Стимулирование труда, системы, ожидаемые результаты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2011 в 21:46, курсовая работа

Описание

Предмет исследования — система стимулирования эффективности и качества труда наемных работников на предпринимательской фирме. Управление поведением социальных систем различного иерархического уровня является одним из методов мотивации. Стимулировать — значит воздействовать опосредованно таким образом, чтобы поведение, дела и поступки соответствовали запланированным требованиям фирмы, способствовали развитию самого человека. Цели стимулирования — увеличение трудовой активности персонала предприятия и организации, повышение заинтересованности в улучшении конечных результатов.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

1. Материальное стимулирование труда на предприятии………………..5
2. Социальное стимулирование………………………………...........................9

3. Моральное стимулирование………………………………………………. 12

4. Влияние психологических и физических факторов на поведение работников………………………………………………………………………….17

4. 1.Усталость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

4.2.Запугивание на работе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18

4. 3.Рабочая среда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

4.5Условия работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22

Мотивация поведения персонала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30

Список используемых источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .32

Работа состоит из  1 файл

Соц-но психолог аспекты упр-я персоналом.doc

— 138.00 Кб (Скачать документ)

     При этом общая тенденция такова, что  чем реже предмет (материальный предмет, услуга, преимущество, льгота), выполняющий  функцию стимула, распространен в среде, тем выше при прочих равных условиях его престижная составляющая.

     Большинство   материально   неденежных   благ   имеют   свою   денежную составляющую авторитета, то есть может  быть  измерена  в  рублях.

     С  другой стороны, рассматриваемая группа стимулов  универсальна  в  том  смысле,  что человеку всегда что-нибудь из материальных  неденежных  благ необходимо.  В целом  соответствующие  потребности  в  благах   материального  неденежного характера насыщаемы, настоятельны и действенны. Проблема  состоит  в  умелом их  использовании  как базы для  стимулирования  трудовой   и   социальной активности.

     Особенности материально денежных стимулов стребуют специфическую форму организации  данного вида стимулирования. Прежде всего, необходимо  знание  со стороны   субъекта   управления    актуальных потребностей    работников. Управленческим  идеалом  было   бы   ежегодное представление   руководству предприятия обзоров спроса на товары и услуги.

     .  Другим непременным требованием  развития стимулирования  труда является    проявление инициативы и предприимчивости руководителей, каждого работника  в выявлении потребностей последнего и построение на их основе  индивидуальной логики   его    стимулирования.    Эффективное использование    огромного побудительного потенциала материальных неденежных благ буквально  немыслимо без индивидуального подхода.

     Использование ряда материальных неденежных  благ  в  качестве стимулов трудовой деятельности  требует  серьезного  нравственного  обоснования  и  в дальнейшем  –  большой  работы  по   перестройке   сознания.  В   интересах менеджмента создать такую обстановку, при которой человеку во  всех  смыслах выгодно  работать  хорошо  и  невыгодно  работать   плохо.   Такой   порядок удовлетворения потребностей вполне соответствующий принципу  распределения по  труду,  представляется   более   справедливым,   чем   порядок   простой очередности.

       Необходимо сразу установить  временной интервал после которого  работник может поощряться. Он  должен быть не менее двух  месяцев  работы. Исключения могут составлять особо активные и предприимчивые вновь прибывшие  работники, которые могут  предложить  иные  возможности,  дающие не  только  повышение качества труда, но и эффективность всего производства. Они в первые  же  дни раскрывают и  претворяют  в  действие  свой  потенциал,  а их  квалификация позволяет грамотно изложить свои наработки.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. МОРАЛЬНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ 

         Моральное стимулирование является  самой развитой и широко применяющейся подсистемой духовного стимулирования труда и основывается  на  специфических духовных ценностях человека.

     Моральные стимулы – это такие стимулы, действие которые основывается на потребности  человека в общественном признании.    Сущностью морального  стимулирования  является  передача  информации  о заслугах человека, результатах его деятельности  в социальной  среде. Оно имеет информационную природу, являясь информационным  процессом.  В котором, источником информации о заслугах работников  выступает субъект управления; приемником – объект стимулирования, работник и коллектив,  каналом  связи  – средства  передачи  информации.  Поэтому,  чем   точнее   передается   такая информация, тем лучше система выполняет свою функцию.

        В  управленческом  аспекте   моральные  стимулы  выполняют  в  отношении объектов управления роль сигналов  со  стороны  субъектов  о  том,  в  какой степени их деятельность соответствует интересам предприятия.  Моральные стимулы представляют собой такие средства привлечения людей к труду, которые основаны  на  отношении  к  труду  как  высшей  ценности,  на признание трудовых заслуг как главных. Они не сводятся только  к  поощрениям и наградам, применение их предусматривает создание такой  атмосферы,  такого общественного  мнения,  морально-психологического  климата,  при  которых  в трудовом коллективе хорошо знают, кто и как работает,  и  каждому  воздается по заслугам.  Такой  подход  требует  обеспечения  уверенности  в  том,  что добросовестный труд  и  примерное  поведение  всегда  получает  признание  и положительную оценку, принесут уважение и благодарность. И наоборот,  плохая работа,  бездеятельность,  безответственность  должны  неотвратимым  образом сказываться не только на уменьшении материального вознаграждения,  но  и  на служебном положении и моральном авторитете работника.

         Разработанное на предприятии  моральное стимулирование работников  должно отвечать следующим требованиям:

       -  предусматривать  поощрения   за  конкретные  показатели,  на  которые работники оказывают  непосредственное воздействие и  которое  наиболее  полно характеризует участие каждого работника в решении задач, стоящих перед ним;

     - устанавливать меры поощрения  за успехи в труде так,  чтобы   за  более высокие достижения  применять более значимые меры  поощрения;

     - обеспечивать уверенность в том,  что при условии  выполнения  принятых повышенных  обязательств  участники  будут   поощрены   в   соответствии   с достигнутыми  результатами;

         - усилить заинтересованность каждого  работника в  постоянном  улучшении  его производственных показателей;

     - быть простым, доходчивым и  понятным для работников;

         -  учитывать   возрастающие  общественно-политическую   активность   и профессионально-техническое мастерство, устойчивость высоких результатов в труде;  

      - недопущение обесценивания моральных стимулов.

         Для эффективного применения  моральных стимулов необходимо:

       - наличие  положения  о   статусах  морального  поощрения   и  знание  их работниками;

         -  шире  использовать  разнообразные   формы  морального  поощрения   в интересах развития творческой инициативы и активности;

       - моральное поощрение подкреплять  мерами материального  стимулирования, обеспечить правильное  взаимодействие  материальных  и  моральных   стимулов, непрерывно их совершенствовать  в соответствии с новыми задачами,  изменением в содержании, организации и условиях труда;

         - о каждом моральном поощрении  работника широко информировать   трудовой коллектив;

         - вручать награды и объявлять  благодарности в торжественной  обстановке;

         -  поощрять  работников   своевременно   –   сразу   после   достижения определенных успехов в труде;

     - развивать новые формы поощрения   и  устанавливать  строгую   моральную ответственность каждого  работника за порученное дело;

         - анализировать действенность стимулирования;

         - точно соблюдать установленный  порядок внесения записей о  поощрении  в трудовые книжки  работников.

        Одним   из   основных   условий   высокой   эффективности    морального стимулирования  является  обеспечение  социальной  справедливости,  то  есть точного учета и  объективной  оценки  трудового  вклада  каждого  работника. Убежденность в  обоснованности,  справедливости  признания  трудовых  заслуг работника,  в  правильности  его  поощрения  поднимает  моральный  авторитет труда, возвышает личность, формирует активную жизненную позицию.

     Особое  значение имеет принцип гласности  морального поощрения,  то  есть широкой  информированности  всего  коллектива.  Всесторонняя  информация   о  результатах,  достигнутых  работниками  и   торжественная   обстановка   при вручении наград. Для этого необходимо  каждого  работника  информировать  не только устно, но и выдать брошюру с  моральными  стимулами  за  качественную работу. И на видном месте, на  предприятии,  вывесить  плакат  –  таблицу  с занесением  фамилии и баллов  каждого работника,   и   доску   почета   с отличившимися.

         При организации морального стимулирования  важно  обеспечить  сочетание  мер поощрения с усилением  ответственности за результаты  труда. Что  повлечет за собой  рост ответственности в коллективе.

         Эффективным методом укрепления  дисциплины труда является  поощрение   за добросовестный труд.

         Между формальным и неформальным  статусом необходим минимальный   разрыв.

     Формальный  статус  –  это  санкционированное  положение  морального  стимула среди других моральных  стимулов,  его  официальный  авторитет,  значимость.

     Неформальный  – это фактическое  положение  стимула  в  иерархии  стимулов  в среде работников.

       Чрезвычайно  важный  фактор,  влияющий  на   эффективность   морального стимулирования, является частота его применения.  Так чем более выдающиеся результаты показывает человек, тем реже  должен  встречаться причитающийся ему стимул, чем ближе к средним показатель, тем более распространен.

         Количество  примененных поощрений   еще   не   обеспечивает   высокого авторитета  и действенности.  Поэтому необходимо  обращать   внимание   на качественный отбор кандидатов на  поощрение.  Поощряться  должны  в строгом соответствии с положением о стимулах,  лучшие  люди  коллектива. 

     Моральные стимулы действенны в той  степени,  в  какой  их  распределение  оценивается работниками как  справедливое.  Справедливость  зависит  от  того,  с  какой достоверностью они отражают уровень результатов  работы.

     Многочисленные  социологические  исследования  показали,   что   мотивы трудовой деятельности, влияния моральных стимулов на  работников  во  многом зависит от  возраста,  пола,  квалификации,  образования,  стажа  работы  на предприятии, уровня сознательности. Необходимо  учитывать  это,  осуществляя разработку условий поощрения.

         Отличительной чертой морального  стимулирования  является  то,  что  его функция,  связывающая   стимулы  с  результатами   деятельности,   выражается дискретной  формой соотношения стимулов. Взаимная  упорядоченность  различных стимулов  повышает  их  совокупный  стимулирующий  эффект.  Они  по  статусу располагаются да двух ступенях: менее значимые и более значимые.  Достижение части поощренных работников, второй  ступени,  признается  более  высоким  в сравнении с достижениями остальных.

         Моральные стимулы  различаются   набором  элементов,  которые   формируют пространственную и  временную определенность оценочной  информации о  человеке и  которые  называется  элементами  стимулирующего  механизма.  Эти элементы наполняют форму и содержание  вручения   поощрения,   создают   кураж   и праздничное настроение.

         К внутренним элементам относятся:  содержание, текст о  заслугах  и вид носителя   –   трудовая   книжка,   свидетельство,   удостоверение,   бланк; фотография; значок.

       К внешним: название стимула,  официальный  статус,  процедура   вручения, частота применения,  эстетические  достоинства.  Они  влияют  на  авторитет, значимость, фактический  статус. 
 
 
 

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4. Влияние психологических и физических факторов на поведение работников 

     4.1 Усталость 
 
 
 
 
 

          Из-за широкой употребительности  термина «усталость» трудно дать  ему точное определение. Наиболее  удовлетворительное определение  звучит так: «Усталость — это снижение уровня энергии, направляемой на выполнение работы». Усталостью обычно объясняют физические изменения, происходящие в организме человека в результате затрачивания усилий, субъективное чувство усталости и ничем иным не объяснимое снижение результативности работы в течение рабочей смены.

          Если ввести небольшой перерыв  до момента, когда производительность начинает снижаться, период стабильной производительности, как правило, продолжается и после перерыва, а период снижения производительности труда становится короче. Чем более физически тяжелой является работа, тем чаще требуются перерывы на отдых.1

Информация о работе Стимулирование труда, системы, ожидаемые результаты