Стимулирование экономического роста в рыночном хозяйстве: теория и практика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 17:37, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является раскрытие, понятия проблемы, осуществить анализ фактических данных, отражающих динамику экономического роста и, наконец, сформулировать выводы и предложения по рассматриваемому вопросу, исходя из собственного видения изучаемого экономического процесса.
Первая глава раскрывает понятия и сущности экономического роста, типы их.

Содержание

Введение
Глава 1. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И ЕГО ТИПЫ
Сущность понятия “экономический рост”..…………………...
1.2. Типы экономического роста.…………………………………….
Глава 2. ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
2.1. Факторы экономического роста.…………………………………
2.2. Государственное регулирование экономического роста……….
Глава 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В РОССИИ
3.1. Типы, факторы экономического роста в России………………..
3.2. Перспективы экономического роста в России………………….
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по Макроэкономике.doc

— 200.50 Кб (Скачать документ)

 

   2. В  противоположность кейнсианцам, сторонники “экономики  предложения”  делают упор  на  факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. В частности, они призывают к снижению налогов как к средству, стимулирующему  сбережения и капиталовложения, поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск. Например, снижение или отмена налога на доход от процентов приведет к увеличению отдачи от сбережений. Аналогичным образом, если облагать подоходным налогом суммы, идущие на  выплаты  по  процентам, это приведет  к  ограничению потребления и стимулированию сбережений. Некоторые экономисты выступают за введение единого налога на потребление в качестве  полной или частичной замены личного подоходного налога. Смысл этого предложения состоит в ограничении потребления и стимулировании сбережений. В отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыли корпораций, в частности предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции. Было бы правомерно сказать, что кейнсианцы уделяют  больше  внимания  краткосрочным целям, а именно поддержанию высокого уровня реального ВНП, воздействия на совокупные расходы. В отличие от них, сторонники “экономики предложения”  отдают  предпочтения долгосрочным перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост  общественного  продукта  при полной занятости и полной загрузке производственных мощностей.

 

   3. Экономисты  разных  теоретических направлений  рекомендуют и другие возможные методы  стимулирования  экономического роста. Например, некоторые ученые пропагандируют  индустриальную  политику, посредством  которой  правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста. Правительство могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных  отраслей и способствующие  перемещению  ресурсов из низко производительных  отраслей. Правительство  также  могло бы увеличить  свои расходы на фундаментальные  исследования  и разработки, стимулируя технический прогресс. Рост расходов на образования также может способствовать повышению качества рабочей силы и  росту  производительности труда.

Мы уже знаем, что  современная рыночная экономика  функционирует в условиях чередующихся спадов и подъемов. Государственное воздействие на экономику способно существенно повлиять на ход экономического цикла, меняя характер экономической динамики: глубину и частоту кризисов, продолжительность фаз цикла и соотношение между ними. Государственное регулирование направлено на смягчение циклических колебаний, поэтому оно носит антициклический характер.

Важнейшими методами, с помощью которых государство  воздействует на

экономический цикл, выступают  кредитно-денежные и бюджетно-налоговые рычаги. Во время кризиса государственные меры направлены на стимулирование производства, а во время подъема — на его сдерживание. Так, с целью ослабления «перегрева» экономики государство в фазе подъема способствует дальнейшему удорожанию кредита, вводит новые налоги, повышает старые, отменяет ускоренную амортизацию и налоговые льготы на новые инвестиции. В условиях кризиса, наоборот, государственные меры направлены на удешевление кредита, сокращение налогов, на ускоренную

амортизацию и налоговые скидки на новые инвестиции.

Таким образом, современный  механизм самонастройки рыночной экономики  через циклические кризисы изменяется под влиянием государственного воздействия. Происходит переплетение стихийно-рыночного механизма функционирования экономики в форме циклических кризисов с сознательным государственным воздействием на воспроизводственный процесс. Нельзя не отметить особенности современных циклических кризисов, которые связаны с кризисом государственного регулирования. Последнее получило выражение в несостоятельности антициклической политики государства, в банкротстве теорий и практики воздействия на циклическое развитие, в несоответствии официально провозглашенных целей государственной политики фактическим результатам регулирования экономики (вместо роста экономики — его падение, вместо полной занятости — массовая безработица, вместо стабильности цен — хроническая инфляция и т. д.). В результате экономическая деятельность государства стала дополнительным фактором неустойчивости экономики.

Кризис государственного регулирования экономического развития потребовал от правительства развитых стран искать выход из сложившейся ситуации, но не путем, отказа от государственного регулирования циклического производства, а посредством перестройки его форм и методов. Антициклическая направленность государственной политики сменилась антиинфляционной.

Инфляция является неотъемлемой чертой современного экономического цикла. Она взаимодействует с циклическим движением экономики и меняет механизм цикла. Это изменение характеризуется уменьшением «чувствительности» цен к кризисному сужению рыночного спроса и увеличению этой чувствительности к росту спроса. Объясняется это тем, что крупный капитал, монополии приспосабливаются к сужению платежеспособного спроса населения путем сокращения производства при сохранении высоких цен. Государство же помогает крупным фирмам «управлять» таким путем кризисом. В результате в современных кризисах наблюдается противоборство двух тенденций в ценообразовании: повышательной, связанной с деятельностью крупного капитала и государства, и понижательной, порождаемой циклическим сокращением емкости рынка.

Следовательно, современный  цикл сочетает в себе кризис и инфляцию.

Антициклическая и антиинфляционная политика государства призвана смягчить отрицательные последствия.

 

Глава 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В РОССИИ.

 

3.1. Типы, факторы экономического роста в России.

 

Экономический рост в  России длится уже 4-й год. Рассматривая короткие

временные участки можно  заметить не только замедление, но и  спады в развитии. Но в целом, за все годы реформ это самый длительный цикл экономического подъема. И хочется заметить – это рост совсем другого качества, чем до кризиса. Если до 1998 года он обеспечивался за счет привлечения кредитов из-за границы, за счет построения «пирамиды» ГКО и неоправданно завышенного курса рубля, то сейчас подъем вызван совсем другими факторами. Мне кажется, столь устойчивый подъем отечественной экономики оказался возможным не только благодаря  факторам, которые будут рассмотрены ниже, но и потому, что в стране сформировался и пришел к управлению бизнесом совершенно новый класс людей. Сейчас к менеджерам, получающим в управление компанию, предъявляются требования, которые в начале реформ были совершенно необязательны. Наверное, должны были пройти эти 8-10 лет, чтобы люди в нашей стране стали думать другими категориями. Сознание людей с каждым днем меняется. Все меньше людей надеются на государство, на какую-то помощь со стороны и все больше на собственные силы. Люди заражаются предпринимательским духом. И только сейчас к нынешним собственникам предприятий в России приходит понимание, как должен управляться современный бизнес, какие для этого нужны технологии, схемы, менеджеры наконец. И тут оказалось, что в стране ощущается острая нехватка управленцев высшего звена, способных привести предприятие к современным общепринятым в мире стандартам работы, управления, развития. И как считают наблюдатели, этот фактор на сегодняшний день является одним из серьезнейших препятствий на пути дальнейшего роста российской экономики. Итак, рост начался осенью 1998 года, практически сразу после знаменитого кризиса и делится на три разных периода:

1-й период. Осень 1998 года - осень 1999 года. Основная причина  роста –

импортзамещение. При  этом роста потребления не было, скорее, потребление

сокращалось.

2-й период. Осень 1999 года – осень 2000 года. Основная  причина роста –

инвестиции в экспортные отрасли, прежде всего в ТЭК. Однако уже к концу

двухтысячного года темп роста этих инвестиций принципиально  снизился, и рост промышленного производства практически прекратился.

3-й период. С осени  2000 года – осень 2001 года. Рост  доходов населения и,

соответственно, рост спроса стали важнейшим стимулятором экономического подъема.

Другими словами фактором роста в первый период стала переориентация спроса с импортных товаров на отечественные из-за сильного обесценивания рубля. Девальвация и небывало высокие цены на нефть дали очень сильный импульс промышленности. Но надо отдать должное отечественному бизнесу благоприятная конъюнктура не была проедена, а использована максимально. Явные признаки инвестиционного оживления наметились еще в конце 1998 года. Начиная с четвертого квартала 1999 года темпы роста инвестиций в реальные активы значительно опережают динамику ВВП страны и выступают главным фактором хозяйственного подъема. В 1999 году динамика инвестиций  в основной капитал достигла 4,5%, тогда как валовой продукт вырос только на 3%. В первом квартале 2000 года инвестиции возросли на 15,4% (к соответствующему периоду прошлого года), а во втором – на 19%. Официально регистрируемые темпы прироста инвестиций в нефтедобыче достигли в годовой оценке 80-90%. Инвестиции добывающих отраслей вызывают мощный мультикативный эффект разогрева внутреннего производственно-технического спроса и оживления деловой активности в экономике, так как производственно-инвестиционный потенциал ТЭК традиционно ориентируется не на импорт, а на внутренние инвестресурсы, что приводит к ускоренному росту выпуска смежных машиностроительных производств.

Ну и фактором подъема третьего периода стал рост доходов населения и

соответственно рост спроса и товарооборота. В 2001 году заработная плата

увеличивалась со средним  темпом 2,1% в месяц, что почти в  втрое опережает

динамику ВВП. Два других источника роста конечного спроса – доходы

предприятий и приток капитала из-за рубежа к этому времени  стали недостаточно велики и неустойчивы. Для того чтобы рост оплаты труда стал источником стабильного промышленного подъема, необходимы как минимум два условия. Во-первых, должна расти производительность труда, иначе рост зарплат приведет к снижению рентабельности и конкурентоспособности предприятий и закроет возможности для инвестиций. Во-вторых, необходима интенсивная модернизация потребительских отраслей, так как резервные мощности, которые могут быть

задействованы при переходе к выпуску новой продукции, не превышают 10%

незагруженных мощностей. Реализация этих условий предполагает развертывание инвестиций именно в отраслях, ориентированных на внутренний рынок. Пока же этот процесс практически не заметен. Если в экспортном секторе инвестиции выросли на 18,2%, то во внутренне ориентированном – сократились на 8%. В этих условиях повышение оплаты труда становится весьма шаткой основой для экономического подъема. Оно снижает инвестиционные возможности трудоемких отраслей, а также стимулирует расширение конкурирующего потребительского импорта. И как следствие промышленный рост в последние месяцы 2001 года формировался главным образом не расширением технологически связанных очагов оживления, а точечным ростом производства отдельных видов продукции. А с октября по январь экономика России отчетливо стагнировала. Говоря о типе экономического роста, мы приходим к выводу, что он преимущественно экстенсивный. В основном у предприятий (ориентированных на внутренний рынок) пока нет средств ни на замену оборудования для повышения производительности труда, ни даже просто на расширение. Сейчас  загружаются ранее простаивавшие мощности. И только единицам удается перейти на более высокий уровень производительности труда, как правило, за счет собственных средств и в меньшей степени используя сторонние инвестиции. Но сейчас, когда девальвационный импульс почти угас, повышаются тарифы естественных монополий и   конкуренция со стороны импорта ощущается все острее, компаниям приходится задумываться не о количественном росте, а качественном шаге в своем развитии. Я с полной уверенностью могу сказать, что китайский или малазийский или любой

другой подобный путь развития экономики не приемлем для  России. Никогда

природные ресурсы, а  особенно рабочая сила не будут у  нас дешевле, чем в

Китае. Поэтому отечественным  предприятиям ставку нужно делать на выпуск недешевой, но низкокачественной  продукции, а высокотехнологичной, пусть и более дорогой. Только скачек через ступень в технологическом развитии способен приблизить нас к промышленно развитым странам.

 

3.2. Перспективы экономического роста в России.

 

Суть задачи, которую  предстоит решать России, - догоняющая (точнее,

опережающая) постиндустриализация. Решение этой задачи не имеет исторических аналогов. Нет опыта, на который можно опереться. Наиболее развитые страны мира - пионеры постиндустриализации - не решали задачи догоняющего развития. А страны, демонстрировавшие в последние десятилетия чудеса роста (Южная Корея, Тайвань, Китай и др.), осуществляли переход от традиционного (аграрного) общества к индустриальному, т. е. решали иные задачи.

Главная особенность  развития в условиях постиндустриальных вызовов – резкое сужение временных интервалов, на которые можно ориентироваться при разработке стратегии. Если в индустриальную эпоху можно было наметить приоритеты роста на 30 - 40 лет, а при их достижении благополучно войти в ряды передовых стран (что и сделала в свое время Германия, а потом - Япония и СССР) , то теперь приоритеты меняются быстро. Можно попытаться превзойти весь мир в производстве компьютеров на душу населения, разработать программы производства лучших в мире самолетов и телефонов, но к моменту их осуществления выяснится, что мир ушел далеко вперед. Причем ушел в направлении, о самой возможности которого при разработке программы никто и не догадывался. Постиндустриальный прорыв предполагает выдвижение на передний план гибкости и адаптивности экономической системы, способности экономических агентов быстро и адекватно реагировать на меняющиеся вызовы времени. Раньше ключевым ориентиром государственной политики была концентрация ресурсов, теперь - адаптивность. Причем "неформальная" адаптивность сейчас куда важнее формальных показателей уровня развития, измеряемого данными о среднедушевом ВВП.

В постиндустриальном обществе доминирующими в ВВП и занятости  становятся услуги. Россия уже идет в этом направлении, но движению надо придать целенаправленный и последовательный характер. Стратегия прорыва (а не повтора) должна ориентировать на усиленное развитие сектора услуг, особенно высокотехнологичных. "Промышленная (или структурная) политика" ни в коем случае не должна ориентироваться ни на "назначение победителей", ни даже на их "выбор". Оба подхода означают консервацию пропорций, а ведь новая экономическая структура у нас только формируются. Гораздо важнее стратегия постоянной корректировки структуры, при которой власть готова гибко защищать политическими (в том

Информация о работе Стимулирование экономического роста в рыночном хозяйстве: теория и практика