Стимулирование экономического роста в рыночном хозяйстве: теория и практика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 17:37, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является раскрытие, понятия проблемы, осуществить анализ фактических данных, отражающих динамику экономического роста и, наконец, сформулировать выводы и предложения по рассматриваемому вопросу, исходя из собственного видения изучаемого экономического процесса.
Первая глава раскрывает понятия и сущности экономического роста, типы их.

Содержание

Введение
Глава 1. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И ЕГО ТИПЫ
Сущность понятия “экономический рост”..…………………...
1.2. Типы экономического роста.…………………………………….
Глава 2. ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
2.1. Факторы экономического роста.…………………………………
2.2. Государственное регулирование экономического роста……….
Глава 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В РОССИИ
3.1. Типы, факторы экономического роста в России………………..
3.2. Перспективы экономического роста в России………………….
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по Макроэкономике.doc

— 200.50 Кб (Скачать документ)

Эффективность инвестиций имеет важную особенность, которая учитывается в рекомендациях правительства различных стран, содержащихся в планах-прогнозах. Инвестиции должны формироваться на основе выбора оптимального сочетания факторов производства, применимого для данной страны. Между тем сами факторы обладают различным потенциалом, который весьма дифференцирован по странам Допустим, рабочая сила в Германии выделяется своей высокой квалификацией. Поэтому в Германии выбор направления экономического роста основывается на возможно большем использовании этого фактора, поскольку именно он способен обеспечить стране наибольший прирост реального национального дохода. В Кувейте наибольшей производительностью, т.е. возможностью обеспечить прирост, обладают природные ресурсы. Именно они приобретают доминирующее значение при решении вопроса об эффективности инвестиций и экономического роста.

Таким образом, эффективность  инвестиций, предполагающая оптимальное сочетание факторов производства, лежит в основе не только динамизма экономического развития, но и определения его направления, специализации производства.

Современное государство пытается регулировать экономический рост, проводя специальную политику в решении хозяйственных и социальных проблем.

Устойчивый  экономический рост.Экономический рост может прерываться, когда страна попадает в состояние хозяйственной стагнации и оказывается не способной нейтрализовать влияние дестабилизирующих факторов. В этом случае общество не может реализовать свои цели, и, более того, оно не в состоянии предотвратить снижение уровня благосостояния своих граждан. Поэтому придание экономическому росту устойчивого характера является важнейшей задачей экономической политики.

В связи с  этим приобретает актуальность определение  принципов устойчивости процессов хозяйственной жизни общества. Следует отметить следующие направления экономического развития, придающие ему устойчивый характер:

  • повышение эффективности производства, позволяющее своевременно решать возникшие проблемы в условиях изменяющейся внешней среды;
  • гармонизация интересов субъектов рынка, ведущая к сохранению их рыночных позиций;
  • гармонизация социальных интересов, предотвращающая социальные конфликты;

• движение к общему экономическому равновесию, что представляет собой формирование условий сбалансированного (равновесного) экономического роста, основанного на преодолении сложившихся хозяйственных диспропорций;

• согласование экономического роста с законами развития биосферы, что создает возможность предотвращения экологических катастров, грозящих гибелью биосферы и человека.

Сбалансированный  и эффективный экономический  рост. Если экономика развивается, сохраняя стабильность и своевременно преодолевая возникающие диспропорции, если при этом обеспечивается прирост реального ВВП, — значит, ей свойствен сбалансированный экономический рост. Сбалансированный (равновесный) рост экономики предполагает ее развитие как целостной системы.

Сбалансированный (равновесный) рост достижим при различных комбинациях ресурсов, при разной эффективности производства. Сбалансированный рост и эффективный рост — не тождественные понятия, хотя они и предполагают друг друга. Процесс сбалансирования экономики, по существу, является постоянным и бесконечным. Экономика меняется, усложняется, возникают потребности в принципиально новом производстве, в расширении ассортимента и в повышении качества выпускаемой продукции. Поэтому требования к сбалансированности не могут оставаться прежними. Старые идеалы равновесия морально устаревают, а новые еще не успевают устояться. Поэтому естественное состояние народного хозяйства не есть достигнутая абсолютная сбалансированность, а экономическое неравновесие. Преодолевая его, общество движется к равновесию, к сбалансированности как идеалу.

Не та экономика  эффективна, которая освободилась от диспропорций (что недостижимо), а та, которая обладает способностью мобилизовать имеющийся потенциал и наиболее быстро выходить из сложившейся несбалансированности. Выход экономики на траекторию сбалансированного роста является гарантом устойчивого и стабильного развития. Однако НТП постоянно приводит к необходимости новых производственных и хозяйственных решений. В результате достигнутая ранее сбалансированность рассматривается уже как диспропорция. Возникает движение общества к новому, более высокому уровню экономического роста.

Проблема границ экономического роста. Экономический рост входит в число основных целей общества. Экономика, находящаяся в состоянии роста, обеспечивает возможность увеличивать благосостояние своих граждан и решать возникающие социально-экономические проблемы. Минимальные требования к экономическому росту предполагают необходимость превышения его темпов над темпами увеличения населения. То есть речь идет о возможности разрешения основного противоречия экономики — между безграничностью общественных потребностей и ограниченностью производственных ресурсов.

Достижение  устойчивого экономического роста — это одна из важнейших целей макроэкономического регулирования. Именно от возможностей экономического роста данной страны зависят: уровень ее экономического развития, показатели жизни населения, ее конкурентоспособность и место в мировом сообществе, в конечном итоге, важнейшие перспективы развития страны в будущем.

Казалось  бы, чем выше темпы роста, тем лучше, но в данном случае может иметь место дисбаланс между накоплением (направлением средств на инвестиции) и потреблением, когда производство развивается ради производства. Кроме того, бурный рост производства зачастую ведет к загрязнению окружающей среды, к нарушению баланса между человеком и природой и к другим нежелательным последствиям. В результате возникла концепция «нулевых темпов роста» ВВП на душу населения с тем, чтобы избежать всех этих негативных последствий.

Эта концепция была впервые  выдвинута в начале 70-х годов  в докладе международной исследовательской организации «Римский клуб», подготовленном группой ученых под руководством известных американских футурологов Денниса и Донеллы Медоузов. Доклад быстро получил известность, поскольку предрекал глобальную катастрофу в связи с исчерпанием экономических ресурсов и загрязнением окружающей среды в течение ближайших 100 лет. Предложение о «нулевых темпах роста» оказало большое влияние на умы ученых и политиков и заставило задуматься об оптимальных темпах роста для различных групп стран.

Довольно  продуктивной является идея о разработке оптимальных темпов роста применительно к особенностям определенного этапа развития той или иной страны, ее конкретных социально-экономических целей и задач и многого другого. Например, для слаборазвитых «догоняющих» стран темпы роста должны быть более высокими (практика свидетельствует, что это 7—10—17% в год), для высокоразвитых стран (постиндустриальных), решающих совершенно другие задачи социального развития, темпы роста в количественном выражении могут быть ниже (2—3%). Важно, чтобы эти темпы роста обеспечивали решение тех социальных и экономических задач, которые стоят перед страной как в настоящем, так и в будущем, т.е. обеспечивали сбалансированное, пропорциональное развитие накопления и потребления как для нынешнего, так и для будущих поколений.

В докладе  Римскому клубу (1995 г.) ставился вопрос о повышении эффективности использования ресурсов с целью поддержания необходимых темпов роста.

Кризис трансформации  в экономике России. С начала 90-х годов XX в. экономика России переживает один из наиболее глубоких и продолжительных кризисов. За десятилетний период рыночных реформ более чем в два раза сократился объем, ВВП и выпуски промышленной продукции, на четверть — сельскохозяйственной, почти в пять раз уменьшился объем инвестиций. Спад отечественного производства сопровождался инфляцией, безработицей, ухудшением материального положения значительной части населения. Одновременно происходило резое возрастание дифференциации доходов на фоне заметного демонтажа различных форм социальной защиты.

Российский  широкомасштабный кризис уже породил  массу вопросов. Но едва ли не самым главным из них, с точки зрения макроэкономической теории, является вопрос о его месте в общем процессе экономических колебаний. Почему переходная экономика России оказалась втянутой в столь продолжительный спад производства? Какова внутренняя природа спада и правомерно ли характеризовать его в качестве сугубо циклического кризиса?

Для ответа на эти взаимосвязанные вопросы  постараемся взглянуть на проблему с исторической точки зрения и вначале выяснить, насколько наша прежняя централизованно планируемая система не была подвержена каким-либо колебаниям в поступательном развитии производства.

Наряду с  периодами значительного экономического роста экономика СССР пережила и ряд очевидных спадов. К ним можно отнести промышленный кризис 1923—1924 гг., вызванный необоснованным изменением цен; сельскохозяйственный кризис 1927—1928 гг., порожденный насильственным разрушением традиционных аграрных отношений; голод 1932 г.; глубокий военный кризис 1941—1942 гг.; спад производства 1952—1953 гг.; кризис всего народного хозяйства 1963 г.; депрессию 1972 г. Далее последовал спад конца 80 — начала 90-х годов, явившийся итогом длительного усиления общей неэффективности о государственной экономической системы и объективно потребовавший ее кардинальной трансформации.

Главной причиной кризисных процессов, характерных  для советской экономики в мирных условиях ее развития, можно считать саму государственную экономическую политику. Государственный монополизм с помощью командного администрирования далеко не всегда был в состоянии добиваться положительных результатов. Это особенно касалось гражданских отраслей народного хозяйства при гипертрофированных масштабах военно-промышленного комплекса. Экономические колебания в рамках централизованно управляемой системы нельзя рассматривать в качестве циклических хотя бы потому, что в них отсутствовал признак регулярной повторяемости.

Что же касается кризиса 90-х годов, т.е. спада и  депрессии периода рыночных преобразований, то он явился прямым следствием прежде всего трех ключевых факторов: во-первых, крайне неблагоприятные стартовые условия реформирования отечественной экономики (к ним следует отнести как резкое сокращение производства еще в границах СССР, так и распад советского экономического пространства, бывшего в прошлом единым народнохозяйственным комплексом); во-вторых, обвальное устранение тоталитарно-государственного управления хозяйственными и социальными процессами; и в третьих, явно затянувшееся создание сугубо рыночных механизмов хозяйствования, целостной системы современной рыночной (и, разумеется, смешанной и социально ориентированной) экономики.

Два последних  фактора как раз и образуют противоречивое единство переходного периода, когда провозглашенная государством на заре рыночных реформ «шоковая терапия» нередко оборачивалась шоком без терапии. В таких условиях недостаточное или деформированное развитие рыночных структур не позволяло ликвидировать негативные явления в экономике с помощью государственной политики, в которой обнаруживалось немало просчетов и ошибок.

Российский кризис был в конечном счете обусловлен самим переходом от системно-огосударствленной экономики с ее директивным централизованным планированием производства и централизованным распределением ресурсов к экономике рыночной, основанной на обменных процессах и регулируемой соотношением спроса и предложения.

По своей  внутренней природе этот кризис не является циклическим. Он представляет собой в целом масштабный кризис трансформации.

Однако экономика  России начала выходить из кризиса. Динамичный подъем (или оживление) национальной экономики должны будут непосредственно опираться на формирующиеся рыночные структуры и механизмы хозяйствования, а также на определенные формы государственного регулирования. Одновременно усиливается интеграция отечественного народного хозяйства в мировую экономику.

По мере приближения  к целостной системе современной  рыночной экономики внутренние и внешние факторы нормальной цикличности будут органично включаться в общий тренд поступательного движения России по пути экономического прогресса.

Для достижения и закрепления позитивных перемен  в экономической динамике требуется  всестороннее и последовательное использование наиболее эффективных современных форм организации экономической жизни общества как на микро-, так и на макроуровне.

 

2.2. Государственное регулирование экономического роста

 

Государство играет значительную роль в регулировании экономического роста, и следует рассмотреть какие меры государственного регулирования наилучшем образом могут стимулировать этот процесс.

 

   1. Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса. Обычно они объясняют низкие темпы роста неадекватным уровнем совокупных расходов, которые не обеспечивают необходимого прироста ВНП. Поэтому они проповедуют низкие ставки процента (политику “дешевых денег”) как  средство  стимулирования капиталовложений. При  необходимости  финансово-бюджетная политика может использоваться для ограничения правительственных расходов и потребления, с тем  чтобы  высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции.

Информация о работе Стимулирование экономического роста в рыночном хозяйстве: теория и практика