Специфика менеджмента в малом бизнесе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 08:54, контрольная работа

Описание

При переходе к рыночной экономике произошли коренные изменения, которые затронули не только категорию собственности, приведя к созданию частных предприятий, но и сферу управления. Внешне это выразилось, в частности, в появлении множества новых специальностей и в значительном изменении содержания работы ранее существовавших в нашей стране специалистов.

Содержание

Введение 3
1. Менеджер в малом бизнесе. Специфика. 4
2. Особенности менеджмента в малом бизнесе. 7
3. Направления менеджмента в малом бизнесе. 10
Заключение 13
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Специфика менеджмента в малом бизнесе.doc

— 90.50 Кб (Скачать документ)

       Финансовый  план крупной компании представляет собой объемный документ. Финансовый план в малом бизнесе будет состоять из тех же разделов, но содержать намного меньше деталей и вспомогательных документов. [9; 20]

       Оценка  финансового положения малой  фирмы, учитывая небольшой объем  бухгалтерской отчетности, установленный для малых предприятий, будет включать ограниченный набор показателей и основываться на данных формы №1 – “Бухгалтерский баланс” и формы №2 – “Отчет о прибылях и убытках”.[5; 42]

       Таким образом, правильный выбор стиля  и методов управления и грамотное  применение механизмов финансового менеджмента позволит малому предприятию добиться долговременных положительных результатов и занять устойчивое положение на рынке конкурентов.

       Общая цель организации образует фундамент  для разработки стратегии развития и установления ключевых целей по таким функциональным важнейшим подсистемам организации, как маркетинг, производство, НИР, персонал, финансы, менеджмент. [6; 9]

       Чтобы реализация предпринимательской идеи принесла положительные результаты, необходимо разрабатывать стратегию хозяйственной деятельности, определяющую главные цели, генеральную программу действий с выделением приоритетных проблем и важнейших ресурсов для достижения этих целей.

       Одной из главных задач менеджмента  является установление целей, ради достижения которых формируется, функционирует и развивается организация как целостная система.  
 
 

3. Направления менеджмента в малом бизнесе 

       Одним из направлений менеджмента в  малом бизнесе – это выбор  стратегии, ведь стратегия фирмы - это  рассчитанная на перспективу система мер, обеспечивающая достижение конкретных намеченных компанией целей. Сущность выработки и реализации стратегии состоит в том, чтобы выбрать нужное направление развития из многочисленных альтернатив и направить производственно-хозяйственную деятельность по избранному пути.

       Выбор стратегии делается на основе сравнения  перспектив развития фирмы в различных  видах деятельности, установления приоритетов  и распределения ресурсов между  видами деятельности для обеспечения  будущего успеха.

       В последнее время современные корпорации уделяют большое внимание разработке производственной стратегии "продукт-рынок". Эта стратегия включает в себя следующее: [2; 35]

  • стратегия номенклатуры производства, которая определяет набор продуктов, выпуск которых будет выгоден компании;
  • вертикальная интеграция устанавливает границу между системой компании и рынком; степень контроля над процессом производства;
  • управление зарубежными филиалами предполагает проведение хозяйственной деятельности за границей посредством передачи туда передовых методов управления и технологии;
  • стратегия конкуренции направлена на сохранение или увеличение доли компании на рынке.

       Создание  эффективной структуры управления предприятием — одна из важнейших  задач, которую должен решить начинающий предприниматель. Он должен определить, сколько людей, каких национальностей (специалистов), какой квалификации с какими личностными качествами ему нужно объединить в своей, организации, чтобы она могла эффективно работать. Потребность в рациональной структуре еще больше возрастает: по мере увеличения предприятия, расширения сферы его деятельности. На стадии зрелости даже процветания предприятия организационная структуру становится главнейшим фактором, определяющим его жизнеспособность. От способности предприятия адаптироваться к меняющимся условиям зависит его возможность выдерживать конкурентную борьбу, поддерживать свои мощности. Организационная структура фирмы и ее управление не являются чем-то застывшим, они постоянно изменяются, совершенствуются в соответствии с меняющимися условиями. [12; 14]

       Необходимо  располагать обширной и надежной информацией о ситуации на рынке. Самым лучшим источником, информации является, пожалуй, покупатель. Чтобы  выжить в конкурентной борьбе, нужно понимать проблемы покупателя и тогда следует предложить ему решение, выдерживающее проверку временем.

       Можно высказать несколько советов  для управления малым бизнесом:

       В процессе планирования менеджмента  необходимо вовлечь клиентов в этот процесс.

       Если  у малого предприятия нет финансовых возможностей для проведения обширного маркетингового и менеджментового исследования, не расстраивайтесь и предпримите самые элементарные шаги в этом направлении. Управляющий производством или начальник отдела цен могут посетить нескольких ведущих покупателей. Это не потребует больших расходов, а покупатель будет польщен визитом.

       Суть  стратегического управления заключается  в том, что в организации, существует четко организованное комплексное  стратегическое планирование, чтобы  обеспечить выработку долгосрочной стратегии для достижения целей фирмы и создание управленческих механизмов реализации этой стратегии через систему планов. [4; 34]

       Таким образом, деятельность по стратегическому  управлению направлена на обеспечение  стратегической позиции, которая обеспечит длительную жизнеспособность организации в изменяющихся условиях.

       Обобщим основные моменты данного раздела. Система управления коммерческой организацией включает два взаимодополняющих  вида управленческой деятельности - стратегическое управление, связанное с развитием будущего потенциала организации, и оперативное управление, реализующее существующий потенциал в прибыль.

       К менеджеру любого уровня предъявляются  высокие требования, в частности, следующие: [13; 20’

  • наличие общих знаний в области управления предприятием;
  • компетентность в вопросах технологии производства в той отрасли, к которой относится фирма по виду и характеру своей деятельности; владение не только навыками администрирования, но и предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодных сферах применения: [10; 21]
  • принятие обоснованных и компетентных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками и распределение участия каждого в их исполнении;
  • наличие практического опыта и знаний в области анализа экономической ситуации на основных рынках или их сегментах, на которых уже работает или намеревается работать;
  • умение анализировать деятельность и действия фирм-конкурентов;
  • умение предвидеть тенденции развития хозяйственной конъюнктуры, особенности спроса, мер государственного регулирования экономики в своей стране и в других странах, на рынках которых фирма стремится усилить либо удержать свои позиции.

       Рыночная  экономика вызывает потребность в управляющих, которые относятся к делу творчески, хорошо информированы, умеют наилучшим образом использовать ресурсы эффективность функционирования фирмы.

       Непреложным фактом в менеджменте является понимание  каждым менеджером и, прежде всего руководителем высшего звена управления того, что их фирма осуществляет свою деятельность в рыночных условиях и целиком зависит от рынка.

       Квалификация  работников - важнейший актив фирмы  и один из главных факторов достижения целей. Старайтесь повышать квалификационный уровень не только управленческого персонала, но и тех лиц, которые сумели проявить себя в деле управления.  
 

Заключение 

       Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет собой многочисленный слой мелких собственников, которые  в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг. Сектор малого бизнеса образует самую разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потреблением товаров и услуг. Именно в секторе малого бизнеса создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет четко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.

       Малое предпринимательство может стать  наиболее динамично развивающимся  сектором, способным оказать существенное влияние на макроэкономическую сферу. Оно способствует расширению занятости, а также повышает действенность рыночных механизмов, препятствуя проявлению монополизма.

       Правильный  выбор стиля и методов управления и грамотное применение механизмов финансового менеджмента позволит малому предприятию добиться долговременных положительных результатов и занять устойчивое положение на рынке конкурентов.

       У менеджмента малого бизнеса могут  быть специфические функции или, что точнее, иные акценты на их выполнении и значимости тех или иных задач  по сравнению с более крупным бизнесом. Менеджерам малого предприятия необходимо знание своих сильных и слабых сторон для того, чтобы удерживаться на имеющейся нише и предотвращать возможные угрозы со стороны внешней среды. При этом в малом бизнесе могут возникают проблемы, связанные с необъективностью такой оценки, которая обычно проводится экспертным путём и предполагает достаточно широкое число экспертов-менеджеров. В малого бизнеса же это число может состоять их весьма ограниченного круга лиц – 2-5 человек, в связи с чем трудно соблюсти репрезентативность оценочных данных. Частой проблемой малого бизнеса является неэффективный менеджмент персонала, в частности, несбалансированность  опыта и знаний сотрудников: например, опытный технолог и слабый финансист. Особого рассмотрения заслуживает вопрос о мотивации труда персонала малого бизнеса. Крайне важна также для малого бизнеса проблема формирования и развития организационной культуры, особенно ее этическая сторона.

       Особенности менеджмента в малом бизнесе  обусловлены преимущественно неформальным исполнением власти. Взаимоотношения менеджера и подчиненных носят довольно непосредственный и открытый характер.

       Немаловажным  для развития малого предприятия  является то, как руководитель выполняет  свои функции, т.е. не то, что он делает, а как он это делает. Другими словами, очень важно правильно выбрать стиль управления в малом бизнесе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

  1. Алексунин В.И. Международный маркетинг: Учебное  пособие - М.: Издательский Дом «Дашков и Ко», 2010.
  2. Анищенко А.А. Управление малым бизнесом. М.; Вершина, 2009.
  3. Васильев Г.А., Ибрагимов Л.А., Каменева Н.Г. и др. Международный маркетинг: Учебное пособие для вузов/ Под ред. Васильева Г.А., Ибрагимова Л.А. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
  4. Герчиков И.Н. Менеджмент. М.; ЮНИТИ, 2010.
  5. Годин А.М. Маркетинг: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009.
  6. Ноздриева Р.Б., Крылова Г.Д., Соколова М.И. Маркетинг: Учебное пособие. - М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2009.
  7. Голубков Б.П. Основы маркетинга: Учебник. - М.: «Феникс», 2010.
  8. Грибов В.Д. Менеджмент в малом бизнесе. М.; Финансы и статистика, 2011.
  9. Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг: Учеб. Пособие/ пер. С нем. А.М. Макарова; .Под ред. И.С. Минко. - М.: Высш. Шк., 2009.
  10. Догиль Л.Ф., Семенов Б.Д. Предпринимательство и малый бизнес. М.; ВШ, 2010.
  11. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ.- М.: Прогресс, 2010.
  12. Менеджмент панацея от всех проблем// Финансы, № 8, 2007.
  13. Менеджмент в малом бизнесе. Под ред. Орловой А.В. М.; КомКнига; 2010.
  14. Нестеренко А.С. Международный маркетинг: Сб. МДНТП.-М., 2009.
  15. Орлов А.В. Менеджмент в малом бизнесе. Урал, УРСС, 2010.
  16. Сергеев Т.Н. Малый бизнес. М.; ГроссМедиа, 2009.
  17. Сорокина Л.А. Менеджмент в малом бизнесе. М.; Юнити-дана, 2011.
  18. Хруцкий В.Е. и др. Современный маркетинг - М.: Финансы и статистика.- 2009.

Информация о работе Специфика менеджмента в малом бизнесе