Стратегический этап инновационного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 21:47, реферат

Описание

Инновационное управление предприятием по своему содержанию представляет уникальную сферу деятельности: здесь используются и взаимодействуют знания из областей техники, экономики и экологии, социальной психологии и социологии, фундаментальных и прикладных наук, теория и практика, производство и управление им, стратегия и тактика. Само развитие становится возможным благодаря гению человеческой мысли, накоплениям капитала и высококачественному производительному труду.

Работа состоит из  1 файл

Реферат.docx

— 40.83 Кб (Скачать документ)

Введение

Инновационное управление предприятием по своему содержанию представляет уникальную сферу деятельности: здесь используются и взаимодействуют знания из областей техники, экономики и экологии, социальной психологии и социологии, фундаментальных  и прикладных наук, теория и практика, производство и управление им, стратегия  и тактика. Само развитие становится возможным благодаря гению человеческой мысли, накоплениям капитала и высококачественному  производительному труду. Но оно  же, это развитие, будучи нацелено на благо человека, обогащает труд и  человеческую мысль, расширяет возможности  накопления капитала благодаря повышению  производительности и качества труда  и создает, тем самым, условия  для нового этапа развития, обеспечивая  его непрерывность.

Инновационный менеджмент призван  обеспечить научную организацию  этого сложного и богатого по своему содержанию процесса и управление им.

В данной работе инновационный процесс  представлен, в первую очередь, как  содержание социально-экономического развития общества, определяемое объективными закономерностями. Выявление закономерностей  научно-технического развития производства в условиях становления рыночной экономики и разработка новых  принципов, обеспечивающих целенаправленность развития, составляют одну из главных  особенностей этой курсовой работы. Так, система удовлетворения потребностей представлена в качестве большой  экономической системы. В ней  удовлетворение общественных потребностей рассматривается как главная  цель не только деятельности предприятий - производителей конечной продукции, но и как миссия предприятий инвестиционных отраслей, обеспечивающих научно-техническое  развитие товаропроизводителя. Для  достижения этой цели в условиях рыночной экономики необходимо каждому предприятию  формировать систему своего развития из внутренних и внешних элементов. Образование такой системы предполагает совершенно новый подход к организации общественного производства и управления им.

Закономерности развития служат, базой  выявления приоритетности задач  развития в различных условиях, образования  совокупности системных принципов  технического развития, формирования системы разнообразных, по природе  воздействия, механизмов управления, выявления  факторов повышения работоспособности  человека в производственном процессе, построения корпоративных промышленных структур и т.д.

Таким образом формируется хозяйственный  механизм нового типа - комплексный  механизм управления, обеспечивающий воздействие на факторы различной  природы. Следует отметить, что ранее  действующие механизмы управления формировались как мономеханизмы  и это не могло обеспечить эффективность  воздействия на многие факторы социально-экономического развития.

Проводимая в стране экономическая  реформа позволяет каждому предприятию  создать собственный механизм управления, базирующийся на мотивации деятельности различных социальных групп (предпринимателей, менеджеров, специалистов и непосредственных участников производственного процесса - рабочих), на экономической самостоятельности  и созидательных возможностях организационного потенциала.

 

  1. Инновационное управление

Повышенное внимание к  инновациям и инновационному управлению продиктовано самой жизнью современного общества, ведь воплощение инновационных  процессов в новых продуктах  и новой технике являются основой  его социально-экономического развития.

Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление  инновационных изменений и состоит  из взаимосвязанных фаз, образующих единое целое. В результате этого  процесса появляется реализованное изменение – инновация. Для осуществления инновационного процесса огромное значения имеет диффузия – распространение во времени уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения. Инновационный процесс имеет циклический характер, что необходимо учитывать при создании гибких систем организации и управления экономикой.

Инновационное управление чрезвычайно  сложно. Для анализа закономерностей  развития инновационных процессов, необходимы специалисты – инновационные  менеджеры, которые занимаются различными организационно-экономическими аспектами  нововведений. Их главная задача в  управлении инновациями – продвижение  инновационного процесса, прогнозирование  возможных препятствий и определение  путей их преодоления.

Для рыночной экономики характерна конкуренция самостоятельных фирм, заинтересованных в обновлении продукции, наличие рынка конкурирующих  нововведений. Многочисленные истории  успеха великих компаний свидетельствуют  об этом. В связи с этим существует рыночный отбор нововведений, котором  участвуют инновационные менеджеры.

Инновационные менеджеры  могут действовать в различных  организационных структурах (академиях  наук, вузах, научных обществах, исследовательских  организациях, конструкторских бюро, инжиниринговых компаниях и др.), создавая творческие коллективы, занимаясь  поиском и распространением новшенств, формированием портфеля заказов  на научные исследования и разработки. Они управляют научными коллективами, координируют научные исследования. Все это предъявляет высокие  требования к квалификации инновационных  управленцев: они должны обладать научно-техническим  и экономико-психологическим потенциалом, качествами как традиционного менеджера, так и ученого-исследователя, быть квалифицированными экономистами, способными оценить эффективность нововведений и управления инновациями.

Отечественная экономика  в последнее время претерпевает глубокий кризис. Поэтому непростой  этап ее реформирования в современной  России требует подготовки специалистов по инновационному управлению, владеющих  методами управления научными коллективами, исследованиями и разработками, а  также способными активно работать на рынке нововведений.

Работа предстоит исключительно  большая. Для этого достаточно ознакомится  с некоторыми данными об инновационной  системе России, исходящих с самых  высших уровней власти. Они свидетельствуют  о состоянии нашей экономики, отнюдь не соответствующем статусу  великой страны.

Несомненные достижения в  подготовке кадров есть у ряда отечественных  школ инновационного менеджмента, например, у Государственного университета управления (ГУУ) и других кадровых школ. Однако в публикациях последнего времени  часто отмечается, что кризис в  области отечественного управления достиг критической черты. Неясность  царит в самых главных положениях, воспринимаемых сегодня как аксиомы.

За последние тяжелые  годы большинство успешных отечественных, в т.ч. уральских предприятий прошли «детство» и даже «юность». Они  стоят на пороге продуманного и энергичного  рынка, но для этого им нужно как  собственное понимание управленческой механики, так и поддержка управленческой науки со стороны. Однако, к великому сожалению, ни содержательно, ни организационно эти потребности мало кто может  удовлетворить. В печати отмечается содержательная нищета (при всем обилии различных теорий!) современной науки  управления и почти полное господство в ней эпигонства – бездумной  пересадки западного управленческого  опыта на российскую почву.

 

 

  1. Этапы инновационного процесса

В мировой экономической  литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в  реальный, воплощающийся в новых  продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в  рамках экономических исследований НТП.

В ряде источников инновация  рассматривается как процесс. В  этой концепции признается, что нововведение развивается во времени и имеет  отчетливо выраженные стадии.

Инновации свойственны  как динамический, так и статический  аспекты. В последнем случае инновация  представляется как конечный результат  научно-производственного цикла (НПЦ), эти результаты имеют самостоятельный  круг проблем.

Термины "инновация" и "инновационный процесс" не однозначны, хотя и близки. Инновационный процесс  связан с созданием, освоением и  распространением инноваций.

Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и  экономическая эффективность.

Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет  признано уникальным в определенной области.

Научно-технические разработки и нововведения выступают как  промежуточный результат научно-производственного  цикла и по мере практического  применения превращаются в научно-технические  инновации. Научно-технические разработки и изобретения являются приложением  нового знания с целью их практического  применения, научно-технические же инновации (НТИ) являются материализацией  новых идей и знаний, открытий, изобретений  и научно-технических разработок в процессе производства с целью  их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Непременными свойствами инновации  являются научно-техническая новизна  и производственная применимость. Коммерческая реализуемость по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия. НТИ характеризует конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ), который выступает в качестве особого товара - научно-технической продукции - и является материализацией новых научных идей и знаний, открытий, изобретений и разработок в производстве с целью коммерческой реализации для удовлетворения конкретных потребностей.

Из сказанного следует, что инновацию - результат нужно  рассматривать с учетом инновационного процесса. Для инновации в равной мере важны все три свойства: научно-техническая  новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость. Отсутствие любого из них отрицательно сказывается  на инновационном процессе.

Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую  необходимость, осознанную через потребности  рынка. Следует обратить внимание на два момента: "материализацию" инновации, изобретений и разработок в новые технически совершенные  виды промышленной продукции, средства и предметы труда, технологии и организации  производства и "коммерциализацию", превращающую их в источник дохода.

Следовательно, научно-технические  инновации должны:

а) обладать новизной;

б) удовлетворять рыночному  спросу и приносить прибыль производителю.

Распространение нововведений, как и их создание является составной  частью инновационного процесса (ИП).

Различают три логических формы инновационного процесса: простой  внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный. Простой ИП предполагает создание и использование новшества  внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает  непосредственно товарной формы. При  простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Наконец, расширенный инновационный процесс проявляется в создании все новых и новых производителей нововведения, нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действует как минимум два хозяйственных субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество является технологическим процессом, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйственном субъекте.

По мере превращения  инновационного процесса в товарный выделяются две его органические фазы:

а) создание и распространение;

б) диффузия нововведения.

Первое, в основном, включает последовательные этапы научных  исследований, опытно-конструкторских  работ, организацию опытного производства и сбыта, организацию коммерческого  производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки  такой реализации.

На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между производителями  нововведения (НВ), а также между  производителями и потребителями.

В результате диффузии возрастает число и изменяются качественные характеристики как производителей, так и потребителей. Непрерывность  нововведенческих процессов оказывает  определяющее воздействие на скорость и широту диффузии НВ в рыночной экономике.

Диффузия инновации - процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам  между членами социальной системы во времени. Нововведениями могут быть идеи, предметы, технологии и т. п., являющиеся новыми для соответствующего хозяйствующего субъекта. Иными словами диффузия - это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения.

Распространение инновации - это информационный процесс, форма  и скорость которого зависит от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому  использованию этой информации и  т. п. Это обусловлено тем, что  хозяйствующие субъекты, действующие  в реальной экономической среде, проявляют неодинаковое отношение  к поиску инноваций и разную способность  к их усвоению.

В реальных инновационных  процессах скорость процесса диффузии НВ определяется различными факторами: а) формой принятия решения; б) способом передачи информации; в) свойствами социальной системы, а также свойствами самого НВ.

Свойствами НВ являются: относительные преимущества по сравнению  с традиционными решениями; совместимость  со сложившейся практикой и технологической  структурой, сложность, накопленный  опыт внедрения и др.

Одним из важных факторов распространения любой инновации  является ее взаимодействие с соответствующим  социально-экономическим окружением, существенным элементом которого являются конкурирующие технологии. Согласно теории нововведений Шумпетера диффузия НВ является процессом кумулятивного  увеличения числа имитаторов, внедряющих НВ вслед за новатором в ожидании более высокой прибыли.

 

Информация о работе Стратегический этап инновационного управления