Сравнительный анализ американского и японского управления персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:02, курсовая работа

Описание

Управление персоналом признается одной из наиболее важных сфер жизни предприятия, способного многократно повысить ее эффективность, а само понятие «управление персоналом» рассматривается в достаточно широком диапазоне: от экономико-статистического до философско-психологического.
Система управления персоналом обеспечивает непрерывное совершенствование методов работы с кадрами и использованием достижений отечественной и зарубежной науки и наилучшего производственного опыта.

Содержание

Содержание. 1
Введение. 2
1. Управление персоналом в Японии. 3
1.1 Система «пожизненного найма» персонала и их обучение. 3
1.2 Система принятия решений «рингисэй». 5
1.3 Организационные структуры управления. 6
1.4 Стимулирование и оплата труда на предприятии. 7
2. Управление персоналом в США. 9
2.1 Система отбора персонала. 9
2.2 Система оплаты и стимулирования труда. 12
2.3 Система подготовки повышения квалификации персонала. 15
3. Сравнительный анализ американского и японского управления персоналом. 16
Заключение. 19
Список литературы. 20

Работа состоит из  1 файл

ДОКЛАД.doc

— 123.00 Кб (Скачать документ)

     Результаты  интервью обобщаются и дополняются  рекомендациями. Окончательный выбор делает непосредственный руководитель.

     В американских фирмах увольнение персонала, включая менеджеров, всегда сопровождается длительной серией оценочных и воспитательных приемов, за исключением экстремальных  ситуаций (воровство, мошенничество, очевидное нарушение порядка). Оценка работы каждого работника проводится один или два раза в год. Результаты проведенной оценки обсуждаются работником и его начальником и подписываются обеими сторонами. Они содержат перечень недостатков в работе и путей их ликвидации, а в случае необходимости предупреждение об увольнении или о том, что дальнейшее пребывание на должности зависит от улучшения работы.

     Окончательное решение об увольнении работника  принимает руководитель на два-три  уровня выше непосредственного начальника. Если увольняемый является членом профсоюза, то причины увольнения обсуждаются с представителями профсоюза в соответствии с трудовым соглашением. Работник в любом случае может обжаловать решение об увольнении на более высоком уровне руководства или через суд. В некоторых фирмах имеются комиссии по трудовым спорам, которые разбирают жалобы работников в связи с увольнением. В состав таких комиссий входят как представители администрации, так и рабочие.

 

2.2 Система  оплаты и стимулирования труда.

 

     В США система оплаты труда предусматривает  следующее:

  • рабочие получают повременную оплату, что связано с высоким уровнем механизации труда, где выработка от рабочего практически не зависит;
  • минимальная оплата труда (как и почасовые ставки) регулируется законом;
  • при определении среднего уровня оплаты фирмы следят, чтобы она не была ниже, чем у других фирм в данном географическом районе;
  • абсолютные размеры заработка зависят от квалификации работника и стоимости проживания в данной местности;
  • повышение заработка обычно производится ежегодно для всех работников, чья работа оценивается положительно. Аттестация работников проводится ежегодно. Оценку работы делает руководитель на основе сведений, представляемых непосредственным начальником;
  • размеры заработков инженерно-технических работников и руководства не оглашаются. Они устанавливаются на основе индивидуального соглашения между администрацией и соответствующим работником;
  • премии выплачиваются обычно только высшему руководству фирмы. Поощрение осуществляется путем материального стимулирования и продвижения по ступеням иерархии. Продвижение по службе непосредственно связано с повышением квалификации через систему обучения.

     В большинстве американских фирм системы  оплаты труда отличаются негибкостью, не обладают достаточным мотивационным эффектом и слабо стимулируют повышение производительности труда.

     Система оплаты труда в США построена  таким образом, что фиксированная  зарплата может только расти и  практически никогда не уменьшается.

     Основные  виды дополнительной оплаты труда в США:

  • премии управленческому персоналу;
  • компенсационные выплаты при выходе в отставку;
  • специальные премии менеджерам вне зависимости от их успехов;
  • при неизменной величине базового оклада премии, зависящие от величины прибыли;
  • доплаты за повышение квалификации и стаж работы;
  • оплата без почасовых ставок;
  • продажа работникам акций компаний и др.

     Премии  руководства фирмы зависят от того, как измеряются финансовые результаты деятельности фирмы. Обычно это достижение краткосрочных (квартальных или  годовых) результатов, не учитывающих  всех факторов, влияющих на эффективность  деятельности компании.

     Премиальные выплаты получает каждый работник, но их уровень зависит от результатов деятельности конкретного подразделения, в котором он работает (завод, производственное отделение, цех). При такой системе существует тесная взаимосвязь между результатами работы и величиной премии у каждого работника. Это не просто новая система оплаты труда, а новый подход к повышению эффективности работы каждого работника, повышению производительности труда, качества продукции и сокращению издержек производства.

     Крупные американские фирмы, перешедшие на гибкую систему оплаты, иногда используют одновременно обе системы: на уровне фирмы или производственного отделения - систему участия в прибылях; на уровне заводов, отделов – систему распределения доходов.

     Практика  показывает, что использование гибких систем позволяет значительно повысить уровень оплаты труда при одновременном увеличении производительности труда и прибыльности производства. Это новый подход к формированию системы оплаты труда. Он включает также элементы морального стимулирования работников, в частности, за рационализаторскую деятельность, новые положения о разделении ответственности, стабильности состава работников фирмы и текучести кадров и др.

 

2.3 Система  подготовки повышения  квалификации персонала.

 

     В современных условиях подготовке и переподготовке кадров менеджеров придается важное значение как на официальном уровне, так и на уровне отдельных фирм. Каждая компания практически имеет свою собственную систему переподготовки. Новые сотрудники обязаны проходить переподготовку ежегодно, вследствие чего процесс обучения идет непрерывно.

     Данная  черта американского стиля управления находит выражение в системе  подготовки и повышения квалификации персонала, развитии ее обучающих технологий. В эту систему входят четыре вида организаций – школы управления (школы бизнеса); факультеты и отделения в высших учебных заведениях; профессиональные общества; консультативные фирмы.

     Главная задача всех форм и видов подготовки и повышения квалификации - это  «сделать знания производительными».

     Школы управления (школы бизнеса) занимаются вопросами подготовки и повышения  квалификации специалистов и менеджеров по различным направлениям.

     В настоящее время насчитывается  свыше трехсот школ бизнеса, школ администрации и экономики, школ промышленного управления, в которых используется двух- и четырехгодичное обучение, имеются доктурантура и краткосрочные курсы совершенствования.

     Старейшей школой управления в США является Школа Уортона при Пенсильванском университете, основанная в 1881 году Джозефом Уортоном, финансистом и промышленником из Филадельфии.

 

3. Сравнительный  анализ американского  и японского управления  персоналом.

 
 

Японская  модель

Американская  модель

  1. Организационная структура управления
Фирма состоит из автономных в коммерческом плане отделений. Высока роль функциональных служб в штаб-квартирах Использование проектных структур управления Корпорация  состоит из автономных отделений

Использование матричных структур управления

2. Политика в управление  персоналом
Основная  работа руководителя заключается в планировании распределения ресурсов для реализации имеющейся стратегии. Руководитель должен создать условия для получения от всех членов организации максимальной отдачи. Ему необходимо постоянно стремиться к полному участию подчиненных в планировании важных вопросов, к стимулированию их самоконтроля и самоорганизации. Основная работа руководителя заключается в строгом  контроле за работниками. Руководитель должен так распределить работу на операции, чтобы каждая из них была простой, повторяющейся и легкой для обучения.
3. Наем и кадровая  политика
Широко  используется труд выпускников вузов  и школ

Переподготовка  и обучение внутри фирмы, без отрыва от производства Продвижение по службе с учетом выслуги лет

Оплата  труда в зависимости от возраста и стажа работы в фирме (так называемая уравнительная зарплата)

Наем работников на рынке труда через сеть университетов, школ бизнеса и др. Нацеленность на индивидуальную, личную карьеру

При найме  работника проверяется его соответствие вакантной должности с помощью таких методов, как конкурс, оценка знаний, навыков в специальных «центрах оценки», сдача экзаменов на должность

Индивидуальная  оценка и аттестация работников Оплата труда в зависимости от индивидуальных результатов и заслуг работника

3. Организация производства и труда
Основное  внимание уделяется цеху — низовому звену производства. Используется система  «точно вовремя» (Канбан) без создания запасов и межоперационных заделов  Работа групп (кружков) качества и осуществление  жесткого контроля качества на всех стадиях производственного процесса всеми работниками фирмы. Обязанности между работниками строго не распределены

Работники выполняют различные виды работ  в зависимости от ситуации; девиз  — «действуй по обстановке»

Основное внимание уделяется не производству, а адаптации с внешней средой

Работники выполняют работы на основе четкого  исполнения должностных инструкций

Ставки  зарплаты строго определены в зависимости  от должности, выполняемой работы и  квалификации

Зарплата  устанавливается в соответствии со спросом и предложениями на рынке труда

4. Стимулирование работников
При благоприятном финансовом положении  премии выплачиваются два раза в  год (каждый раз по два-три месячных оклада)

Выплаты и льготы из социальных фондов: частичная  или полная оплата жилья, расходы на медицинское страхование и обслуживание, отчисления в пенсионные фонды, доставка на работу транспортом фирмы, организации коллективного отдыха и др.

Стимулирование  работников значительно ниже, чем  в Японии, хотя доход президента крупной американской корпорации в среднем в три раза выше, чем президента японской фирмы
5. Скорость продвижения  по службе1
Первые 10 лет после поступления продвижение  по службе незначительное.

Оно основано на достижениях и результатах.

Наблюдается сильная  связь со стратегией предприятия. Случается, что определенную группу работников целенаправленно продвигают по службе или переводят на новое место быстрее других.

В большинстве  случаев продвижение основано на опыте и стаже.

6. Сокращение кадров
Законодательство налагает сильные ограничения на сокращение кадров. В качестве мер, возможных предотвратить увольнение – изменение расстановки кадров, временный отпуск,

долгосрочная  командировка в другую компанию, поиск  желающих уволиться добровольно.

По закону увольнение не запрещается и не ограничивается. Тем не менее, и в США требуют, чтобы компании избегали сокращение кадров.
7. Структура заработной  платы
Базовая ставка (возраст, непрерывный стаж, деловые качества, выполняемые функции) + трудовые пособия (административного работника, за квалификацию) + бытовые пособия (на семью, на жилье) + бонус (20-30% в годовом доходе. В последнее время размер бонуса начинает отражать результативность работы) Единая зарплата. Премиальные чаще всего понимаются как средство распределения успешной деятельности.
8. Проектирование служебных  обязанностей
Служебные обязанности определяются в рамках группы. Отдельный человек может  за разные участки работы в зависимости  от ситуации, основное внимание уделяется  работе группы как единого целого. Специализация. Функции и ответственность каждого  работника четко определены. Работа детально разделена. При такой системе  в процессе работы возможно эффективное  использование работников с низким уровнем профессиональной подготовки. С другой стороны, это приводит к упрощению работы, лишает работу человеческого оттенка.
9. Социальное и медицинское  обеспечение
Обязательные (по закону) расходы на социальное и  медицинское обеспечение (часть  медицинского и пенсионного страхования, а также страхования от безработицы). Необязательные расходы – дотация на жилье, предоставление жилья, социальная помощь, формирование личных активов, различные объекты спортивного и культурного назначения, объекты здравоохранения. Предприятия США  также несут различные расходы по социальному и медицинскому обеспечению, доля которых высока и достигает до 25-40 % от суммарных расходов на персонал.

 

Заключение.

 

     Изучение  передового опыта является очень  существенной и актуальной задачей. Однако при сравнительном анализе  любых систем управления необходимо иметь ввиду, что чисто механическое применение той или иной системы управления еще не гарантирует высокой эффективности. Эффективность производственной организации обусловлена не столько использованием той или иной системы управления, сколько тем, как приспособлены ее элементы к производственно-рыночным условиям, в которых функционирует организация. Такой подход предполагает необходимость анализа любой системы или стиля управления в тесной привязке к конкретным внутри- и внешнеэкономическим условиям, в которых действует данная производственная организация.

     Изучение  эффективных приемов в управлении персоналом дает нам широкую возможность  их применения, при условии их адаптации  к специфическим условиям работы организации, способствуя тем самым наиболее передовому и эффективному развитию системы менеджмента.

 

Список  литературы.

  1. Волгин  Н.А. оплата труда: японский опыт и российский рынок. М: Дашков и К, 2006.
  2. Грейсон Д., О’Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. М.: Экономика, 2002.
  3. Курицын А.И. Управление в Японии: организация и методы, М, Наука, 2002.
  4. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 2002.
  5. Семенова И.И. История менеджмента. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

Информация о работе Сравнительный анализ американского и японского управления персоналом