общество? Речь идет о формирующейся концепции «координируемого капитализма».

     В чем сущностные черты новой концепции?

     1) Государство перестает просто владеть собственностью и в этом смысле перестает быть непосредственным агентом действия, а берет на себя роль «трансформатора», т.е. координирует, регулирует экономические отношения, оказывает одним помощь, сдерживая монополизм других, повышая тем самым конкурентоспособность экономики в целом.

     2) Среди управленческих функций  государства центральной становится  функция координации как во внешней среде, по отношению к объектам государственного регулирования, так и во внутренней среде, в системе управленческих отношений по их вертикали и горизонтали.

     3) Координация, регулирование, другими  словами реализация трансформативных  способностей государства не может не включать когнитивного (соединяющего) компонента. Важнейшими элементами коммуникации становятся общение, культура, знание, взаимное доверие и взаимная ответственность  участников общественных процессов.

     Важнейшие компоненты такой концепции можно обобщить в следующей таблице.

     Таблица 1

Как может  изменяться управление в рамках концепции  «координируемого капитализма»?

Характеристика  управления  
Цель Не устойчивость, а развитие
Организация Не иерархия, а сети
Методы Не администрировать, а координировать
Принципы Не обязывать, а стимулировать
Результативность Не только эффективность, но и конкурентоспособность
Коммуникация Не информировать, а общаться
Видение перспективы Не тактика, а стратегия
Основные  ресурсы Не материальные, а человеческие
Руководители Не руководство, а лидерство
Пространство  управления Не закрытое, а публичное
Характер  отношений Не индифферентность, не …, а взаимность и доверие
 

     Современная система управления характеризуется  демократическим потенциалом и новыми гуманитарными подходами. 

Концепция демократического государственного управления и ее основные идеи 

     
  1. Врожденное  достоинство человека и естественные права и свободы личности –  эта основополагающая либерально-демократическая  идея завоевывает себе множество приверженцев во всех странах. В России она составляет одну из основ конституционного строя, а государству вменяется в обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2 Конституции РФ).
  2. Идея социального государства, означающая, что политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ). Граждане обладают личными правами, в том числе правом на материальную поддержку со стороны государства, гарантию необходимого жизнеобеспечивающего минимума. Естественные, конституционно установленные права граждан не являются сферой публичного менеджмента, эти нормы права защищают человека от государства и устанавливают права гражданина по отношению к государству.
  3. Идея народного суверенитета, заложенная в статье 3 Конституции РФ и означающая, что народ может осуществлять власть непосредственно (прямые выборы власти и референдумы) и через органы государственной и муниципальной власти. Реализация этой идеи напрямую связана с созданием эффективного механизма социального (гражданского) контроля за деятельностью публичных политиков и администрации. Только социальное партнерство в системе «власть – гражданское общество» приблизит человечество к осуществлению этой, кажущейся утопической, идее, восходящей к французскому просветительству XVIII в. Открытость и доступность власти, ее ответственность перед людьми, гласность и прозрачность процесса подготовки, принятия публично значимых решений – это не просто необходимые социальные технологии в управлении, это вызов современного общества, адресованный власти всех уровней как условие ее легитимности.

     4. Публичная власть и публичное администрирование имеет пределы вмешательства в общественные процессы, сферы жизнедеятельности людей. Реализация этой идеи определяет вектор современных политических и административных реформ по либерализации экономики, поиска механизма расширения частной инициативы, правового регулирования рыночных отношений взамен прямого административного воздействия на экономику.

     Сопоставляя концепции публичного менеджмента  и демократического государственного управления, необходимо отметить и  обосновать как вывод: менеджмент в публичной сфере и управление публичными делами – не тождественные явления.

     – Несовпадение определяется, прежде всего, установочными (целевыми) приоритетами. Менеджмент как составляющая рыночной экономики ориентирован на прибыль, рентабельность, выгоду. Государственное управление ориентировано на реализацию общенациональных, социальных интересов, потребностей, прав – здесь не существует прямой связи между коммерческим успехом и качеством предоставляемых обществу услуг.

     – Менеджмент основан на частных инвестициях, индивидуальных вкладах и на продаже услуг, а Государственное управление – на бюджетном распределении национальных доходов и средств, на налогообложении.

     – Продукт, производимый фирмой, осязаем и конкретно оценивается. Продукт государственного и муниципального управления – чаще всего неосязаем и незрим, ведь чистота в парках и порядок на улицах, здоровье и благополучие принадлежат к той категории благ, присутствие которых никто не замечает или уж во всяком случае, не пытается выразить в количественных (ценовых) показателях.

     – Деятельность и отношения в сфере менеджмента строятся, в основном, на нормах частного права (гражданского, трудового и т.д. – по горизонтали), в Государственном управлении деятельность и отношения по своему характеру связаны с нормотворчеством, правовым регулированием общественных отношений и процессов и реализацией норм публичного права (по вертикали и горизонтали отношений).

     – Органы государства в отличие от частных фирм (с их правом на коммерческую тайну) более подвержены влиянию, давлению, контролю со стороны общественных институтов: политиков, избирателей, заинтересованных групп, граждан.

     – Различия есть и в методах управляющего воздействия, ибо в менеджменте на уровне диспозитивных отношений преобладают экономические, социально-психологические методы, в Государственном управлении в арсенале методов имеется и легитимное принуждение.

     – Очевидно различие и в объеме применения воздействия. Такие сферы жизнедеятельности общества как оборона, правопорядок, внешне - государственные и международные отношения, налогообложение и др., – всегда были и есть прерогатива государства, регламентируются общенациональными интересами, политической целесообразностью и не могут быть отданы на откуп частному сектору.

     Таким образом, государственное управление и менеджмент «расходятся» по установочным приоритетам (по «духу» отношений и деятельности), источникам и ресурсам, методам и объему управляющего воздействия.

     Только  там, где государство  выступает как  хозяйствующий субъект  и целью имеет  обеспечение прибыли  – уместно говорить о государственном  менеджменте.

     Однако  не стоит между этими управляющими воздействиями видеть «китайскую стену». Не случайно, дискуссия о соотношении Государственного управления и менеджмента продолжается в теории и практике социального управления не одно десятилетие.

     Государственное управление и менеджмент как процесс управляющего воздействия имеют определенные общие показатели результативности, сближаются в технологии осуществления.

     – оба (в идеале) нацелены на эффективность, целесообразность, малозатратность; на оперативное реагирование на изменения конъюнктуры;

     – стремятся быть ближе к людям – потребителям, клиентам;

     – и менеджеры, и государственные служащие в оперативной деятельности относительно самостоятельны и предприимчивы (хотя не в равной степени), что не исключает нахождение баланса между централизованным управлением и свободой действий на местах.

     Развитие  отечественной госуправленческой  практики связано с изучением  и адаптацией наиболее оправдавших  себя за рубежом технологий менеджмента  и, в частности, маркетинга, ибо социальное пространство, где действуют различные субъекты власти и управления как со стороны государственных структур, так и от гражданского общества, предполагает наличие конкурентной среды и демократической борьбы (в рамках права, гласности, открытости, общепризнанных этических норм) за продвижение своих людей, идей, программ, стратегий при формировании и реализации публичной (государственно-общественной) политики.

     Политико-административный и экономический маркетинг как  перспективная госуправленческая  технология может усовершенствовать функционирование госаппарата, его взаимодействие с обществом, обеспечить действенность механизма прямых и обратных связей, «высветить», сделать «прозрачной» стратегию, политику принятия управленческих решений и их реализацию, поведение «управляемых» по отношению к государственной власти и государственному аппарату.

     Во  всяком случае, насколько идеи менеджмента  окажутся вовлеченными и эффективными в сфере государственного управления, настолько и только тогда можно  будет говорить о государственном  менеджменте как состоявшемся явлении. Пока только можно признать усиливающее действие факторов, могущих сблизить административную науку и менеджмент, государственных администраторов и управляющих частным предприятием.

Информация о работе Современные взгляды (концепции) на сущность государственно-административного управления. Смена парадигм