Стили и методы руководства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 16:45, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - изучение стилей и методов руководства, которые использует руководитель, сбор материалов для написания дипломной работы. Он должен научиться пользоваться различными стилями и методами влияния на людей и выбирать наиболее эффективные для конкретной ситуации. В курсовой работе поставлены задачи: 1. Изучить необходимые данные по стилям и методам руководства. 2. Научиться выбирать эффективные методы и стили управления, направленные не только на улучшение экономических показателей деятельности организации, но и на удовлетворение потребностей сотрудников. 3. Разработать комплекс мероприятий по совершенствованию стилей и методов руководства в организации. Объектом исследования является руководство организации, а предметом исследования является совокупность стилей и методов руководства, применяемые в определенной организации.

Работа состоит из  1 файл

курсовая моЯяяяяяяяяяяяяяяяяя.doc

— 151.00 Кб (Скачать документ)

                                                            Введение 

Данная работа посвящена  анализу повседневной деятельности руководителя. В ней рассматриваются основные методы и стили работы менеджера. Работа имеет особую актуальность в данный момент, так как сейчас особое внимание стало уделяться вопросам наиболее эффективного взаимодействия управляющего (руководителя) с подчиненными.  Эффективность и комфортность делового общения в персонале в огромной степени зависят от ее руководителя, точнее – от практикуемого им стиля и метода руководства. Все определения стиля управления сводятся к совокупности характерных для менеджера приемов и способов решения задач управления, т.е. стиль – это система постоянно применяемых методов руководства. Каждому из сложившихся методов руководства адекватен вполне определенный стиль управления. Это значит, что каждый метод для своей реализации нуждается в личностях, обладающих конкретными качествами. Кроме того, метод управления более подвижен и чувствителен к новым потребностям в сфере управленческих отношений, чем стиль руководства. Стиль как явление производственного порядка в определенной мере отстает от  развития и совершенствования методов управления и в связи с этим может вступать с ними в противоречие, т.е. вследствие определенной автономизации стиль руководства в качестве отражения устаревших методов управления может привносить в них новые, более прогрессивные элементы. Единство методов и стиля руководства состоит в том, что стиль служит формой реализации метода. Менеджер с присущим только ему стилем руководства в своей деятельности может использовать различные методы управления (экономические, организационно-административные, социально-психологические). Но следует иметь в виду, что не существует некоего «идеального» вида управления, пригодного для всех случаев жизни. Применяемые менеджером стилей и методов зависят не столько от личности менеджера и поведения, сколько от соответствующей ситуации (ситуативное положение). «Правильный» стиль руководства не может быть определен заранее, поскольку жизненные управленческие ситуации не стандартны, а качества личности менеджера и подчиненных имеют свойство изменяться адекватно изменениям управляемой среды.       Выбор вида руководства во многом зависит от того, какую задачу ставит перед собой менеджер:         - управлять - руководитель дает точные указания подчиненным и добросовестно следит за выполнением его заданий;         - направлять – менеджер управляет и наблюдает за выполнением заданий, но обсуждает решения с сотрудниками, просит их вносить предложения и поддерживает их инициативу;       - поддерживать – менеджер оказывает сотрудникам помощь при исполнении ими заданий, разделяет с ними ответственность за правильное принятие решений;           - делегировать полномочия – менеджер передает часть своих полномочий исполнителям, возлагает на них ответственность за принятие частных решений и достижение цели предприятия.     Цель курсовой работы - изучение стилей и методов руководства, которые использует руководитель, сбор материалов для написания дипломной работы. Он должен научиться пользоваться различными стилями и методами влияния на людей и выбирать наиболее эффективные для конкретной ситуации. В курсовой работе поставлены задачи:     1.   Изучить необходимые данные по стилям и методам руководства. 2. Научиться выбирать эффективные методы и стили управления, направленные не только на улучшение экономических показателей деятельности организации, но и на удовлетворение потребностей сотрудников.           3.    Разработать комплекс мероприятий по совершенствованию стилей и методов руководства в организации.        Объектом исследования является руководство организации, а предметом исследования является совокупность стилей и методов руководства, применяемые в определенной организации. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и сущность стиля руководства

Слово «стиль» греческого происхождения, первоначально оно означало стержень для писем на восковой доске, а позднее употреблялось в значении «почерк».  

По  Мескону, стиль руководства –  это привычная манера поведения  руководителя по отношению к подчинённым, чтобы оказать на них влияние и побудить к достижению стилей организации [8, с. 224]. 

Кнорринг  дает следующее определение: «Стиль руководства –привычная для  конкретного руководителя система  методов, реакций на возникающие  ситуации, используемая им в своей практической деятельности» [4, с. 447].         

Стиль руководства является принадлежностью  всякого аппарата управления. Поэтому различают индивидуальный и общий стиль руководства. Понятие стиля уместно применить, прежде всего, в приложении к личности руководителя, причем индивидуальный стиль предстаёт как особая форма сочетания производственной функции руководителя с его функцией регулирования личностных взаимоотношений между членами подчинённого ему коллектива. Однако нельзя сводить целиком к личности руководителя и оценивать как своеобразную форму проявления его индивидуальности. Дело в том, что особенности личности руководителя при всей их значимости далеко не исчерпывают компоненты, формирующие присущий ему стиль руководства. Компоненты эти составляют субъективное начало и субъективный элемент стиля, а между тем стиль всегда имеет и общую объективную основу.

К субъективным факторам, определяющим стиль в управлении можно отнести:

1. Принципы и установки, обуславливающие умение пользоваться властью.                                                                                                                                                                                                           

2. Специфика психического склада руководителя (темперамент, характер).                                                                                                                                   

3. Выбор форм и методов воздействия на подчинённых в каждой конкретной ситуации.

         4. Неповторимые личные качества, определяющие «управленческий почерк».                                                                                                                  

         5. Индивидуальные особенности исполнения социальных ролей руководителя.

         6. Уровень профессиональных знаний, интеллекта и культуры, определяющий характер поведения.       

Как видно, субъективные факторы зависят от личности руководителя, а объективные факторы формируются под влиянием окружающей среды. Объективно стиль руководителя диктуется, прежде всего, сознательной целью, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю.

В общем, объективные слагаемые стиля  могут быть сведены к следующему:     

1.   Специфика системы, её цели и задачи, управленческой структуры.

         2.    Закономерности управления.

         3. Специфика (функциональное назначение) сферы конкретной деятельности.

         4. Окружающая производственная среда (технологический уровень производства, формы организации труда, обеспеченность материальными ресурсами).

         5. Особенность руководимого коллектива (структура, уровень подготовки, характер взаимоотношений, социально-психологические черты исполнителей).

        6.    Уровень практики управления.

         7. Способы и приёмы управления, используемые вышестоящим руководством.

Указанные слагаемые стиля предопределяют особенности сочетания в

деятельности  руководителя производственной функции и функции регулирования взаимоотношений в коллективе, природу сложившихся в  ней традиций и приёмы общения, а тем самым и стиль работы.

Итак, мы определили, что стиль работы – то способ воздействия руководителя на подчинённых с целью эффективного выполнения управленческих функций. На стиль оказывают влияние личность руководителя, способы и приёмы, с помощью которых он осуществляет управленческую функцию, т.е. субъективные факторы, а с другой стороны окружающая производственная среда, специфика сферы деятельности, особенности руководимого коллектива и др. объективные факторы и, наконец, стиль выражает отношения, складывающиеся между руководителем и подчинённым. Сложность и разнообразие этих отношений предопределяют высокую вариантность конкретных стилей руководства, которые могут классифицироваться по различным признакам. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Классификация стилей руководства

Классификация стилей управления обычно представляется в теориях стилей руководства, при  этом сами теории различно группируются современными авторами [2, с. 332].

Одной из наиболее полных и точных классификаций теории стилей управления является - американская. Так как наибольший опыт управления накоплен именно в США. Она выделяет следующие подходы к изучению как руководства в целом, так и его стилей в частности:

1) качественный  подход, т. е. подход с позиции личностных черт;

2) поведенческий  подход;

3) ситуативный  подход.

Рассмотрим  каждый из них подробнее. 

Качественный  подход.

В первых попытках осознания природы успеха лидера внимание было обращено на их личностные особенности, или характерные черты. Характерные черты – это ярко выраженные индивидуальные особенности человека, такие как умственные способности, морально-этические ценности и внешность. В начальных исследованиях на эту тему рассматривались руководители, достигшие самых высоких постов, т.е. они ориентировались на изучение «великого человека». Идея была относительно проста: выяснить, благодаря каким индивидуальным качествам некоторым менеджерам удалось достичь заоблачных высот, и попытаться наладить «отбор» потенциальных лидеров среди тех, кто уже продемонстрировал сходные черты или может развить их. В целом исследование выявило относительно слабые взаимосвязи между характерными чертами и  успехом в руководстве организациями. Кроме характерных черт ученые анализировали роль физических, социальных и рабочих качеств лидеров. Впрочем, сами по себе они мало что значат. Пригодность какого-либо качества или их набора зависит от ситуации, от особенностей организации.

Бихевиористский подход.

Ученые отказывались от исследований черт личности как  бесперспективных и обратились к  наблюдениям за поступками руководителей, а не за их личными чертами. Поведенческий  подход дал классификацию стилей управления в континууме от автократичного до либерального стиля.

а) Модель Дугласа Мак-Грегора. 

Описание бихевиористского подхода невозможно без упоминания о Дугласе МакГрегоре. Его теории "X" и "Y" можно считать и  теориями мотивации и теориями лидерства  и теориями стилей руководства.

Теория "X"

1. Средний  человек имеет врожденное отвращение к труду и будет стремиться его избежать, если есть такая  возможность.    2. Поэтому  большинство людей необходимо принуждать к труду, контролировать  их и руководить ими под угрозой наказания, чтобы они могли сделать свой посильный вклад для достижения цели.

3. Работник  склонен к тому, чтобы им руководили, он избегает ответственности, у него мало честолюбия, он  желает быть защищенным во  всем.

Теория "Y"

1. У  человека нет врожденной антипатии к труду. Труд естественен, так же как и отдых.

2. Если  человек идентифицирует себя  с целями, то он воспитывает  в себе самодисциплину и самоконтроль.

3. Обязанность  по отношению к поставке целей состоит в функции вознаграждения.

4. При  соответствующих обстоятельствах человек не только учится принимать ответственность, но и стремится  к ней.

5. Среди  трудящихся широко распространены находчивость и творческий дух.

6. Духовный  потенциал едва активизируется в индустриальной жизни.

Теория "X" и теория "Y" позволяют представить два противоположных типа человека. Мак-Грегор считал, что каждый руководитель основывает свой стиль руководства на принятии одной из этих теорий. При этом "X" характерна для автократов, а "Y" - для демократов.

Сама по себе модель МакГрегора не является чистой теорией стилей управления, но именно она позволила полнее и точнее понять существовавшие на тот момент классификации и анализировать их.

б) Традиционный подход.

Под традиционным подходом понимаются в основном исследования Левина, Липпита и Уайта в 1939 году, во время которых они изучили воздействие автократичного, демократического стилей управления и стиля невмешательства на подростков.

Основными критериями для разделения стилей руководства  являлись: степень активности руководителей и сотрудников и степень вовлечения сотрудников в процесс принятия решений.

Авторитарный, демократический  и попустительский стили можно  охарактеризовать с двух позиций:   формальная сторона,   содержательная сторона (рис.1).

Формальная  сторона 

Содержательная  сторона

Авторитарный (директивный) стиль

Деловые, краткие распоряжения

Запреты без снисхождения и угрозы

Чёткий язык, неприветливый тон  

Похвала и  порицание субъективны 

Эмоции в расчёт не принимаются 

Показ приёмов - не система

Позиция руководителя – вне группы

Дела в группе планируются руководителем заранее (во всём их объёме)

Определяются  лишь непосредственные цели, дальние  не известны

Голос руководителя - решающий

Демократический (коллегиальный) стиль

Инструкции  в форме предложений

Сухая речь, товарищеский тон

Похвала и порицание – с советами

Распоряжения  и запреты – с дискуссиями

Позиция руководителя – внутри группы

Мероприятия планируются  не заранее, а в группе

За реализацию предложений отвечают все

Все разделы  работы не только предлагаются, но и  обсуждаются

Либеральный (попустительский) стиль

Тон конвенциальный

Отсутствие  похвалы и порицаний

Никакого  сотрудничества

Позиция руководителя - внутри группы

Дела идут сами собой

Руководитель  не даёт указаний

Разделы работы складываются из отдельных интересов  или исходя от лидеров подгрупп

Информация о работе Стили и методы руководства