Специфика проблемы управления в сфере образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 15:38, реферат

Описание

на примере управления муниципальными образовательными учреждениями

Работа состоит из  1 файл

реферат теория управления.doc

— 88.50 Кб (Скачать документ)

Прежде всего, проведенный анализ показал, что  не реализуются в полном объеме и  качественно базовые функции управления применительно к процессам  развития. Цели развития всей системы субъективны и фрагментарны. Учитывая, что требования к результатам образования и к той функции, которое оно выполняет в обществе, являются отражением интересов разных социальных групп и институтов, приходится признать, что при формировании  государственной политики, а также основных документов, цели развития образования не являются пока предметом согласований или общественного договора.

В современной  России целевые ориентиры развития сформулированы в разных официальных  документах (в Концепции модернизации российского образования до 2010 года, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, в  президентской инициативе «Наша новая школа» и др.) и не являются исчерпывающим  и обоснованным перечнем. Более того, каждый новый документ добавляет новые формулировки,  чуть меняет прежние, выбирает отдельные приоритеты, не способствуя, в итоге, четкому и логичному представлению всей совокупности целевых ориентиров. Эта фрагментарность транслируется на самые нижние уровни управления.

Отсутствуют обоснованные прогнозы состояния и тенденций  изменений в системе общего образования.  Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года опирается на прогнозные сценарии экономического развития России, однако они затрагивают сферу образования лишь на уровне макроэкономики, определяя будущие расходы на образование как прогнозируемую долю ВВП. Разработчики среднесрочных планов и программ в сфере образования опираются, в основном, на демографические прогнозы, прежде всего, на ожидаемую численность детей дошкольного и школьного возраста,  прогнозируемое количество будущих абитуриентов, относительно которых рассчитываются контрольные цифры приема в образовательные учреждения, потребность в ресурсном обеспечении. В то же время, отсутствуют прогнозы изменений в системе образования в связи с проводимыми инновациями.

Отсутствует также внятная и обоснованная стратегия развития, которая исходила бы из представления о нормативной модели  образования, наиболее эффективно реализующей социальную функцию, а также из анализа современной социально-экономической ситуации, соотношения позитивных  и негативных факторов, в наибольшей степени воздействующих на  процессы модернизации образования, в том числе, макроэкономических.

Анализ показывает, что неудовлетворительной является такая управленческая функция, как  организация инновационных процессов в системе образования. На федеральном уровне внимание сфокусировано на работе с пилотными территориями и инновационными площадками, то есть, с «точками роста». Из выступления министра образования и науки А. Фурсенко на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по приоритетным национальным проектам и демографической политике следует, что «в новой федеральной целевой программе заложили ту же самую идею - помочь создать в регионах центры совершенства, центры, где дается лучшее дошкольное образование, лучшее школьное, центры переподготовки кадров в области начального и среднего профессионального образования, в том числе и переподготовка взрослых людей». Отсутствуют организационные решения, позволяющие сократить или приостановить нарастающий разрыв между «лидерами» и «аутсайдерами» инноваций, дестабилизирующий систему образования и  препятствующий достижению основной цели модернизации – повышению доступности качественного образования.

Характерно, что  предлагаемые инновации не спроектированы как система организационно и содержательно взаимоувязанных изменений. Преобладают модульные изолированные нововведения.

Отсутствует контроль и мониторинг процессов развития всей системы общего образования, а, следовательно, нет  достоверных данных о динамике и тренде изменений в конечных, социальных, результатах образования по итогам  реализации инновационных проектов.  Отсутствие достоверной информации является сейчас одним из наиболее важных препятствий к надежному анализу ситуации и принятию обоснованных управленческих решений.

Источником  информации о состоянии системы  образования, ее отдельных характеристиках  и протекающих в ней процессах  являются официальные отчетные данные, статистика и результаты специальных  наблюдений. Практически все эти  источники не соответствуют современным требованиям. Официальная статистика неполна и ненадежна, что вызвано объективными причинами, прежде всего недостатками организационно-методологических подходов к статистическим наблюдениям, проводимым в данной сфере .    Кроме того, сейчас она позволяет зафиксировать лишь некоторые самые общие данные, которые не обеспечивают нужд исследования процессов развития. Официальные отчеты составляются, как правило, под конкретную задачу, их адресат – вышестоящие органы управления, а цель – показать, как решается та или иная поставленная задача. Излишне говорить, что подобные отчеты и данные мониторингов, осуществляемых в рамках реализации инновационных проектов и программ,  с большой натяжкой можно признать источником объективной информации, поскольку  они часто носят отпечаток «социальной желательности», остаются в рамках  жанра «рапорт».

Важным недостатком  можно считать и то, что отсутствует концепция и механизмы управления обеспечивающими процессами, то есть, функция ресурсного обеспечения процессов модернизации,  нацеленная на продвижение инноваций во все образовательные учреждения, фактически в полном объеме не реализуется. Многие инновации осуществляются собственными силами учреждений, в меру собственного понимания и с учетом ограниченности ресурсов. Муниципальные и региональные власти осуществляют точечные изменения в соответствии с федеральными инициативами, но в пределах  ресурсов, которые считают возможным выделить на  эти цели. Не предусмотрена финансовая поддержка инновационной деятельности образовательных учреждений на этапе массового внедрения инноваций, способная обеспечить успешную работу в новых условиях.

Очень важно, что отсутствуют государственные концепции и специальные программы снижения и предотвращения социальных рисков в процессе  модернизации образования, а принимаемые меры разрознены и недостаточно эффективны. Несмотря на то, что внедрение в сферу образования рыночных регуляторов – это стратегия высоких социальных рисков, провоцируемых процессами нарастающей сегментации образовательных учреждений «по потребителю»,  негативной структурной динамикой в виде увеличивающегося разрыва между ресурсообеспеченными и слабыми образовательными учреждениями; усилением автономизации в системе образования, развитием конкурентных отношений, создающих  угрозы для общесистемных связей, эти явления и процессы не выступают предметом регулирования на государственном уровне управления в рамках проводимой модернизации образования.

Проведенное исследование показало, что несформированность единой системы управления развитием образования в стране, несовершенство концептуальных подходов и механизмов управления инновациями, узость современной ресурсной базы развития с неизбежностью приводят к таким дефектам, как отсутствие целостности развития всего общего образования, несистемность проводимых изменений, неустойчивость развития. Все эти дефекты тесно связаны между собой и усиливают негативное влияние каждого на ход и результаты процессов модернизации образования.

В этих условиях задачи блокирования и корректировки процессов, препятствующих развитию системы образования, компенсации негативных последствий и снятия рисков должны и могут решать органы местного самоуправления и управления образованием муниципального уровня.

К сожалению, действующие  модели муниципального управления образованием в сложившихся условиях не адекватны целям и задачам его развития, во многом тормозят их достижение, в том числе, поскольку функционально все в большей степени  штатные органы управления образованием территорий сращиваются с ведомственной вертикалью,  оказываются «заточенными» на  исполнение  региональных  решений и проектов, трансляцию  распорядительной и отчетной информации.  В условиях реализуемой «жесткой» модели модернизации, при управлении образованием на территориальном уровне в настоящее время нарушен баланс  отраслевых (государственных) и территориальных интересов (имеющих в основном социальный характер).

Для того, чтобы  эффективно и в полной мере решить тот комплекс задач, который объективно появляется перед муниципальным уровнем управления образованием на новом этапе модернизации, ему предстоит, на наш взгляд, в первую очередь, обеспечить большее соответствие интересам местного социума, образовательных учреждений и территории. Стратегическими приоритетами управления развитием системы общего образования должны выступать обеспечение целостности, системности и устойчивости развития образования.

Стратегической  угрозой для достижения целей  модернизации можно считать высокий  уровень расслоения школ и высокую  долю образовательных учреждений, не обеспечивающих образовательные услуги необходимого качества. Выбор «целостности» развития системы образования в качестве приоритета позволит остановить нарастающее расслоение образовательных учреждений,  снижение качества и доступности образования.

Необходимость стратегической ориентации на «системность»  развития обусловлена разнородностью и отчасти противоречивостью  предлагаемых в рамках модернизации нововведений. Известно, что конфликтуют между собой проекты введения профильного обучения в старших классах школы и итоговая аттестация в виде ЕГЭ;  профильное обучение, индивидуализация образовательных программ и нормативное подушевое финансирование; новые стандарты общего образования и новая система оплаты труда и т.д.  Системность, взаимосвязанность инноваций  необходима для повышения их качества.

Устойчивость  развития как стратегический приоритет, на наш взгляд, необходима  для изменения сложившегося  отношения к  ресурсному обеспечению инновационных процессов в образовании. Достижение стабильных положительных изменений  в результатах образования и в качестве образовательного процесса невозможно без укрепления ресурсного потенциала  развития.  Целевое проектное финансирование обеспечивает  незначительную часть существующих потребностей в различных ресурсах для инноваций. В связи с этим необходимо   искать новые механизмы ресурсной поддержки развития, охватывающей все образовательные учреждения страны с учетом различий в территориальных системах образования, объективного существования разных «зон ближайшего развития», разного исходного ресурсного потенциала.

Очевидно, что  направленность системы образования  на удовлетворение не только государственного, но и социального заказа со стороны  населения и местных органов  власти является одним из приоритетов развития управления муниципальным  образованием.

В то же время  изменить ситуацию  невозможно за счет модернизации действующих органов управления образованием (изменения организационных структур, функций, методов управления). Ресурс внутреннего совершенствования этих  органов применительно к задачам развития образования практически исчерпан. Он позволил провести необходимое усовершенствование  на более ранних стадиях, когда процессы развития образования только запускались, а старые структуры (гороно и районо) вообще не были к ним приспособлены. Сейчас необходима принципиально другая модель управления развитием образования, которая обладала бы большим потенциалом и гибкостью, необходимой для управления процессами развития, прежде всего, не была ограничена жесткими рамками отраслевого управления.

С учетом современных  тенденций в управлении процессами отраслевого и территориального развития, особой роли муниципального уровня в достижении целей модернизации образования, представляется целесообразным использование новой -   территориально-межотраслевой - модели  управления развитием муниципальной системы образования. Ее основными чертами должны стать:  ориентация на развитие образования как  важнейшего кластера в структуре стратегически приоритетных зон социально-экономического развития территории;  формирование самостоятельной муниципальной образовательной политики; сочетание стратегии модернизации и стратегии опережающего развития муниципальных систем образования; развитие образования как общественного блага за счет повышения его социальной результативности, снижения социальных рисков, компенсации и дополнения государственной политики модернизации; признание социальной ответственности хозяйствующих субъектов как важнейшего фактора развития территориальных систем образования;  кооперация и интеграция как приоритетная стратегия организационного поведения для целей социально-экономического развития и средство  формирования ресурсной базы  развития образования; опора на горизонтально интегрированные схемы муниципального управления взамен вертикально интегрированных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

  1. http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65625b2ad78a4c43a88421306d27_0.html.
  2. http://nrc.edu.ru/razd2/index.html.
  3. http://www.kazedu.kz/referat/191643.
  4. http://uecs.ru/uecs42-422012/item/1389-2012-06-13-08-08-02.

 




Информация о работе Специфика проблемы управления в сфере образования