Стратегический этап инновационного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 21:47, реферат

Описание

Инновационное управление предприятием по своему содержанию представляет уникальную сферу деятельности: здесь используются и взаимодействуют знания из областей техники, экономики и экологии, социальной психологии и социологии, фундаментальных и прикладных наук, теория и практика, производство и управление им, стратегия и тактика. Само развитие становится возможным благодаря гению человеческой мысли, накоплениям капитала и высококачественному производительному труду.

Работа состоит из  1 файл

Реферат.docx

— 40.83 Кб (Скачать документ)

  

  1. Инновационная стратегия

Инновационная стратегия строится вокруг новых, "прорывных" продуктов  или решений. Инновационная стратегия  создает новое "конкурентное пространство" или рыночную нишу. Основное преимущество этой стратегии в том, что ею не может воспользоваться ни один конкурент.

Новизна стратегии, в чём во многом и проявляется сущность творчества, охватывает все основные составляющие: масштаб бизнеса, его облик и  цели. Масштаб в первую очередь  задается через совершенно новый  продукт и/или решение воспринимаемое рынком как новое, и создаёт новый  потребительский запрос или новую  функциональность. Облик, как правило, нацелен трансформировать потребительское  восприятие фирмы, продукта или решения, сформировать спрос. Неудивительно, что  рыночные цели, ассоциируемые с инновационной  стратегий, почти всегда направлены на создание совершенно новой формы  или разновидности ценности для  потребителей. И действительно, инновационная  стратегия компании во многом задаётся "стратегическими намерением" или "стратегической перспективной", нацеленными на создание и использование  ранее не существовавшей возможности, которую конкуренты не смогли увидеть  или не решились найти к привычной  вещи иной подход.

Любая команда руководителей, разрабатывающая  инновационную стратегию и последующую  её реализацию, неизбежно сталкивается с серьёзными проблемами своего рынка  и собственной организации. Приведенные  ниже аспекты показывают узкие места, где чаще всего встречаются трудности, связанные с успешным запуском инновационной  стратегии, направленной на создание совершенно нового рыночного пространства или  отраслевого сегмента.

·  Создать продукт или решение, радикально отличающееся от существующих на рынке.

·  Продукт или решение должно иметь существенно более высокую  функциональность. Пользователи продукта или решения должны получить от него значительно большую ценность в  отличие от того, что есть сейчас.

·  Продукт или решение должно стать основой для постоянного  совершенства и применения инноваций. В противном случае стратегия  будет "одноразовой".

·  Продукт или решение должно быть привлекательно для широкого круга  потребителей, т.е. изначально должна предусматриваться  возможность адаптации к различным  вкусам, предпочтениям и вариантам  использования, а также возможность  изменений по запросам отдельных  заказчиков.

Несмотря на эти трудности рыночного  и организационного характера, многим удалось создать инновационные  стратегии и реализовать их. Классический пример таких стратегий иногда демонстрируют  вновь появляющиеся компании, предлагающие на рынке совершенно новый продукт  или решение. Теперь и давно существующие корпоративные структуры также  создают и реализуют инновационные  стратегии. В Японии и Швеции многим компаниям, созданным еще 500 лет назад, удалось выжить только потому, что  из века в век они постоянно  изобретают все новые и новые  стратегии.

Инновационная стратегия необходима, если организация надеется выбиться из общего ряда и занять место лидера. Компания должна создавать и использовать любую новую для рынка возможность. Поэтому неудивительно, что инновационная  стратегия связана со значительным риском, так как приходится заниматься тем, чего ещё не было. Но при этом организация получает возможность  достичь высоких результатов  как с точки зрения рыночной доли, так и финансов.

  1. Особенности инновационного менеджмента

Инновационный процесс  представляет собой подготовку и  осуществление инновационных изменений  и складывается из взаимосвязанных  фаз, образующих единое, комплексное  целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение - инновация.

Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет  диффузия (распространение во времени  уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или  местах применения).

Инновационный процесс  имеет циклический характер. Учет этих моментов будет способствовать созданию гибких систем организации  и управления экономикой.

Инновационный процесс - сложное  комплексное организационное мероприятие  с информационно насыщенными  этапами принятия самых разнородных  решений.

Концептуальная организация  такого процесса, изложенная выше, позволяет  снизить риск ошибочных решений  и издержки в процессе выполнения НИОКР и организации серийного  производства нового товара.

Инновационная деятельность (НИОКР и внедрение их результатов  в производство) является одной из основных сфер деятельности любой фирмы. Сфера НИОКР непосредственно  связана с маркетингом фирмы, причем эта связь двухсторонняя. Подразделения НИОКР должны опираться  в своей деятельности на маркетинговые  исследования запросов и состояния  рынка, и, следовательно, можно сказать, что они должны работать по заданию  служб маркетинга. С другой стороны, отслеживание тенденций научно-технического процесса, прогнозирование и собственно разработка новых изделий требуют  со стороны подразделений сферы  НИОКР постановки задач маркетинговым  службам по проведению соответствующей  оценки рыночного потенциала новых  изделий.

Задачей НИОКР является создание новых изделий (или услуг), которые будут являться основой  производственной деятельности фирмы  в будущем. При проведении НИОКР, естественно, должны учитываться производственные культура, традиции, организация, инфраструктура, технологический уровень, кадровый потенциал и т. д. Но, пожалуй, самым  важным обстоятельством является то, что НИОКР, как деятельность, обращенная в будущее, тесно связаны и  взаимно определяют стратегический менеджмент фирмы. Стратегия превращается в реальность только в результате разработки конкретного продукта или процесса. Затраты на НИОКР - это вложения в будущее фирмы, но в то же время они связаны с высокими неопределенностью и риском.

Все изложенное дает основание  заключить, что в большинстве  случаев управление НИОКР (прогнозирование, планирование, оценка проектов, организация  и комплексное управление, контроль за ходом НИОКР) - стратегически более  важная задача, чем собственно исполнение НИОКР (важнее определить правильное направление  движения, чем сосредоточиться на конкретных шагах в этом направлении).

Таким образом, можно заключить, что НИОКР и управление ими (инновационный  менеджмент) тесно связаны с теорией  и практикой общего менеджмента  фирмы, маркетингом, производственным менеджментом, логистикой, стратегическим менеджментом, финансовым менеджментом предприятия.

Решение управленческих проблем  требует сосредоточения внимания на мелочах, деталях, характеризующих  эти проблемы, и инструментах их решения. Поскольку внимание отдельных  руководителей концентрируется  на ограниченном круге узких проблем, то трудно объединить их работу всеобъемлющим  планом. Это привело к формированию концепции стратегического менеджмента. Однако сфера НИОКР при всех многих и разносторонних связях с другими  сферами деятельности фирмы, как  правило, относительно обособлена в  организации. Это связано с неопределенностью  процесса НИОКР, спецификой деятельности в сфере НИОКР, потребностью в  новых идеях. НИОКР определяют будущее  развитие корпорации, предполагают изменения, подчас значительные, в производстве, маркетинге, управлении фирмы, и это, естественно, вызывает определенную консервативную оппозицию внутри фирмы.

Существует определенный "управленческий разрыв" в понимании  позиции, мотивации руководителей  НИОКР и других руководителей  фирмы. Поэтому для менеджеров всех уровней важно понимание роли и методов НИОКР, особенностей управления этой сферой деятельности.

В частности, это проблемы:

· маркетингового подхода  к НИОКР;

· стратегии НИОКР как  части общей стратегии фирмы;

· отбора и оценки проектов;

· финансового управления НИОКР;

· планирования и управления программами НИОКР;

· организации и выполнения НИОКР;

· научно-технической подготовки производства новых изделий;

· роли НИОКР в обеспечении  качества и надежности изделий.

НИОКР могут рассматриваться  не только как одна из сфер деятельности фирмы, но и как самостоятельный  вид бизнеса. С этой целью создаются  инновационные фирмы, осуществляющие по заказам различных экономических  субъектов (в том числе и государства) НИР и ОКР, а также продающие  на рынке свои разработки соответствующим  потребителям. В России к ним относятся  многочисленные НИИ, ОКБ, научные подразделения  вузов и т. д.

В инновационном менеджменте  опираться на следующие положения:

· научно-технические инновации  есть решающее условие выживания  и роста большинства фирм и  они должны соответствующим образом  планироваться и управляться;

· ресурсы, выделенные на НИОКР, оправданны лишь в той мере, в какой они приводят к достижению целей корпорации;

· требуется анализ выполненных  инноваций, чтобы выявить факторы, приводящие к успеху;

·  сознательное применение концепций стратегического и инновационного менеджмента повысит качество применяемых решений и обеспечит повышение эффективности инвестиций в НИОКР.

Прежде всего следует  получить четкие ответы на вопросы:

· обеспечат ли инвестиции в собственные НИОКР лучший результат, чем приобретение лицензий на стороне?

· обеспечат ли затраты  на НИОКР более высокую отдачу по сравнению с теми же затратами  на производство и маркетинг?

Современные инновационные  процессы достаточно сложны и требуют  проведения анализа закономерностей  их развития. Для этого необходимы специалисты, занимающиеся различными организационно-экономическими аспектами  нововведений - инновационные менеджеры.

Инновационные менеджеры  должны обладать научно-техническим  и экономико-психологическим потенциалом, им нужны инженерно-экономические  знания. Инновационные менеджеры  способствуют продвижению инновационного процесса, стараются прогнозировать возможные катаклизмы и пути их преодоления.

Для рыночной экономики  характерна конкуренция самостоятельных  фирм, заинтересованных в обновлении продукции, наличие рынка нововведений, конкурирующих друг с другом. Поэтому  существует рыночный отбор нововведений, в котором участвуют инновационные  менеджеры.

Инновационные менеджеры  могут действовать в различных  организационных структурах (академии наук, вузы, научные общества, исследовательские  организации, конструкторские бюро и др.), выполняя функции создания творческих коллективов, поиска и распространения  новшеств, формирование портфеля заказов  на научные исследования и разработки. Они управляют научными коллективами, занимаются координацией научных исследований и должны обладать качествами традиционного  менеджера и ученого исследователя, а также быть квалифицированными экономистами, способными оценить эффективность  нововведений.

Новый сложный этап реформирования экономики России требует подготовки специалистов по инновационному менеджменту, владеющих методами управления научными коллективами, исследованиями и разработками и способных работать на рынке нововведений.

 

  1. Источники инноваций

Несоответствие качества процесса предъявляемым к нему требованиям  называется несовершенством процесса. Термин ввел Э. Даунс в 1966 г. С установления этого факта начинается поиск  альтернатив действия. Критерием  оценки качества процесса служит экономическая  эффективность, выражающаяся в успехе на рынке - удовлетворенности потребителей. Несоответствие процесса порождается: 1) неверными ожиданиями агента принятия решения; 2) появлением иных критериев  удовлетворенности; 3) технологическими нововведениями; 4)нововведениями в  распределении власти между индивидами и группами; 5) нововведениями рыночной конъюнктуры: 6) нововведениями технологии в макросреде; 7) нововведениями статуса  организации в иерархии власти в  контексте окружающей среды.

Социальное изменение создает  ситуацию несовершенства (отставания) процесса деятельности, который является противоречием между тем, что  организация могла бы делать благодаря  целевой возможности, создаваемой  средой, и тем, что она актуально  осуществляет в терминах использования  этой возможности. Несовершенство процесса может быть вызвано действием  исключительно социальных факторов, например, уходом из организации ключевого  эксперта. Несовершенство процесса деятельности способствует созданию новых инновационных  возможностей. Именно этот факт служит основанием для интеграции частных  теорий индустриальной теории управления, объясняющих процессы управления организацией, с современными концепциями маркетинга и организации проектных работ. При поиске средств ликвидации несовершенства процесса, значительная нагрузка на агента инновации приходится на этапе принятия решения. Последний принимается  как рациональный человеческий процесс, включающий и индивидуальные, и социальные феномены, основанный на фактуальных и ценностных принципах, который включает выбор образца поведения из ряда альтернативных образцов с целью достижения желательного состояния связей субъекта.

Инновационное решение, основанное на несоответствиях, должно поддаваться  четкому определению и вписываться  в уже существующую технологию и  ресурсы. Осознать несоответствие в  состоянии субъект, связанный с  данным типом деятельности. Несоответствия формы и содержания процесса не возникают  вместе с каким-либо событием в окружающей среде, хотя все-таки именно внешнее  событие чаще всего помогает осознать потребность процесса. Для успешного  претворения в жизнь инновационных  решений, основанных на потребности  процесса, требуется наличие пяти основных критериев: 1) автономности процесса; 2) одного "слабого" или "отсутствующего" звена; 3) четкого определения цели; 4) конкретизации решения; 5) высокого уровня восприимчивости или же широкого понимания пользы предложенной инновации. Результативная инновационная политика (при наличии вышеуказанных критериев) связана с последовательной реализацией  алгоритма, состоящего из следующих  действий: 1) анализа возможностей: 2) накопления специализированной информации; 3) разработки простого и функционального  изобретения; 4) углубления специализации  нововведения, выражающегося в стремлении удовлетворить потребности специфического рыночного сегмента. Особенности  феномена потребности процесса блестяще описаны в работах П. Дракера. Нововведения в отраслевой структуре также являются источником инноваций. С точки зрения отраслевой структуры экономики, необходимость в осуществлении постоянных нововведений связана с потребностью стать лидером или же сохранить достигнутый субъектом успех на том или ином рынке. Показателями приближающихся нововведений могут быть: 1) быстрый рост отрасли; 2) консервация представлений имеющихся лидеров о рынке; 3) сближение технологий конкурентов. Влияющим на формирование инноваций фактором выступают демографические нововведения. Анализ демографических нововведений начинается с оценки данных о составе населения. Важнейшими аспектами демографических явлений представляются половозрастное распределение и профессиональная сегментация.

Информация о работе Стратегический этап инновационного управления