Современный подход к управлению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 12:56, контрольная работа

Описание

Современный руководитель должен знать методологию менеджмента, в том числе его основные подходы. Подход – исходная позиция, которая определяет направленность менеджмента относительно определения и достижения поставленных целей. Выбор подхода зависит как от цели управления, так и от наличия информации об объекте.

Работа состоит из  1 файл

Менеджмент.docx

— 41.90 Кб (Скачать документ)

 

  1. Теоретические аспекты современного подхода к управлению

 
         Современный руководитель должен знать методологию менеджмента, в том числе его основные подходы. Подход – исходная позиция, которая определяет направленность  менеджмента относительно определения и достижения поставленных целей. Выбор подхода зависит как от  цели управления, так и от наличия информации об объекте.  
         Научные подходы к изучению менеджмента развиваются в соответствии с развитием современных технологий ведения бизнеса.  

Анализ теории и  практики управления различными объектами  позволяет установить необходимость  применения к менеджменту 13 научных подходов: 

НАЗВАНИЕ

КРАТКОЕ  СОДЕРЖАНИЕ

 
Административный 

При  административном  подходе

регламентируются функции,  права,  обязанности, элементы системы менеджмента  в

нормативных  актах.

 
Воспроизводственный

Воспроизводственный  подход  ориентирован  на

постоянное  возобновление  производства  товара

для  удовлетворения  потребностей  рынка  с  меньшими  затратами.

 
Динамический 

При  динамическом  подходе  объект  управления

рассматривается  в  диалектическом  развитии,  в

причинно-следственных  связях  и

соподчиненности.

 
Интеграционный 

При  интеграционном подходе  устанавливаются

взаимосвязи между  отдельными  подсистемами  и

элементами  системы  менеджмента, уровнями,  субъектами  управления.

 
Количественный 

Сущность  количественного  подхода  заключается  в использовании  количественных  оценок  при помощи  математических,  статистических,

инженерных  расчетах и  т.д.

 
Комплексный

При  комплексном подходе  учитываются

технические,  экономические,  социальные

и  другие  аспекты  менеджмента.

 
Маркетинговый

Маркетинговый  подход  предусматривает

ориентацию  управляющей  подсистемы  на

потребителя

 
Нормативный

При  нормативном подходе  устанавливаются

нормативы  в  управлении

 
Поведенческий

Поведенческий  подход  заключается  в  том, чтобы  помочь  работнику  осознать

собственные  возможности.

 
Процессный

При  процессном подходе  управление  рассматривается  как

совокупность  взаимосвязанных  функций.

 
Системный

При  системном подходе  любая  система  рассматривается

как  совокупность  взаимосвязанных

элементов.

 
Ситуационный 

Ситуационный    подход  предполагает,  что

применение  различных  методов

управления  определяется  конкретной

ситуацией.

 
Функциональный

Сущность  функционального  подхода

состоит  в  том,  что  потребность

рассматривается  как  совокупность

функций,  которые  нужно  выполнять  для

ее  удовлетворения.


 

В настоящее время  особое внимание уделяется трем подходам в управлении, внесшим существенный вклад в развитие теории и практики управления.

 
1.1. Процессный подход  к управлению

 

Процессный подход рассматривает управление как непрерывную  серию взаимосвязанных управленческих функций, бизнес-процессов, потому что  работа по достижению целей с помощью  других - это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных  взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Каждая управленческая функция  тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии  взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функции.

Процесс управления состоит из четырех взаимосвязанных  функций: планирования, организации, мотивации  и контроля. 

Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что  должны делать члены организации, чтобы  достичь этих целей. По сути своей  функция планирования отвечает на три  следующие основные вопроса:  
1. Где мы находимся в настоящее время?  
2. Куда хотим двигаться?  
3.Как мы собираемся сделать это? 

Посредством планирования руководство стремится установить основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечат единство цели для всех членов организации. Другими  словами, планирование - это один из способов, с помощью которого руководство  обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей. Планирование в организации  не представляет собой отдельного одноразового события в силу двух существенных причин. Во-первых, хотя некоторые организации  прекращают существование после  достижения цели, ради которой они  первоначально создавались, многие стремятся продлить существование  как можно дольше. Поэтому они  заново определяют или меняют свои цели, если полное достижение первоначальных целей практически завершено. Вторая причина, по которой планирование должно осуществляться непрерывно, - это постоянная неопределенность будущего. В силу изменений в окружающей среде  или ошибок в суждениях, события  могут разворачиваться не так, как  это предвидело руководство при  выработке планов. Поэтому планы  необходимо пересматривать, чтобы они  согласовывались с реальностью.

Организовывать - значит создавать некую структуру. Существует много элементов, которые необходимо структурировать, чтобы организация  могла выполнять свои планы и тем самым достигать своей цели. Одним из этих элементов является работа, конкретные задания организации. Поскольку работы выполняют люди, другим важным аспектом функции организации является определение, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из большого количества таких заданий, существующих в рамках организации, включая и работу по управлению. Руководитель подбирает людей для конкретной работы, делегируя отдельным людям задания и полномочия или права использовать ресурсы организации. Эти субъекты делегирования принимают на себя ответственность за успешное выполнение своих обязанностей. Поступая, таким образом, они соглашаются считать себя подчиненными по отношению к руководителю.

Руководитель всегда должен помнить, что даже прекрасно  составленные планы и самая совершенная  структура организации не имеют  никакого смысла, если кто-то не выполняет  фактическую работу организации. И  задача функции мотивации заключается  в том, чтобы члены организации  выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями  и сообразуясь с планом. Руководители всегда осуществляли функцию мотивации  своих работников, осознавали они  это сами или нет. Раньше считалось, что мотивирование - это простой  вопрос, сводящийся к предложению  соответствующих денежных вознаграждений в обмен за прилагаемые усилия. На этом основывался подход к мотивации школы научного управления.

Исследования в  области поведенческих наук продемонстрировали несостоятельность чисто экономического подхода. Руководители узнали, что мотивация, т.е. создание внутреннего побуждения к действиям, является результатом  сложной совокупности потребностей, которые постоянно меняются.

В настоящее время  мы понимаем, что для того, чтобы  эффективно мотивировать своих работников руководителю следует определить, каковы же на самом деле эти потребности, и обеспечить способ для работников удовлетворять эти потребности через хорошую работу.       

Непредвиденные  обстоятельства могут заставить  организацию отклониться от основного  курса, намеченного руководством первоначально. И если руководство окажется неспособным  найти и исправить эти отклонения от первоначальных планов, прежде чем  организации будет нанесен серьезный  ущерб, достижение целей, возможно даже само выживание, будет поставлено под  угрозу. Контроль - это процесс обеспечения  того, чтобы организация действительно достигла своих целей.

Существуют три  аспекта управленческого контроля:

 Установление  стандартов - это точное определение  целей, которые должны быть  достигнуты в обозначенный отрезок  времени. Оно основывается на  планах, разработанных в процессе  планирования.

Второй аспект - это измерение того, что было в  действительности достигнуто за определенный период, и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами.

Если обе эти  фазы выполнены правильно, то руководство  организации не только знает о  том, что в организации существует проблема, но и знает источник этой проблемы. Это знание необходимо для  успешного осуществления третьей  фазы, а именно, - стадии, на которой  предпринимаются действия, если это  необходимо, для коррекции серьезных  отклонений от первоначального плана.

Одно из возможных  действий - пересмотр целей, для того, чтобы они стали более реалистичными  и соответствовали ситуации. 

Четыре функции  управления - планирование, организация, мотивация и контроль - имеют две  общие характеристики: все они  требуют принятия решений, и для  всех необходима коммуникация, обмен  информацией, чтобы получить информацию для принятия правильного решения  и сделать это решение понятным для других членов организации. Из-за этого, а также вследствие того, что  эти две характеристики связывают  все четыре управленческие функции, обеспечивая их взаимозависимость, коммуникации и принятие решений часто называют связующими процессами.

Для того чтобы организация  могла четко работать, руководитель должен сделать серию правильных выборов из нескольких альтернативных возможностей. Выбор одной из альтернатив - это решение. Следовательно, принятие решения - это выбор того, как и  что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. В самых общих  чертах именно это составляет основное содержание деятельности руководителя. Основным требованием для принятия эффективного решения или даже для  понимания истинных масштабов проблемы является наличие адекватной точной информации. Единственным способом получения  такой информации является коммуникация.

Коммуникация - это  процесс обмена информацией, ее смысловым  значением между двумя или  более людьми. Поскольку организация  представляют собой структурированный  тип отношений между людьми, она  в значительной степени зависит  от качества коммуникаций для обеспечения  эффективного функционирования. Очевидно, что если коммуникации между людьми не будут эффективными, люди не смогут договориться об общей цели, что  составляет предпосылку существования  организации как таковой. Информация в процессе коммуникации передается не только для того, чтобы могли  приниматься здравые решения, но также и для того, чтобы они  могли выполняться. Коммуникация также  важна и в функции контроля. Руководители нуждаются в информации относительно того, что было выполнено, чтобы правильно оценить, были ли достигнуты цели организации.

Процессный подход в управлении позволяет не только выделить этапы, отдельные операции бизнес-процесса, но и распределить обязанности между сотрудниками по каждому бизнес-процессу.

 

 
1.2. Системный подход к управлению

 

В системном подходе  подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как  совокупность взаимозависимых элементов, таких, как люди, структура, задачи и  технология, которые ориентированы  на достижение различных целей в  условиях меняющейся внешней среды.

Применение теории систем к управлению облегчило для  руководителей задачу увидеть организацию  в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно переплетаются  с внешним миром. Эта теория также  помогла интегрировать вклады всех школ, которые в разное время доминировали в теории и практике управления.

Теория систем была впервые применена в точных науках и в технике. Применение теории систем в управлении в конце 50-х годов  явилось важнейшим вкладом школы  науки управления. Системный подход - это не набор каких-то руководств или принципов для управляющих - это способ мышления по отношению  к организации и управлению. Чтобы  осознать, как системный подход помогает руководителю лучше понять организацию  и более эффективно достичь целей, определим сначала, что такое система.

Система - это некоторая  целостность, состоящая из взаимосвязанных  частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого.

Все организации  являются системами. Поскольку люди являются, в общем смысле, компонентами организаций (социальные компоненты), наряду с техникой, которые вместе используются для выполнения работы, они называются социотехническими системами.

Существуют два  основных вида систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет фиксированные  границы и существует независимо от окружающей среды. Открытая система  характеризуется взаимодействием  с внешней средой. Руководители в  основном занимаются системами открытыми, потому что все организации являются открытыми системами.

Крупные составляющие сложных систем, таких как организация, человек или машина, зачастую сами являются системами. Эти части называются подсистемами. Подсистемы могут, в свою очередь, состоять из более мелких подсистем. Поскольку все они взаимосвязаны, неправильное функционирование даже самой  маленькой подсистемы может повлиять на систему в целом.

Понимание того, что  организации представляют собой  сложные открытые системы, состоящие  из нескольких взаимозависимых подсистем, помогает объяснить, почему каждая из школ в управлении оказалась практически  приемлемой лишь в ограниченных пределах. Каждая школа стремилась сосредоточить  внимание на какой-то одной подсистеме организации. Бихевиористская школа в основном занималась социальной подсистемой. Школы научного управления и науки управления - главным образом, техническими подсистемами. Следовательно, они зачастую не могли правильно определить все основные компоненты организации.  Сейчас широко распространена точка зрения, что внешние силы могут быть основными детерминантами успеха организации, которые предопределяют, какое из средств арсенала управления может оказаться успешным.

Информация о работе Современный подход к управлению