Сравнительный анализ японской и американской моделей менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 06:58, контрольная работа

Описание

Целью настоящей работы является выявление особенностей и характерных черт в процессе анализа и сравнительной характеристики японского и американского стилей управления персоналом. Выявление наиболее эффективных методов управления позволит при необходимости в дальнейшем рассмотреть их использование в менеджменте России.
В соответствии с данной целью в контрольной работе мною решаются следующие задачи:
Охарактеризовать американскую модель менеджмента.
Рассмотреть особенности японской модели менеджмента.
Провести сравнительный анализ японской и американской моделей менеджмента.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2-3
1. Характеристика американской модели……………………………………..4-9
2. Особенности японской модели менеджмента…………………………...10-14
3. Сравнительный анализ японской и американской моделей менеджмента………………………………………………………………….15-16
Заключение…………………………………………………………………...17-18
Список литературы………………………………………………………………19

Работа состоит из  1 файл

контрольная по менеджменту.docx

— 49.70 Кб (Скачать документ)

Во всех сферах японской экономики в настоящее время  действуют группы (кружки) качества, в которые помимо рабочих включаются мастера и инженеры. Группы (кружки) качества решают все проблемы, начиная  от технологических и заканчивая социально-психологическими.

Японская система управления качеством не дает сбоев. Это является результатом ее продуманности и  простоты. Ставка на выпуск высококачественной продукции объясняется, во-первых, национальными  чертами и традициями японцев, и  во-вторых, тем, что Япония практически  не имеет сырьевых ресурсов. Она  полностью импортирует необходимый  ей алюминий, нефть, железную руду, большое  количество леса и лесоматериалов.

Сравнительный анализ японской и американской моделей менеджмента

 

Японская модель

  1. Философия фирмы
  2. Цели фирмы

Обеспечение роста  прибыли и благосостояния всех работников фирмы

3. Организационная структура управления 

Фирма состоит из автономных в коммерческом плане отделений Высока роль функциональных служб в штаб-квартирах Использование проектных структур управления

 

4. Наем и кадровая политика 

Широко используется труд выпускников  вузов и школ Переподготовка и  обучение внутри фирмы, без отрыва от производства Продвижение по службе с учетом выслуги лет Оплата труда  в зависимости от возраста и стажа  работы в фирме (так называемая уравнительная  зарплата)

 

 

 

 

 

 

5. Организация производства и  труда 

Основное внимание уделяется  цеху -- низовому звену производства Используется система «точно вовремя» (Канбан) без создания запасов и межоперационных заделов

Работа групп (кружков) каче-ства и осуществление жесткого контроля качества на всех стадиях производственного процесса всеми работниками фирмы

 

Обязанности между работни-ками строго не распределены Работники выполняют различные виды работ в зависимости от ситуации; девиз -- «действуй по обстановке»

6. Стимулирование работников 

При благоприятном финансовом положении премии выплачиваются  два раза в год (каждый раз по два  три месячных оклада)

 

Выплаты и льготы из социальных фондов: частичная или полная оплата жилья, расходы на медицинское страхование  и обслуживание, отчисления в пенсионные фонды, доставка на работу транспортом  фирмы, организации коллективного  отдыха и др.

7. Внутрифирменное планирование 

Внутрифирменные отделения  имеют планы на три года, включающие в себя инвестиционную политику и  мероприятия по внедрению новой  техники, а также перспективные  планы на 10-- 15 лет.

 

Планы разрабатываются по принципу скользящего планирования отделениями  фирмы. В плане отделения показывается объем производства, количество продукции  в натуральном выражении, прибыль, штатное расписание, перечень поставщиков

8. Финансовая политика 

Часть прибыли отделения (до 40%) используется им само-стоятельно

Прибыль направляется на ра-ционализацию производства, на сокращение материальных затрат и внедрение новых ресурсосберегающих технологий, на модернизацию оборудования

 

Широкое привлечение заемных средств

Американская модель

 

 

Рост прибыли фирмы и диви-дендов индивидуальных вкладчиков

 

Корпорация состоит из автономных отделений

 

 

Использование матричных структур управления

 

Наем работников на рынке  труда через сеть университетов, школ бизнеса и др. Нацеленность на индивидуальную, личную карьеру

При найме работника  проверяется его соответствие вакантной  должности с помощью таких  методов, как конкурс, оценка знаний, навыков в специальных «центрах оценки», сдача экзаменов на должность

 

Индивидуальная оценка и аттестация работников Оплата труда в зависимости  от индивидуальных результатов и  заслуг работника

 

Основное внимание уделяется  не производству, а адаптации с  внешней средой

Работники выполняют работы на основе четкого исполнения должностных  инструкций

Ставки зарплаты строго определены в зависимости от должности, выполняемой работы и квалификации

Зарплата устанавливается  в соответствии со спросом и предложениями  на рынке труда

 

 

 

Стимулирование работников значительно ниже, чем в Японии, хотя доход президента крупной американской корпорации в среднем в три  раза выше, чем президента японской фирмы

 

 

 

 

 

Процесс планирования децен-трализован. Отделениям планируются основные финансовые показатели, затраты на производство, сбыт и НИОКР которые могут корректироваться в течение года

 

 

По каждому новому виду продукции  используются «стратегические хозяйственные  центры (СХЦ)

 

 

 

 

Администрация фирмы пере-распределяет прибыль между отделениями

Расширение производства за счет покупки (поглощения, слияния) других корпораций

 

Самофинансирование корпораций

 




 

В таблице дано сравнение  японской и американской моделей  менеджмента, позволяющее выделить достоинства и недостатки каждой из них.

В последнее время американцы предпринимают много усилий, чтобы  выяснить сущность японских методов  управления и перенести положительный  опыт Японии на свои предприятия. В 50--60-е  гг. положение было обратным, японские фирмы перенимали американские принципы организации производства, технологию производства, подходы к формированию организационных структур и др. Как  уже отмечалось выше, «кружки качества»  и система поставок «точно вовремя» зародились в Америке, но не получили там широкого распространения. Однако они принесли хорошие результаты на японских фирмах. В то же время другое американ-ское нововведение -- американские методы управления «человеческими ресурсами» -- не нашло применения в Японии.

В последнее время американские корпорации начали внедрять у себя нововведения, приведшие японские фирмы  к значительному успеху. Так, американская компания «Дженерал Моторс» внедрила систему «точно во время», а другая компания «Дженерал Электрик» - «кружки  качества». Однако не все методы управления, используемые в Японии, приживаются  на американской земле. Это относится  к системе долгосрочного или  «пожизненного найма» работников, образованию  за счет отчислений от прибылей фирмы  фондов для удовлетворения нужд работников и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В работе был проведен анализ различных систем управления, в частности  американской и особенно японской. Изучение передового опыта является очень существенной и актуальной задачей. Однако при сравнительном  анализе любых систем управления необходимо иметь ввиду, что чисто механическое применение той или иной системы управления еще не гарантирует высокой эффективности. Эффективность производственной организации обусловлена не столько использованием той или иной системы управления, сколько тем, как приспособлены ее элементы к производственно-рыночным условиям, в которых функционирует организация. Такой подход предполагает необходимость анализа любой системы или стиля управления в тесной привязке к конкретным внутри- и внешнеэкономическим условиям, в которых действует данная производственная организация.

Изучение эффективных  приемов в управлении персоналом дает нам широкую возможность  их применения, при условии их адаптации  к специфическим условиям работы организации, способствуя тем самым  наиболее передовому и эффективному развитию системы менеджмента.

Сопоставление японской и  американской моделей менеджмента  показывает, что нельзя переносить одну модель менеджмента в экономику  другой страны без учета ее специфических  условий и, прежде всего, психоло-гических и социально-культурных факторов.

Однако сравнение этих двух моделей представляет значительный инте-рес для нас, так как формирование отечественной модели менеджмента требует изучения опыта других стран.

Словарь основных понятий

Акционеры - владельцы ценных бумаг, выпускаемых акционерным  обществом, свидетельствующие об участии  их владельцев в капитале акционерного общества и дающие их владельцам право  на получение части прибыли этого  общества структурной единицей.

Канбан - система рациональной организации производства, и эффективном управле-нии персоналом.

Качество исполнения-- концепция качества, отражающая ту степень, в которой товары или предо-ставляемые организацией услуги фактически удовлетворяют нужды клиентов.

Контроль качества-- процесс, обеспечивающий достижение организацией поставленных целей.

Корпоративный дух фирмы - слияние с фирмой и преданность  ее идеалам.

Корпорация - объединение, союз, создаваемые на основе

профессиональных интересов; форма акционерного общества.

Кружок качества - группа работников подразделения, которые  на добровольных началах собираются для того, чтобы обсудить проблемы качества и выработать идеи, направленные на повышение качества.

Партисипативное управление - производственная демократия.

Пожизненного найма система- гарантия фирмы своим работникам в занятости не только до их выхода на пенсию в 55 лет (а в некоторых фирмах в 60 лет), но и в случае спада производства и возникновения других непредвиденных обстоятельств.

Продвижение по старшинству («систему синьоризма»). При выдвижении работника на руководящую должность предпочтение отдается возрасту и стажу работы.

Производственная демократия - участие всех работников организации  в принятии решений, затрагивающих  их интересы.

Процесс управления -- общий объем непрерывных взаимосвязанных действий или функций в рамках организации.

Стратегия - это способ использования  средств и ресурсов, направленных на достижение поставленных целей.

СХЦ - стратегические хозяйственные  центры.

Тактика -- краткосрочная  стратегия для достижения цели, разра-батываемая обычно на уровне руководителей среднего звена.

Юридическое лицо - учреждение, предприятие или организация  выступающие при исполнении возложенных  на них функций от своего имени  в качестве самостоятельного субъекта гражданских прав и обязанностей.

Список литературы

  1. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: Дело, 2000. - 704 с.
  2. Шонбергер Р. Японские методы управления производством. - М.: Экономика, 1988.
  3. Семенова И.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 222 с.
  4. Грейсон Д., О'Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. - М.: Экономика, 1991.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Сравнительный анализ японской и американской моделей менеджмента