Стили и методы принятия решений современными руководителями: тенденции, анализ и оценка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 22:30, контрольная работа

Описание

Показатели работы менеджера неразрывно связаны с эффективностью принимаемых им решений.
В связи с этим, исследование стилей и методов принятия управленческих решений является актуальной в современном обществе.

Содержание

Введение 3
Стили и методы принятия решений современными
руководителями: тенденции, анализ и оценка 5
2. Межличностные отношения 7
3. Методы принятия решений 12
Заключение 17
Список использованной литературы 18

Работа состоит из  1 файл

10 вариант.doc

— 121.00 Кб (Скачать документ)

НОУ ВПО «ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ»

(г.  Архангельск)

 

ИВАНОВСКИЙ  ФИЛИАЛ

 

 

 

Экономический факультет

 

Кафедра экономических дисциплин

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине:

 

 

«Методы принятия управленческих решений»

на тему: “Стили и методы принятия решений современными руководителями: тенденции, анализ и оценка.

 

 

 

                                                      

 

                                                  Выполнил: студент

   2 курса  группы 22 мз-б

   ФИО: Пучков Н.В.

 

                                                             Проверил: к.т.н., доцент Брик Е.Р.

 

 

 

 

Иваново 2013

 

Содержание

Введение            3

  1. Стили и методы принятия решений современными

  руководителями: тенденции,  анализ и оценка      5

2.  Межличностные отношения       7

3. Методы принятия решений       12

Заключение           17

Список использованной литературы       18   

 

 

 

 

Введение

 

Важнейшим резервом повышения эффективности всего  общественного производства является повышение качества принимаемых  решений, которое достигается путем совершенствования процесса принятия решений.

Принятие решений  – составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения  пронизывает все, что делает управляющий, формируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления.

Эффективное принятие решений необходимо для  выполнения управленческих функций. Совершенствование  процесса принятия обоснованных объективных  решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов принятия решений.

Решения - это  основные операции, проходящие в организациях. Организации, добивающиеся успеха, способны "перерешать" своих конкурентов по крайней мере в следующих 3 аспектах:

  • они принимают более правильные, оправданные решения;
  • они принимают решения быстрее;
  • они более успешно реализуют принятые решения.

Нет никаких  сомнений в том, что принятие решений  является самым важным видом деятельности, выполняемой менеджерами в деловых организациях всех типов и на любом уровне.

Принятие решений  является неотрывной чертой каждого  проявления взаимоотношений людей, машин, материалов и технологий. Самым  важным качеством любого менеджера должна быть его готовность, и даже стремление, принимать важные и, очень часто, трудные решения. Существует точка зрения, согласно которой основная задача менеджмента - это принятие решений.

Показатели  работы менеджера неразрывно связаны  с эффективностью принимаемых им решений.

В связи с этим, исследование стилей и методов принятия управленческих решений является актуальной в современном обществе.

Актуальность и значимость проблемы обусловили выбор темы исследования: «Стиль и методы принятия решения современным руководителем».

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографический список. Во введении обоснована актуальность выбора темы.

Глава первая раскрывает основные понятия теории принятия решений, стилей и методов, описывает творчество руководителя в принятии управленческих решений.

В главе второй определяются основные понятия стилей принятия решения, а также взаимосвязь стилей принятия решения с этапом развития компании.

Третья глава описывает, какими методами пользуется современный руководитель для достижения целей по оптимизации кадрового ресурса.

В заключении обобщается информация, делаются прогнозы и выводы.

 

Стили и методы принятия решений современными руководителями: тенденции, анализ и оценка

 

По мере карьерного роста  человека последовательно изменяется его манера принимать решения. Поэтому если менеджер среднего звена принимает решения так же, как и руководитель высокого уровня, он рискует попасть в тупик. Не менее опасно, когда топ-менеджер ведет себя подобно мелкому начальнику. К счастью, руководители легко могут исправить свои ошибки.

Одна из обязанностей начальников всех рангов - принимать  решения. И делать это им приходится постоянно, но по мере карьерного роста  у самых талантливых руководителей  изменяется подход к принятию решений. Задача менеджера низшего звена - продать товар клиенту или оказать услугу. Тут требуется действие. На более высоких уровнях нужно решать, какие именно продукты (услуги) предлагать и как их продвигать. Чтобы шагать вверх по служебной лестнице, руководители должны не только осваивать новые навыки, но и приобретать новые привычки - учиться иначе, использовать информацию, предлагать варианты действий и оценивать их. Если амбициозный менеджер среднего звена принимает решения так же, как и полноправный руководитель высокого уровня, он рискует попасть в тупик. Не менее опасно, когда, выбившись наверх, человек ведет себя подобно самому мелкому начальнику. Мы всесторонне изучили факторы, от которых зависят успех и неудачи руководителей. Оказалось, что по мере восхождения человека по иерархической лестнице последовательно изменяется его манера принимать решения. Чтобы понять, благодаря каким качествам и поведенческим установкам люди делают быструю карьеру, были проработаны сведения о 120 000 управленцах. Обнаружили, что у самых талантливых стиль принятия решений эволюционирует вполне предсказуемым образом. К счастью, руководители легко могут исправить свои ошибки, если поймут, что напрасно вовремя не отказались от прежних привычек или слишком быстро вошли в образ начальника. 1

Стили принятия решений. Под стилем принятия решений понимают индивидуальные методы принятия решения. Стиль принятия решений определяется (см. рис. 1).

 

Рис. 1 - Диаграмма –  определение стилей принятия решений

 

- подходом к получению  новой информации: склонность получать  любую, как позитивную, так и  негативную информацию в сжатой  форме; склонность вникать в  детали, быть независимым от экспертов;  стремление получать объективную,  но сжатую информацию, оставляя детали на помощников;

- характеристиками мышления - здесь задействованы как виды  мышления, так и индивидуальные  его особенности;

- предпочтением определенной  величины риска;

- когнитивной сложностью, то есть способностью и склонностью  к анализу и синтезу получаемой информации.

 

 

 

Межличностные отношения.

 

Личностные черты, имеющиеся  в руководителе, и, прежде всего, те из них, которые образуют склад его  характера, определяет то поведение, которое  он позволяем себе по отношению к  другим людям. По мнению К.А. Абульхановой-Славской, оказываясь в той или иной типичной ситуации общения, личность вынуждена занять определенную позицию, так или иначе самоопределяться, выбирать средства и принимать решение.

Как бы ни было обусловлено  поведение людей в конкретных обстоятельствах социально-культурными нормами, они остаются уникальными живыми существами. Поэтому помимо конвенциональных отношений, заданных социальной ролью, существует система межличностных отношений, характер которых в каждом конкретном случае зависит от личностных черт, включенных во взаимодействие индивидов. Конвенциональные роли стандартизированы и безличны.

С.Л. Братченко различает 6 видов направленности в общении, которые и могут определять стиль  межличностных у отношений в  управленческой деятельности:

  1. Ориентация на равноправное общение, основанное на взаимном уважении и доверии, ориентация на взаимопонимание, взаимную открытость и коммуникативное сотрудничество, стремление к взаимному самовыражению, развитию, сотрудничеству.
  2. Ориентация на доминирование в общении, стремление подавить личность собеседника, подчинить его себе, «коммуникативная агрессия», когнитивный эгоцентризм, «требование» быть понятым (а точнее - требование согласия с собственной позицией) и нежелание понимать собеседника, неуважение к чужой точке зрения, ориентация на стереотипное «общение - функционирование», коммуникативная ригидность.
  3. Ориентация на использование собеседника и всего общения в своих целях, для получения разного рода выгод, отношение к собеседнику как к средству, объекту своих манипуляций, стремление понять («вычислить») собеседника, чтобы получить нужную информацию, в сочетании с собственной скрытностью, неискренностью, ориентация на развитие и даже «творчество» (хитрость) в общении, но односторонняя - только для себя за счет другого.
  4. Добровольная центрация на собеседнике, ориентация на его цели, потребности и т.д. и бескорыстное жертвование своими интересами, целями, стремление понять запросы другого с целью их наиболее полного удовлетворения, но безразличие к пониманию себя с его стороны, стремление способствовать развитию собеседника даже в ущерб собственному развитию и благополучию.
  5. Отказ от равноправия в общении в пользу собеседника, ориентация на подчинение силе авторитета, на «объективную» позицию для себя, ориентация на некритическое «согласие» (уход от противодействия), отсутствие стремления к действительному пониманию и желанию быть понятым, направленность на подражание, реактивное общение, готовность «подстроиться» под собеседника.
  6. Такое отношение к общению, при котором игнорируется оно само со всеми его проблемами, доминирование ориентации на «сугубо деловые» вопросы, «уход» от общения как такового. 2

Мы пришли к выводу, что стили принятия решений различаются  по двум основным параметрам: как используется информация и как выбираются варианты дальнейших действий.

Что касается информации, то некоторым людям, чтобы принять  решение, нужно осмыслить как  можно больше фактов. Но тщательно  продуманное решение порой обходится  довольно дорого: за него приходится платить  упущенным временем. Кому-то из руководителей достаточно основных фактов (Герберт Саймон, сторонник теории экономического бихевиоризма, придумал для таких людей термин «удовлетворенцы»). Получив удовлетворительный, с их точки зрения, объем информации, они готовы действовать.

Что касается дальнейших действий, то и тут руководители делятся на две группы. Представители  первой сосредоточиваются на единственном направлении и бьют в одну точку, второй - находят множество возможностей и умудряются следовать сразу  несколькими курсами (это категория «многостаночников»). Первые всю энергию направляют на то, чтобы все вышло точно так, как они задумали; вторые - на то, чтобы подстроиться под обстоятельства.

Исходя из этих двух параметров, мы выделили четыре базовых стиля принятия решений:

решительный (мало информации, одно направление действий);

гибкий (мало информации, много направлений);

иерархический (много информации, одно направление);

комплексный (много данных, много направлений).

 

Таблица 1 - Стили принятий решений

Решительный стиль

Они ценят действие, скорость, эффективность, последовательность. Выработав  план действий, они уже от него не отклоняются. В других больше всего  уважают честность, четкость, лояльность и, особенно, краткость. Очень дорожат  временем.

Гибкий стиль

Для них также важна  скорость, но еще больше - умение адаптироваться.

Иерархический стиль

Люди этого стиля  не торопятся выносить суждение. Они  изучают большой объем информации и от других ждут того же, но с готовностью  подвергают критике чужие взгляды и решения. С точки зрения «иерархического» руководителя решения должны выдерживать проверку временем.

Комплексный стиль

Эти руководители не ищут единственное оптимальное решение. Любые факты они стремятся  рассматривать в связи с другими  фактами, принимая во внимание множество деталей. В результате их решения предполагают действия на нескольких направлениях. Чужой вклад приветствуется: такие руководители любят рассматривать всевозможные идеи и точки зрения, даже противоречащие их собственным. Принятие решения для них не событие, а процесс.


 

Конечно, многое зависит и от обстоятельств, поэтому руководителю стоит освоить  все четыре стиля. В повседневной работе руководителям далеко не всегда хватает информации или времени  для обстоятельных размышлений  и обсуждений. В периоды относительной неопределенности особенно уместен «многостаночный» стиль, а во времена стабильности - стиль «одной точки».

Более того, судя по нашим  исследованиям, стиль принятия решений  руководителей зависит от обстановки: важно, находятся они на людях или в одиночестве, когда не нужно никому объяснять свои доводы. Разновидность стилей, соответствующую публичной обстановке, мы назвали лидерской, или публичной, а приватной - мыслительной, или приватной. Причем различие распространяется на весь процесс: и на то, как он собирает информацию, и как оценивает варианты действий, и как делает окончательный выбор.

В начале нашего исследования мы предполагали, что у руководителя доминирующий стиль принятия решений  эволюционирует по мере служебного роста. Но анализ данных показал, что стиль  не просто развивается, а кардинально изменяется. Скажем, стиль генерального директора представляет собой полную противоположность стилю менеджера низшего звена. В публичном (лидерском) варианте стабильная эволюция открытости и способности ценить разнообразие мнений постепенно прекращается и начинает развиваться более жесткий, авторитарный стиль. В приватном (мыслительном) варианте наблюдается неуклонное движение к «максималистским» стилям принятия решений (когда руководитель считает нужным все хорошенько обдумать), а на самой вершине иерархии развиваются стили, при которых выбирается единственное направление действий.

В такой эволюции есть своя логика. Продвигаясь по служебной  лестнице, руководитель все дальше уходит от собственно действия, а потому легко теряет контакт с реальной жизнью организации. Чтобы быть в курсе всего происходящего и не принимать решения вслепую, ему нужно освоить такой стиль управления, благодаря которому он мог бы постоянно получать информацию из самых разных источников. Вот почему на самом высоком уровне преобладают гибкий и комплексный стили. В свою очередь, благодаря обилию источников информации у руководителей высшего ранга происходит эволюция стилей «мыслительной» разновидности, предполагающей еще большую потребность в информации и анализе, единственно верном ответе. Особенно ярко проявляются черты публичного (лидерского) и приватного («мыслительного») вариантов стилей у самых успешных менеджеров. Продвигаясь по службе, эти руководители становятся все более восприимчивыми к чужому мнению и нацеленными на взаимодействие с сотрудниками, то есть они совершенствуют свой лидерский стиль, и в то же время еще тщательнее анализируют информацию, оставшись наедине с собой, то есть шлифуют «мыслительный» стиль.

Информация о работе Стили и методы принятия решений современными руководителями: тенденции, анализ и оценка