Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 14:17, доклад
Слово "стиль" греческого происхождения. Первоначально оно означало стержень для писания на восковой доске, а позднее употреблялось в значении "почерк". Отсюда можно считать, что стиль руководства - своего рода "почерк" в действиях управляющего.
Стиль руководства - это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации.
Стили менеджмента
Слово "стиль" греческого происхождения.
Первоначально оно означало стержень
для писания на восковой доске, а
позднее употреблялось в
Стиль руководства - это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации.
Вот уже более полувека
в социальной психологии и
менеджменте ведется изучение
феномена стилей руководства.
Одно из самых ранних
Авторитарное руководство характеризуется чрезмерной централизацией власти руководителя, самовластным решением всех вопросов, касающихся деятельности организации, ограничением контактов с подчиненными. Этот стиль свойственен решительным, властным, волевым людям, жестким по отношению к окружающим. Дела в коллективе планируются заблаговременно во всем их объеме, определяются лишь непосредственные цели для каждого работника. Голос руководителя является решающим, а его позиция пребывает за пределами группы. Существуют разновидности авторитарного стиля: "эксплуататорский" и "благожелательный".
"Эксплуататорский" авторитарный стиль сводится к тому, что руководитель, не доверяя подчиненным и не спрашивая их мнения и советов, единолично решает все вопросы, и берет на себя ответственность за все, давая исполнителям только указания, что, как и когда работать, в качестве основной формы стимулирования использует наказание. Сотрудники относятся к приказам руководителя безразлично или негативно, радуются любой его ошибке, находят в ней подтверждение своей правоты.
При более мягкой "благожелательной" разновидности авторитарного стиля руководитель относится к подчиненным снисходительно, интересуется при принятии решений их мнением, но, несмотря на его обоснованность, может поступить по-своему. Данный стиль руководства предоставляет подчиненным определенную самостоятельность, пусть более того в ограниченных пределах.
Слабой стороной данного стиля является сдерживаемость инициативы, а сильные- Внимание срочности и порядку.
Демократический стиль формируется у людей, которые не любят брать ответственность на себя, ответственность не концентрируется, а распределяется в соответствии с переданными полномочиями. Это стиль предусматривает инструкции в форме предложений, не сухую речь, а товарищеский тон, похвалу и порицание - с учетом мнения коллектива. Позиция руководителя - внутри группы, т.е. руководитель, ведет себя как один из членов группы; каждый сотрудник может при нем свободно выражаться по разным вопросам. По своему складу такой руководитель рассеян, безалаберен, толком не может ставить цели, слишком мягкий по характеру, коммуникативный, но слабый организатор. При осуществлении контроля демократ обращает внимательность на конечный результат. Такая обстановка создает условия для самовыражения подчиненных, у них развивается самостоятельность, что способствует восприятию достижения целей организации как своих собственных. На практике выделяют две разновидности демократического стиля "консультативную" и "партисипативную".
"Партисипативная" разновидность демократического стиля руководства основана на том, что руководители полностью полагаются подчиненным во всех вопросах, постоянно их выслушивают и используют все их предложения, организуют обмен всесторонней информацией, привлекают подчиненных к постановке целей и контролю за их исполнением.
Обычно демократический стиль
менеджмента применяется в том
случае, когда исполнители хорошо
разбираются в выполняемой
Либеральный стиль руководства формируется у людей, которые не любят брать ответственность на себя. Руководитель ставит перед исполнителями проблему, создает необходимые организационные условия для их работы, задает границы решения, а сам отходит на второй план. За собой он сохраняет функции консультанта, арбитра, эксперта, оценивающего полученные результаты. При этом поощрение и наказание отступают на второй план по сравнению с внутренним удовлетворением, которое получают подчиненные от реализации своего потенциала и творческих возможностей. Они не догадываются, что руководитель все уже заблаговременно продумал и создал для этого процесса необходимые условия, которые предопределяют конечный результат.
Применение этого стиля имеет
все большее распространение
из-за растущих масштабов
По характеру руководители-
Таким образом, исследования
Левина основывались, прежде всего,
на изучении влияния
В 1964 году была опубликована книга профессора Дугласа Мак Грегора "Человеческая сторона предприятия". Д. Мак Грегор считает менеджмент искусством строить человеческие отношения. Он описывает систему руководства с двух противоположных позиций, каждую из которых может занять руководитель по отношению к своим подчиненным. Одна из крайних позиций названа "Теория Х", а другая "Теория У".
Основные положения "теории Х": описывает такой тип руководителя, который стоит на позиции директивных, авторитарных методов менеджмента, так как относится к своим подчиненным недоверчиво. Наиболее часто они выражают свое отношение следующим образом.
1. Люди изначально не любят
трудиться и при любой
2. У людей нет честолюбия, они
боятся ответственности и
3. Больше всего люди хотят защищенности.
4. Чтобы принудить людей
Руководитель такого типа удовлетворяет элементарные потребности подчиненных и использует автократичный стиль менеджмента.
Основные положения "теории Y": она описывает идеальную ситуацию, в которой отношения в коллективе складываются, как партнерские и становление коллектива проходит в идеальной среде. Эта теория представляет собой оптимистичный взгляд на работу организации и включает в себя следующие положения.
1. Труд - процесс натуральный, он не является чем-то особенным для людей.
2. Если люди осознали цели, то
они будут использовать
3. Награда за работу будет
строго соответствовать тому, как
выполнены стоящие перед
4. Способность к творческому
решению проблем встречается
часто, а интеллектуальный
Руководитель демократичный,
позволяющий подчиненным
Значительных успехов в
Лайкерт выделяет два типа руководителя: руководитель, сосредоточенный на работе и руководитель, сосредоточенный на человеке. Таким образом, он сделал вывод, что стиль руководства будет ориентированным либо на работу, либо на человека.
Многие ученые и известные
исследователи в области
Стиль руководства |
Характеристика стиля |
Эксплуататорско-авторитарный |
Руководители мотивируют людей угрозой наказания, использованием поощрения, сами принимают решения. |
Благосклонно-автортраный |
Руководители уверены в себе и верят своим подчиненным, применяют основы мотивации, поощрения. Используют идеи подчиненных. |
Консультативно-демократический |
Руководители оказывают |
Основанный на участии |
Руководители проявляют полное доверие к подчиненным, выслушивают их мнения, привлекают ко всем видам деятельности, относятся к подчиненным как к равным. |
Модель Р. Танненбаума и У. Шмидта
Роберт Танненбаум и Уоррен Шмидт в результате исследований пришли к выводу, что прежде чем решить какими должны быть действия - демократичными или автократичными - в разных ситуациях, руководителю нужно рассмотреть три серии вопросов.
1. Вопросы личного характера.
2. Вопросы, касающиеся
3. Вопросы, касающиеся
Исследователи скомбинировали
эти вопросы и создали свод
стилей руководства. Он
Авторитарный режим , Демократический режим
Режим слабого,
Подчиненные: имеют больше
власти, чем руководитель; не принимают
порядок; легко поднимают
Ситуация на рабочих местах:
нет четко определенных целей
организации. Нет структуры в
организации. Существует
Ситуационный стиль
Задача такого руководителя
содержится в том, чтобы